Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

27.10.2020

Как будет развиваться в России водородная энергетика.

Российская газета

К 2024 году в России будет запущено несколько пилотных проектов в области водородной энергетики. В том числе планируется разработка и создание отечественных установок по производству водорода без выбросов углекислого газа. Это следует из утвержденного правительством плана по развитию водородной энергетики.

Для России эта тема важна не только потому, что использование водорода считается одним из самых перспективных векторов развития мировой энергетики (по различным прогнозам, доля водорода в мировом энергобалансе в будущем может составить от 7 до 25%). Дело еще в том, что для производства водорода используется природный газ, по запасам которого наша страна занимает первое место в мире.

Уже сегодня развитие водородной энергетики рассматривается в качестве одного из перспективных направлений российско-германского и российско-японского сотрудничества, рассказали "РГ" в пресс-службе минэнерго. Ранее глава минэнерго Александр Новак сказал, что выполнение плана по развитию водородной энергетики позволит создать в стране принципиально новую индустрию. "Водород, используемый сегодня в основном в химической и нефтехимической промышленности, в перспективе способен стать одним из драйверов развития энергетики и базой для формирования в стране водородной экономики", — сказал министр.

Помимо производства водорода в плане предусматриваются работы по созданию систем хранения, способов его транспортировки и использования в энергетике, транспорте и промышленности. В "дорожной карте" до 2024 года запланированы разработка, изготовление и проведение испытаний газовых турбин на метано-водородном топливе и создание опытного образца железнодорожного транспорта на водороде.

"Потенциально у России существуют огромные перспективы производства и экспорта водорода, учитывая размеры сырьевых запасов и экспортные мощности трубопроводной системы", — говорит аналитик "Финам" Алексей Калачев. Поскольку сейчас для транспортировки водорода предполагается использовать существующие газопроводы, то и направления будущего экспорта задаются существующими маршрутами. Это Европа и Китай, считает эксперт.

Основная проблема пока в том, что цена производства водорода высока и он сейчас не может конкурировать с традиционными энергоносителями — нефтью, газом и углем. Эксперты считают, что в перспективе после 2030 года новые технологии позволят снизить себестоимость производства до конкурентного уровня. "Кроме того, пока отсутствуют производственные мощности, способные выпускать столько водорода, чтобы его экспорт ощутимо потеснил экспорт природного газа, а их строительство обойдется дорого", — уточняет Калачев. Он также пояснил, что Россия может наладить производство водорода из ископаемого углеводородного сырья, но нет уверенности в том, что такой водород будет считаться на международном рынке "зеленой" энергетикой.

Также много споров вызывают способы транспортировки водорода. На фоне роста популярности СПГ возникает вопрос, а будет ли востребован именно трубопроводный способ доставки водорода потребителям. Может статься, что за десятилетия развития водородной энергетики более распространенным способом станет доставка водорода в сжиженном виде, считает Калачев.

Сергей Тихонов

 

 

Европа обнаружила неэкологичность американского сжиженного газа.

Независимая газета

Трубоукладчик "Академик Черский" после нескольких недель стоянки около Калининграда пришел в движение в воскресенье и направился на северо-запад вместе с тремя судами снабжения. Все, что касается строительства "Северного потока — 2" (СП-2), по-прежнему держится в тайне, но основная версия — "Черский" с судами сопровождения идет в немецкий Мукран, где находится логистический центр стройки, берет трубы и потом идет в сторону датского острова Борнхольм, где с декабря 2019 года лежит брошенный швейцарскими строителями трубопровод.

Напомним, что в декабре прошлого года вступили в силу санкции США против строителей СП-2, зашитые в военный бюджет этой страны. Достраивать трубопровод, как предполагают эксперты, будет российский "Академик Черский", который перегнали с Дальнего Востока, переоборудовали под новые задачи и испытали. У всех судов российские собственники, которые формально не имеют отношения к "Газпрому", поэтому риск влияния действующих и будущих санкций кажется сведенным к минимуму.

Нерест трески в Балтике давно закончился, последнее необходимое разрешение оператор строительства получил от Дании в начале октября. Осталось уложить около 160 км в датских и немецких водах. Однако 20 октября США расширили санкции против "Северного потока — 2". Госдепартамент США уточнил, что санкции против собственников участвующих в достройке судов распространятся и на компании, которые предоставляют услуги, оборудование или финансирование для модернизации или оснащения таких судов. Им дали срока до 30 октября, чтобы выйти из проекта.

Буквально на следующий день, 21 октября, агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило о том, что власти Франции попросили Engie, одну из крупнейших энергокомпаний Европы, отложить подписание договора об импорте сжиженного природного газа (СПГ) из США под предлогом экологических рисков.

"Власти Франции попросили Engie отложить подписание многомиллиардного контракта на импорт сжиженного природного газа из США из-за опасений относительно экологических последствий сделки", — говорится в сообщении. По словам источников, соответствующий запрос компания получила от Министерства экономики Франции.

Engie планировала заключить договор на сумму 7 млрд долл. с американской NextDecade, но из-за полученной просьбы французская компания "изучит проект более детально", также отмечает агентство.

