Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"Создание арбитражных апелляционных судов как очередной этап на пути судебной реформы в Российской Федерации"

 

28 октября 2004 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Председателем Десятого арбитражного апелляционного суда Абсалямовым Артуром Винеровичем.

Ведущая интервью — Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

- С какой целью и по каким причинам апелляционные суды были выделены в самостоятельное звено системы арбитражных судов?

- В самом деле, первых два апелляционных суда были созданы в этом году и явились определенной исторической вехой на пути развития судебной системы. Об этом также отмечал Игорь Федорович Яковлев во время своего выступления на торжественном открытии двух первых судов в Москве. Что касается поставленных вопросов, то тут можно сделать некоторую историческую справку. Нужно отметить, что система арбитражных судов существует с 1992 года, и за это короткое время — 12 лет — она, нужно отметить, динамично развивалась и претерпела коренные преобразования. В настоящее время мы уже работаем по третьему арбитражно-процессуальному кодексу. Помимо этого были изменены и фундаментальные законы, регламентирующие систему деятельности арбитражных судов, я имею в виду Федеральный конституционный закон "О судебной системе" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ".

Деятельность арбитражных апелляционных судов как самостоятельного подразделения системы арбитражных судов была регламентирована Федеральным конституционным законом N 4, принятым 04.07.03 г. Данным ФКЗ предусмотрено образование сети апелляционных судов. То есть если посмотреть те судебные округа и окружные суды, которые действуют с 1995 года, то получается, что на каждый судебный округ (которых 10) приходится по два апелляционных суда. Какую цель преследовал законодатель при таком образовании системы арбитражных судов? До названного мною закона и до 2004 года апелляционная инстанция существовала в арбитражном суде субъекта РФ, то есть, если можно так выразиться, было структурным подразделением суда. Апелляционная инстанция также рассматривала апелляционные жалобы и на те судебные акты, которые еще не вступили в законную силу.

Создание апелляционных судов направлено, прежде всего, на мой взгляд, на повышение эффективности экономического правосудия. Можно много рассуждать на эту тему, можно говорить и о зарубежном опыте, но сложившаяся на данный момент система арбитражных судов способствует наиболее эффективной защите нарушенных прав и интересов тех организаций и граждан, которые обращаются за соответствующей защитой.

Если говорить о роли той или иной инстанции, то нужно отметить, что суд первой инстанции — это тот суд, который рассматривает наибольшее количество дел, и наибольшая нагрузка, конечно, при рассмотрении того или иного спора лежит на суде первой инстанции. Суд апелляционной инстанции призван, с точки зрения закона, проверить законность и обоснованность принятого судебного акта, не вступившего в законную силу. Но кроме этого суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело, то есть при осуществлении этой деятельности суд, прежде всего, должен исправить ошибки, допущенные судом первой инстанции. Роль суда округа или роль суда кассационной инстанции заключается в проверке законности принятых этими двумя инстанциями судебных актов, вступивших в законную силу. На сегодняшний день это связано с изменениями, внесенными в фундаментальные законы, роль суда округа значительно возросла и практически суд округа сейчас является последней инстанцией, рассматривающей спор. Что касается надзорной инстанции, то до настоящего времени Президиум ВАС рассматривает дела. Но при этом нужно отметить, что то количество дел, рассматриваемое Президиумом, резко сократилось по сравнению, допустим, с 2002 или 2003 годом. Цель работы этой инстанции заключается в формировании единообразной судебной практики, единообразного подхода при применении законов и разрешении тех или иных спорных ситуаций. Таким образом, выделение апелляционной инстанции в самостоятельный суд дает возможность наибольшей и наиболее эффективной защиты нарушенных прав. В этой ситуации те судьи, которые ранее были подчинены Председателю арбитражного суда субъекта, сегодня уже в такой зависимости не состоят, они являются самостоятельными, поскольку и суд является самостоятельным. Соответственно, тем самым достигаются задачи, стоящие перед апелляционными судами. Что-либо говорить на данный момент о качестве работы апелляционных судов я бы воздержался, поскольку прошло всего чуть больше трех месяцев с момента начала работы двух первых судов. А два первых суда — это N 9 и N10 апелляционные суды — начали работать с 01.07.04 года, поэтому говорить о каких-то итогах еще рано. Я уже говорил о том, что будет создано 20 апелляционных судов и законом предусмотрено поэтапное их создание. До конца 2004 года начнет работать Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в Санкт-Петербурге. Объявлены и завершены конкурсы подачи заявлений на замещение должностей Председателей еще девяти или десяти арбитражных апелляционных судов. Таким образом, я думаю, что вся система апелляционных судов, формирование которой должно завершиться до 1 января 2006 года, будет полностью сформирована. На сегодняшний день не определены места дислокации только лишь нескольких арбитражных апелляционных судов, и это связано с некоторыми организационными трудностями, поскольку создание отдельного суда связано с созданием крепкой материально-технической базы. Эти проблемы ВАС решаются, и я уверен, что примерно через год все 20 судов уже будут работать.

