Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Минэкономразвития России опубликовало новый проект федерального закона о контролируемых иностранных компаниях
22.07.2014

Минэкономразвития РФ опубликовало на своем официальном сайте проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций).

Данный Федеральный закон призван стать одним из основных законодательных инструментов "антиофшорного пакета" и основан на мировом опыте применения так называемых правил CFC (controlled foreign corporations rules). Разработка указанного законопроекта ведется продолжительное время. Первоначальный вариант проекта был опубликован Минфином РФ в марте этого года. Основная идея проекта — введение в НК РФ правил о включении в налоговую базу российских организаций и физических лиц, соответственно, по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц прибыли, полученной так называемыми контролируемыми иностранными компаниями (далее также — КИК).

По мнению представителей российского бизнеса, первоначальный проект Минфина России получился чрезмерно жестким. К дальнейшей работе над проектом подключилось Министерство экономического развития РФ. По итогам встречи с членами правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которая состоялась 18 июня 2014 года, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минфину России (А.Г. Силуанову) совместно с Минэкономразвития России и с участием Российского союза промышленников и предпринимателей и других объединений предпринимателей доработать законопроект, обратив особое внимание на:

  • соответствие вводимых законопроектом терминов и понятий действующей правовой системе, в частности на уточнение понятия налогового резидентства;
  • уточнение круга лиц, на которых будут распространяться нормы законопроекта;
  • установление в необходимых случаях этапности введения норм, содержащихся в законопроекте;
  • введение системы стимулирования перехода компаний в российскую юрисдикцию;
  • увеличение порога прибыли, с которого на компании распространяются нормы законопроекта;
  • совершенствование механизма признания контролирующего лица иностранной организации, в том числе, исходя из доли совокупного участия
  • лица в капитале компании в размере 50% плюс один голос;
  • оптимизацию уровня налоговой ставки для иностранной организации от уровня, установленного в Российской Федерации;
  • уточнение критериев определения зарубежных стран, на которые распространяются нормы законопроекта;
  • необходимость проведения оценки регулирующего воздействия законопроекта;
  • обоснование сроков доработки законопроекта с учётом необходимости вступления его в силу с 1 января 2015 года.

О ходе работы было поручено доложить до 30 июня. Ранее требование разработать законопроект до 1 июля 2014 г. выдвигал также и Президент РФ В.В. Путин.

Обновленный законопроект появился на официальном сайте Минэкономразвития России 26 июня 2014 г.

Наиболее значимые положения нового законопроекта по сравнению со старым можно свести к следующим пунктам:

1. Увеличивается размер доли участия, необходимой для признания лица контролирующим лицом иностранной компании  — теперь для этого необходимо не менее 50%.

Согласно позиции Минэкономразвития, отраженной в законопроекте, лицо, доля прямого или косвенного участия которого в организации единолично или с взаимозависимыми лицами (ст.105.1 НК  РФ) составляет более 50%, должно признаваться контролирующим лицом этой организации. Напоминаем, что в предшествующем законопроекте необходимая доля такого участия составляла 10%.

2. Согласно законопроекту, действие закона должно распространяться на иностранные организации из "черного" списка.

Согласно подходу Минфина России к перечню стран, на компании из которых нужно распространять закон, необходимо составить "белый" список стран, освобожденных от налога. Согласно законопроекту Минфина, при признании компании контролируемой, необходимы: факт членства государства постоянного местонахождения компании в Евразийском Экономическом союзе, включенность в перечень государств (территорий), обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ, размер эффективной ставки налога на прибыль для конкретной компании не должна быть ниже 75% ставки налога, предусмотренной п.1 ст.284 НК РФ.
В проекте Минэкономразвития эти требования отсутствуют, и, напротив, указывается, что организации, признаваемые контролируемыми, должны быть включены в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином России.

3. Законопроект устанавливает ряд новых (по сравнению с предшествующим законопроектом) случаев, когда организация не может быть признана контролируемой.

В частности, не может быть признана контролируемой организация, которая хоть и подпадает под установленные законопроектом признаки КИК, однако:

  • контролирующее ее лицо является организацией, акции которой прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах РФ;
  • участвует в соглашениях с правительством (правительственными структурами) соответствующего государства (концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции);
  • осуществляет деятельность по перевозке морскими судами и (или) сдаче в аренду или субаренду (в том числе фрахт, субфрахт) морских (смешанного река-море плавания) судов.