Engie — один из европейских партнеров "Газпрома" в проекте "Северный поток — 2", ее доля в инвестициях в проект составляет 9%. При этом инвестиции в строительство составляют около 12 млрд евро. В начале октября в компании произошло изменение в руководстве компании, ее генеральным директором назначена Катерина Макгрегор.

Engie была готова подписать 20-летний контракт на 7 млрд долл. на покупку СПГ, который планировалось поставлять с не существующего пока экспортного предприятия NextDecade в Рио-Гранде (штат Техас). Эта сделка важна для американцев, так как позволила бы NextDecade собрать заказы на 11 млн т СПГ в год, что, в свою очередь, позволяло принять окончательное решение о строительстве завода.

Французское правительство владеет более чем третью долей в Engie и как значимый участник предприятия рекомендовало совету директоров отложить, если не полностью отменить любую сделку из-за опасений, что производители природного газа США выбрасывают слишком много метана на нефтегазовых месторождениях Западного Техаса, с которых будет поставляться газ на завод NextDecade, сообщила руководитель французского филиала зеленой группы Friends of the Earth Лоретт Филипбот.

Впрочем, эксперты и политологи не слишком верят в то, что экологическая причина стала основной в действиях французских властей. "Скорее Engie пользуется моментом удобной политико-идеологической конъюнктуры для того, чтобы обосновать свой отказ от СПГ из США, — считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. — Сейчас любые действия можно обосновать со ссылкой на климатическую идеологическую повестку. В реальности Engie отказывается от банально более дорогого в сравнении с альтернативами газа из США. Французское правительство здесь не то чтобы давит на Engie, а не настаивает на работе с американцами — что уже хорошо".

Политолог Андрей Суздальцев уверен, что действия французских властей в данном случае полностью согласованы с Берлином. "Франция исторически не связана с поставками газа из России, она получает топливо из других стран, например Алжира. В данном случае речь идет о том, что это фактически совместный жест, демонстрация американцам, предупреждение, — говорит эксперт. — Франция почувствовала, что Европу берут за горло с обязательными поставками из США, и пытается противостоять этому. Европа выстраивает такую энергетическую политику, которая в идеале не должна зависеть от поставок ни из России, ни из США. Однако США имеют колоссальное влияние в ФРГ, и если им надо — они зарубят любой проект, что сейчас и демонстрируется на СП-2.

Суздальцев отмечает, что сигнал от французов не случайно прошел именно сейчас: "Они это сделали в момент открывшегося окна возможностей, когда в США увлечены выборами. Тем более что в результате выборов вполне возможна смена администрации, которой "на новенького" придется разбираться с проблемой".

Вместе с тем эксперт предупреждает от иллюзий по поводу смягчения ситуации в случае смены хозяина Белого дома. "Остановка строительства СП-2 и поставок по нему газа — это стратегическое стремление всех игроков в США к сдерживанию России, ее связей с Европой. Это стремление усилить свое влияние на Европу. Если строительство СП-2 и поставки газа по нему не удастся остановить, это будет демонстрация того, что США уже не супердержава. Однако, на мой взгляд, США уже продавили Европу на закрытие проекта, и канцлер ФРГ Ангела Меркель сейчас занята тем, что ищет, как спасти лицо, отказавшись от СП-2, и ситуация с предполагаемым отравлением Алексея Навального в этом может ей помочь", — сказал "НГ" Суздальцев.

По словам Митраховича, у Европы есть еще козыри в случае продолжения санкционного давления на СП-2, и ряд проектов по импорту энергоносителей из США в Европу могут оказаться под угрозой из-за экологических или других проблем. Однако решиться на их демонстрацию там могут только в случае крайней нужды.

"Теоретически под угрозой могут оказаться поставки нефти из США, добываемой с помощью фрекинга (способ добычи сланцевой нефти. — "НГ"). Но это возможно только в случае ответной меры Европы на слишком резкие шаги США вроде санкций против европейских компаний за их участие в том или ином виде в проекте "Северный поток — 2", — говорит эксперт.

Анатолий Комраков

В предложенном виде механизм лишь ухудшит конкурентоспособность энергоемкой промышленности.

Независимая газета

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовит предложения к разработанному "Советом рынка" и Минэнерго законопроекту о введении зеленых сертификатов для потребителей безуглеродной электроэнергии. Механизм нужно выстроить таким образом, чтобы промышленность не только не пострадала, но и выиграла в плане конкурентоспособности на экспортных рынках, подчеркивалось на заседании Комиссии РСПП по электроэнергетике. В нынешнем виде документ не учитывает интересов экспортеров, не решает проблем трансграничного регулирования, которое будет введено в Евросоюзе, и создает риск спекуляции сертификатами, отмечают потребители.

Проблема в том, что ЕС использует углеродную повестку для борьбы с российским экспортом. Консалтинговая компания KPMG оценила издержки отечественных экспортеров в зависимости от разных вариантов появления в Европе трансграничного углеродного регулирования в сумму от 7 млрд до 50,6 млрд евро — это уже находится за рамками борьбы за экологию и является ударом по экономическим интересам страны. Экспортно ориентированной промышленности потребуется государственная поддержка, исключающая рост издержек, констатируют потребители.