- Считаете ли Вы оправданным и своевременным на данном этапе судебной реформы создание арбитражных апелляционных судов? Судя по Вашему предыдущему ответу, ответ может быть только "да".

- Да, это так. И это своевременно и оправданно. И более того, я уже отметил, что система арбитражных судов существует двенадцать лет и нужно отметить то, как она динамично развивается. Кроме того, нужно отметить, что за это время, если брать простую статистику, количество обращений организаций и граждан в арбитражные суды существенно возросло. Это говорит о роли и росте доверия к данной системе судов. Поэтому все эти преобразования нацелены на то, чтобы оправдать этот рост доверия и оправдать обращения в арбитражные суды.

- То есть Вы считаете, что доверие граждан к государственным институтам в целом, и в частности к судебной системе, должно повыситься в результате этих мер?

- Да, конечно.

- Каков порядок образования и полномочия арбитражных апелляционных судов? Вы сказали, как я понимаю, что сначала на конкурсной основе выбирается Председатель, выделяется помещение, решаются организационные вопросы. А что дальше?

- Порядок образования арбитражного апелляционного суда с формальной точки зрения предусмотрен Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 года N 4-ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Если брать формальную сторону, то суд считается созданным, когда Указами Президента назначены не менее трех судей, но этого мало для того, чтобы говорить о том, что суд уже начал работать. После этого нужно произвести ряд организационных мероприятий с точки зрения создания тех условий, в которых должен суд трудиться. Если брать опыт двух судов, которые уже образованы, то четыре месяца ушли на то, чтобы подготовить соответственно здание, организовать в этом здании кабинеты для судей, помощников, специалистов, судебный зал заседаний, приобрести технику, мебель, заключить комплекс договоров, которые необходимы для существования суда. И только после этого можно было говорить о готовности суда к работе. И когда мы объявили о готовности, Постановлением Пленума ВАС было объявлено о начале работы суда. То есть получается такая этапность в организации работы суда. После объявления даты начала работы апелляционные жалобы, которые поступали в суды субъекта, то есть те апелляционные инстанции, которые существовали ранее в арбитражных судах субъекта — это касается Москвы и Московской области, начали поступать в соответствующий арбитражный апелляционный суд N 9 или N 10. Это если коротко говорить об этапах становления и организации арбитражного апелляционного суда. Что касается формирования состава суда, то, безусловно, прежде всего, необходимо назначение определенного количества судей, для того чтобы суд мог работать. В этом направлении всю подготовительную работу производил ВАС. Ведь очень сложно определить, какое количество судей должно быть в том или ином арбитражном апелляционном суде. Здесь учитывались два показателя. Нельзя говорить о том, что то количество судей, которое у нас сейчас предусмотрено, является окончательным. Первый показатель: число судей, которые рассматривали апелляционные жалобы в апелляционной инстанции арбитражного суда субъекта. Второй показатель: нагрузка при рассмотрении дел. В разных судах эта нагрузка различна. Вот эти два показателя необходимо было учитывать при формировании судейского корпуса.

- Какие квалификационные требования предъявляются к судьям?

- Квалификационные требования все предусмотрены в Федеральном законе "О статусе судей в РФ": возраст кандидата — не младше 30 лет, стаж работы по юридической профессии — не менее семи лет.

- Это общие требования, предъявляемые к судьям?

- Это общие требования. Что касается опыта, то, исходя из набора, например, в наш суд, предпочтение мы, конечно, отдавали судьям, работавшим ранее в первой или в апелляционной инстанции. Почему мы это делали? Апелляционный суд — это уже вышестоящая инстанция по отношению к суду первой инстанции. Соответственно, здесь нужна большая мудрость, нужен больший опыт того или иного кандидата, того или иного судьи для того, чтобы впоследствии проверять правильность принятых своими коллегами в первой инстанции судебных актов.