4.  Согласно законопроекту не требуется направлять уведомление об участии в иностранных организациях. 

Согласно законопроекту Минэкономразвития на налоговых резидентов РФ возлагается обязанность по направлению исключительно уведомления о наличии у них КИК, уведомления об участии в иностранных организациях, как было предписано законопроектом Минфина, направлять не требуется. Кроме того, налогоплательщик может быть освобожден от ответственности за неуведомление налоговых органов о контролируемых организациях в случае, если он не имел законного способа получить соответствующую информацию.

5. По сравнению с проектом Минфина РФ изменяется порядок исчисления прибыли КИК.

Проект Минфина РФ в данной части отсылал к порядку определения прибыли, установленному гл.25 НК РФ. Проект Минэкономразвития предписывает определять прибыль КИК, как сумму чистой прибыли после налогообложения, подлежащей распределению, уменьшенной на величину выплаченных по итогам отчетного периода дивидендов с учетом промежуточных дивидендов, выплаченных в течение отчетного периода.

6. Законопроектом установлены существенные ограничения налогового бремени налогоплательщиков-контролирующих лиц.

Несмотря на то, что в проекте Минэкономразвития не уменьшена предельная сумма прибыли, которая может учитываться при определении налоговой базы налогоплательщика-контролирующего лица, по сравнению с проектом Минфина (3 000 000 руб.), в нем предусмотрены условия, при которых такая прибыль не может быть включена в доход контролирующего лица, например:
при определении налоговой базы контролирующего лица не учитывается прибыль КИК, косвенное участие контролирующего лица в которой реализовано через прямое или косвенное участие такого контролирующего лица в российской организации, в свою очередь также признаваемой контролирующим лицом этой КИК;

прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика-налогового резидента РФ, если он представит документальное подтверждение того, что он утратил контроль над организацией (по причине отчуждение доли, прекращения действия договора и т.п.) до даты принятия КИК решения о распределении прибыли за отчетный период;
в состав налоговой базы налогоплательщика-налогового резидента РФ включается прибыль КИК за отчетный период, предшествующий дате приобретения данным лицом контроля в отношении КИК, только если контроль в отношении данной КИК был приобретен таким лицом до даты принятия КИК решения о распределении прибыли за отчетный период;
прибыль КИК не подлежит включению в налоговую базу налогоплательщика — контролирующего лица, если в течение периода прямого или косвенного участия в КИК у контролирующего лица не имелось возможности по личному закону КИК или по условиям договора определять решения о распределении прибыли КИК.

7. Законопроект предусматривает более лояльный подход к определению налоговой базы и налоговой ставки налога контролирующего лица.

Согласно проекту, если источником дохода налогоплательщика от долевого участия является прибыль КИК, прямо и косвенно принадлежащей налогоплательщику — контролирующему лицу, сумма налога, уплаченная с этой прибыли, засчитывается при уплате налога на доходы от долевого участия, причем это касается как определения налоговой базы по НДФЛ, так и по налогу на прибыль организаций.

Кроме того, согласно отраженной в проекте позиции Минэкономразвития, доход контролирующего (физического) лица в виде сумм прибыли КИК, а также прибыль контролирующего лица-организации в размере сумм прибыли КИК, должны облагаться по той же ставке, что и доход (прибыль) от полученных дивидендов (9%).

По мнению экспертов из компании "Щекин и партнеры", законопроект в нынешнем виде является гораздо более проработанным, имеет меньшее количество неточных и излишних формулировок.

Нельзя не отметить выраженную попытку Министерства экономического развития РФ учесть интересы бизнеса, сгладить противоречия, возникшие при обсуждении предшествующей редакции законопроекта. Заметно и влияние на проект позиций РСПП, при участии которого он разрабатывался.

Российскому бизнесу и его владельцам необходимо внимательно отслеживать изменения позиции профильных министерств по вопросу о налогообложении прибыли КИК и, в частности, оценивать свои корпоративные структуры через призму нового законопроекта.

Мероприятия:
<< Июль, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