На сегодняшний день мировая практика подтверждения углеродного следа складывается из нескольких составляющих: рыночный метод включает в себя зеленые сертификаты и свободные долгосрочные договоры, а региональный метод учитывает структуру произведенной электроэнергии в конкретной точке, где находится потребитель. Зарубежные промышленники могут использовать все три способа. Российские энергопотребители опасаются, что законопроект ограничит их возможности, оставив только зеленые сертификаты. "В России будет единственный способ подтверждения безуглеродного следа. Остальная международная практика у нас использоваться не сможет", — заявил директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов.

По его подсчетам, низкоуглеродная генерация дополнительно заработает на зеленых сертификатах: 40 млрд руб. — ГЭС и ВИЭ и 41,7 млрд руб. в год — АЭС. А экспортеров, которые должны будут таким образом подтверждать свой безуглеродный след, ожидает ощутимый прирост себестоимости, и чем выше электроемкость, тем выше он будет. Дополнительный рост расходов на электроэнергию составит до 5-10%: прирост себестоимости производства может составить в отношении алюминия до 3,2 тыс. руб./т, электролитной меди и электролитного никеля — до 0,6-0,8 тыс. руб./т, стали — до 0,1 тыс. руб./т, в отношении производства аммиака методом электролиза и азота — до 2,2-2,4 тыс. руб./т.

Экспортерам также будет запрещено распространять информацию о потреблении безуглеродной электроэнергии без приобретения зеленых сертификатов, опасаются потребители. То есть будут созданы дискриминационные условия для отечественных потребителей энергии в сравнении с зарубежными конкурентами, которые могут использовать все доступные способы и методы подтверждения. Экономике это грозит сдерживанием темпов роста ВВП и восстановления после выхода из пандемии. Сегодня доля затрат на электроэнергию в российской цветной металлургии выше, чем у всех зарубежных конкурентов, поэтому обязательная покупка зеленых сертификатов может вынудить промышленников значительно сократить экспорт в долгосрочной перспективе.

В этой связи энергопотребители предлагают сохранить все методики подтверждения использования безуглеродной электроэнергии, ограничить долю экспортируемых зеленых сертификатов, чтобы не создавать их дефицит на внутреннем рынке, а также предусмотреть возможность безвозмездного подтверждения экспортерами низкоуглеродного потребления электроэнергии, вырабатываемой по программам договоров предоставления мощности (ДПМ). Представители промышленников объясняют, что уже фактически заплатили за производство зеленой электроэнергии, поэтому дополнительно оплачивать зеленые сертификаты — избыточная мера.

С критикой были согласны и другие участники заседания. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев выразил опасение, что принципы, заложенные в законопроекте, приведут к спекуляции зелеными сертификатами: "Рынок зеленых сертификатов может оказаться закрытым для реальной промышленности. Законопроект допускает возможность без ограничения приобретать сертификаты покупателям, осуществляющим потребление электроэнергии за пределами территории РФ, а также перепродавцам, готовым участвовать в обороте исключительно с целью получения прибыли. Но в первую очередь нужно помогать промышленности покупать сертификаты по доступным ценам, чтобы снижать свой углеродный след. И очень важное замечание — дважды пытаться заработать на одном и том же нелогично. Есть предложение безвозмездно распределять сертификаты, выпускаемые в отношении выработки генерации, построенной в рамках программ ДПМ, — то есть в отношении того, за что потребители уже заплатили. Либо на сумму проданных сертификатов сокращать поддержку с оптового рынка".

С таким подходом солидарна и член правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Елена Фатеева. По ее словам, потребители, уже заплатившие по ДПМ, должны получить выгоду от рынка зеленых сертификатов. Предполагалось, что объекты зеленой генерации, построенные в рамках ДПМ, должны будут принудительно участвовать в рынке зеленых сертификатов, а их прибыль — изыматься и направляться на уменьшение стоимости мощности, за которую платят потребители, напомнила Елена Фатеева, "но законопроект вышел с добровольным участием и очень половинчатым".

Зеленые сертификаты должны снижать стоимость программ ДПМ, согласился директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. "Если это элемент конкуренции за рубежом, было бы странно дополнительно нагружать экспортеров", — заметил начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.

Как заметил заместитель председателя правления ассоциации "Совет рынка" Олег Баркин, со многими замечаниями можно согласиться — так, например, законопроект не запрещает иные методики подтверждения безуглеродного следа, нельзя лишь дублировать один и тот же объем чистой электроэнергии в разных методиках. А возможности для спекуляций будут пресечены на уровне подзаконных актов, рассчитывает он. Можно согласиться и с сокращением тех или иных программ ДПМ на объем проданных сертификатов, добавил Олег Баркин. Однако энергопотребителей законопроект в его нынешнем виде не устраивает. "Пока это законопроект про рынок зеленых сертификатов, а не про то, как поддержать экспортеров", — подчеркнул Максим Балашов.

Глеб Тукалин

 

 

<< Октябрь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