- То есть, не исключено, что могут стать судьями апелляционного суда люди, которые ранее не работали в судах?

- Такие случаи есть. Я не могу сказать про Десятый суд, но в Девятом суде такие случаи есть. Я сейчас затрудняюсь сказать, каков процент судей, не имевших ранее опыта судебной работы. Но такие лица есть.

- Существуют какие-либо традиционные способы подготовки судей, например, в Российской академии правосудия или каких-то других местах для судей апелляционных судов, готовятся какие-либо учебные программы или специализированные курсы, учитывающие специфику апелляционных судов?

- На данный момент о существовании таких программ я не слышал. Я уже говорил о том, что говорить о каком-то опыте судов немного преждевременно. И поэтому вся подготовка идет на той базе, которая существует для подготовки в целом для кандидатов в судьи арбитражных судов.

- А в чем заключается работа Председателя апелляционного суда, Ваша работа?

- Роль председателя сводится, наверное, к тому, чтобы работа суда была наиболее эффективной. И опять же, роль Председателя заключается в том, чтобы споры, рассматриваемые в конкретном суде, рассматривались единообразно. Рассматривались наиболее правильно. Вся остальная работа Председателя так же должна быть подчинена названным мною целям. А вся остальная работа — это, прежде всего, организационная работа. То есть каждый судья и работники суда должны чувствовать себя комфортно. Председатель должен обеспечить такие условия, чтобы судья, специалист, помощник судьи не задумывались о том, что, условно говоря, не хватает ручки на столе, компьютера и так далее.

- В апелляционных судах такой штатной единицы нет, и не предвидится? Руководитель аппарата или кто-то еще, кто мог бы взять на себя эту работу.

- Я не могу говорить за всех председателей, но я думаю, что они разделят мою точку зрения. Председатель не должен забывать о том, что он такой же судья. А если он такой же судья, то он должен участвовать в рассмотрении дел и, соответственно, иметь уровень своего опыта и знаний не меньший, чем имеющийся у судей этого суда. А что касается хозяйственных дел, то с этого года введена должность администратора суда, или, если по-другому назвать, руководителя аппарата. Эта должность призвана, прежде всего, облегчить работу Председателя. Я думаю, что по прошествии некоторого времени и с учетом накопления опыта администратор сможет выполнять все функции Председателя, касающиеся работы суда. Вплоть до того, что можно будет ему поручать и даже доверить право подписи финансовых документов.

- Что входит в функции Президиума арбитражного апелляционного суда и как формируется его состав?

- Президиум апелляционного суда по своей структуре и по своим задачам сходен с Президиумом любого другого суда. В Президиум входят Председатель и его заместители, председатели судебных составов и судьи. Я уже назвал те должности, которые входят в Президиум в силу того, что данные лица занимают эти должности. Что касается судей, то в качестве члена Президиума судью утверждает Пленум ВАС. Основная задача Президиума — это, безусловно, рассмотрение сложных вопросов судебной практики. Это основная работа Президиума. Кроме этого, безусловно, Президиум рассматривает вопросы работы того или иного подразделения суда, того или иного отдела суда. То есть Президиум контролирует всю организационную и всю внутреннюю работу арбитражного суда.

- Как формируются судебные коллегии и судебные составы в апелляционном суде?

- Состав судебных коллегий утверждается Президиумом. Что касается судебных составов, то их состав утверждается Председателем суда. Председателя судебного состава утверждает Президиум. При формировании коллегии составов, безусловно, необходимо, и это происходит на практике, учитывается специализация судей, т.е. традиционно в суде существует гражданская коллегия и административная коллегия, вполне возможно образование еще какой-то коллегии, допустим, коллегии рассмотрения дела о несостоятельности. То же касается и формирования судебных составов. Безусловно, здесь нужно учитывать специализацию судей. Целью такого формирования является наиболее эффективное и правильное рассмотрение споров.

- В сравнении с Московским областным судом Ваш апелляционный суд больше или меньше по количеству судей?

- Можно сравнивать только с тем числом судей, которые работали в апелляционной инстанции. Апелляционный суд больше по штату. Я не могу сказать, что по факту, потому что процесс назначения не такой быстрый, но по штатной численности больше.

- С чем это связано? Загрузка больше или больше требуется времени на рассмотрение дел?

- На наш взгляд, через какое-то время, а это уже прослеживается, количество рассматриваемых апелляционным судом дел будет больше, чем то количество, которое рассматривалось апелляционной инстанцией. Если брать статистику прошлых лет, порядка 30% дел, рассмотренных судом первой инстанции, обжаловались сразу в суд кассационной инстанции , минуя апелляционную инстанцию. На наш взгляд, часть из этих дел, которые были обжалованы в суд кассационной инстанции , перейдет в апелляционный суд. Я уже говорил причины: суд стал самостоятельным, он отделен от суда субъекта. Я говорю про часть этих 30% дел, потому что существует ряд категорий судебных актов, которые не подлежат обжалованию в апелляционную инстанцию. Например, решение о признании недействующим нормативного акта, определение об утверждении мирового соглашения и так далее. Но мы полагаем, и это уже подтверждается сегодняшним днем, количество дел увеличится, поэтому и закладывается большая численность суда по сравнению с численностью апелляционной инстанции, которая была в суде субъекта.

- А не могли бы Вы чуть более детально рассказать нашей интернет-аудитории, в чем может быть преимущество обращения сначала в апелляционную инстанцию, а не кассационную?

- Я уже говорил о том, что функция апелляционной инстанции, ее задача, с одной стороны, это проверить законность и обоснованность принятого решения

- То есть по вопросам факта и по вопросам права. Фактически второе рассмотрение дела?

- Да. Или, по-другому, можно говорить о повторном рассмотрении дела. Более того, ст. 270 АПК в некоторых случаях это предусмотрено (а эти случаи связаны с тем, когда апелляционный суд, суд первой инстанции, допускает ту процессуальную ошибку, которая является безусловным основанием для отмены решения). Например, если принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, если принято решение незаконным составом суда. В этом случае после отмены такого решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции рассматривает дело в качестве суда первой инстанции. И такие примеры у нас уже есть, когда мы выступали в качестве суда первой инстанции после отмены судебного акта, принятого арбитражным судом. То есть вот преимущества, которые существуют при обращении в апелляционную инстанцию.

- А в кассации уже будут только рассматриваться вопросы права?

- Да. Суд кассационной инстанции не должен рассматривать и не рассматривает вопросов акта, а рассматривает только вопросы о правильности применения норм материально-процессуального права в отношении принятого судебного акта.

- Это заявителям нужно хорошо представлять, чтобы не получилось так, что они уверены, что смогут обжаловать в ВАС. Фактически они сразу обращаются в кассационную инстанцию и потом с удивлением обнаруживают, что, вообще-то, у них практически и не осталось никаких инструментов для обжалования.

- Я думаю, что тут не должно быть никакого удивления. Наша страна динамична, так же как и все остальные институты, развивается, и не знать те положения закона, которые касаются порядка рассмотрения дел в суде, это, конечно, нонсенс. Поэтому не должно быть никакого удивления, может быть какое-то умышленное поведение. И я еще не сказал о том, что суд кассационной инстанции не может, допустим, принимать новые доказательства, которые не были предметом рассмотрения и исследования ранее. А суд апелляционной инстанции может. Что касается надзорной инстанции, то надеяться на то, что тот или иной вопрос будет рассматриваться в надзоре, практически не приходится. То количество дел, которое Президиум рассматривает, идет на снижение, и в этом состоит цель всей этой реформы. То есть ВАС будет заниматься только формированием единообразной практики путем издания постановлений Пленума, информационных писем и так далее. И все будет замыкаться вот на этих трех инстанциях, о которых мы сегодня говорим.

- Тем более что основания для пересмотра дел в ВАС четко зафиксированы, и этот перечень достаточно узок.

- Да.

- Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяются ст. 33.1 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Нужно ли вносить изменения в какие-либо законодательные акты в связи началом работы апелляционных судов и какая работа ведется в этом направлении?

- Все необходимые изменения, дополнения в действующие законодательные акты были внесены до начала работы апелляционных судов. И нужно сказать, что к этому планомерно готовился ВАС, планомерно готовилось Федеральное Собрание. Были внесены изменения и в АПК. И нужно отметить, что на данный момент каких-то видимых потребностей в изменениях того или иного законодательного акта не существует. В настоящее время ВАС принимает участие в формировании бюджета на следующий год. Система апелляционных судов — это новая система, которую необходимо внести в бюджетную классификацию. Это важно по той причине, что формирование судов с точки зрения судейского корпуса требует определенных затрат, в том числе на обеспечение судей жильем. Необходимо, чтобы в федеральном бюджете были предусмотрены деньги на капитальные вложения, именно на приобретение жилья судьям, которые будут работать в апелляционных судах.

- А интересно, на практике, как я поняла, не только Председатель, но и судьи избираются на конкурсной основе?

- Да, конечно, любой судья.

- А каков реальный конкурс в Девятый и Десятый суды? Это был значительный конкурс, если привлекались люди практически со всей страны?

- Дело в том, что тут нельзя говорить о том, что привлекались или нет. Конкурс у нас открытый, и любой, кто формально подходит под данную должность, у кого есть все формальные признаки для занятия данной должности, может подать такое заявление. И я скажу, что ни на одну должность никто не прошел без конкурса. Было по нескольку заявлений на ту или иную должность. Конкурс был ощутимый. Все прошедшие конкурс и ставшие судьями — достойные люди.

- Будем надеяться. А какие еще проблемы, кроме вышеназванных материальных, жилищных, финансовых, есть еще у суда? Например, связанные с работой, взаимоотношениями с первой инстанцией? Как у Вас складываются отношения, есть понимание с коллегами нижестоящей инстанции? Нет ли какой-то ревности, что ли?

- У нас достаточно деловое сотрудничество, в хорошем смысле этого слова. Отношения с судом первой инстанции мы решаем достаточно быстро. Все вопросы, которые возникают, прежде всего организационного плана. А с точки зрения какой-то обиды — такого нет. Все мы делаем одно дело, и все судьи это понимают. Поэтому здесь говорить о каких-то обидах не приходится. А какие еще трудности? Ну, на первом этапе была трудность в организации работы с почтой. Казалось бы, что такого? Но для нас важно своевременно уведомить стороны о предстоящем заседании. И первый месяц у нас эта сложность существовала. Сейчас нет.

- Согласно ст. 49 АПК, истец вправе при рассмотрении дела увеличить или уменьшить размер исковых требований, изменить основание или предмет иска. Допускается ли законом заявление дополнительного требования (по которому истцом заявляется дополнительный предмет требований)?

- Что касается апелляционной инстанции или апелляционного суда, то при рассмотрении дела в апелляционном суде прямо запрещено нормами АПК
заявление дополнительного требования. Но есть варианты, когда это можно будет сделать, можно даже будет изменить предмет или основание иска. Это можно сделать лишь в том случае, я уже говорил об этом, если апелляционный суд выступает и рассматривает дело в качестве суда первой инстанции после отмены по безусловным процессуальным основаниям судебного акта суда первой инстанции. А по общему правилу дополнительные требования не могут быть заявлены в апелляционном суде. Даже если это будет сделано стороной по делу, производство по апелляционной жалобе в этой части подлежит прекращению.

- Когда можно будет оценить, насколько эффективна система созданных апелляционных судов? То есть, нужно ли для этого дожидаться, когда будут сформированы все 20 судов, или подождать, пока пройдет год, и посмотреть на итоги работы на примере двух-трех судов?

- Безусловно, нужно сказать о том, что если говорить об эффективности всей системы апелляционных судов, то нужно дождаться формирования, становления и начала работы всех судов. Ну а если говорить об эффективности работы как об элементе, звене системы арбитражных судов, то через некоторое время на примере первых образованных судов можно будет увидеть эффективность их работы, например, с точки зрения роста обращений, количества рассматриваемых дел, качества рассмотрения.

- Остается пожелать всей системе апелляционных судов, Вашему суду и Вам лично как его Председателю успехов в этой непростой работе, терпения, всего наилучшего. Спасибо, что нашли время приехать к нам и рассказать о работе апелляционных судов. Я думаю, что интернет-аудитории это будет интересно. Спасибо.

- Я тоже хотел бы поблагодарить компанию "Гарант" за то, что она позволила вступить в общение с интернет-аудиторией, и можно в этом смысле еще продолжить тему роли Председателя, его работы в отношении суда и в целом взаимодействия с такими правовыми системами, как СПС ГАРАНТ. В этой конференции мы смогли рассказать о системе арбитражных апелляционных судов, и в этом смысле мы дали информацию об их работе. Иную информацию, видимо, сложно получить, потому что в газетах, как правило, появляется информация по рассмотрению тех или иных дел.

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА