media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Выступление руководителя ФАС России Игоря Артемьева на заседании Государственной Думы РФ по ценам на бензин и другие нефтепродукты

Повышение цен на нефтепродукты уже сегодня является серьезным тормозом экономического развития, роста инфляции и снижения доходов населения в нашей стране. Причин, по которым сегодня происходит такой стремительный рост цен на энергоносители несколько: первый фактор - это рост цен на углеводороды в целом на мировых рынках, второй фактор - это возникновение монополий в большинстве регионов России, раздел соответствующих рынков по территориальному принципу. Об общих экономических факторах я буду говорить мало, поскольку о них сказано довольно много. Понятно, что рост цен внутренних связан с ростом цен на внешних рынках, поэтому остановлюсь в основном на втором факторе.

В настоящее время мы констатируем, что более чем в двух третьих российских регионов рынок строиться по олигопольному типу, когда одна, две или три нефтяные компании доминируют на этих рынках и таким образом имеют возможность неограниченно повышать цены в этих регионах.

В чем причина такого положения дел? Во-первых, нужно говорить о тех серьезных ошибках, которые были допущены во время приватизации. Советская страна гордилась тем, что она создавала вертикально - интегрированные компании. Наверное, в тот период, в той социально-экономической модели, это было оправдано. Но, когда мы переходили к рыночным взаимоотношениям, вопросам антимонопольной политики во время приватизации не уделялось должного внимания. В результате мы получили крупный олигопольный рынок, который сегодня характеризуется устойчивыми тенденциями повышения цен.

Сегодня на рынке работают порядка семи вертикально интегрированных компаний, которые разделили российский рынок в территориальном отношении. Таким образом, на каждой из территории цены на нефтепродукты диктуются одной - двумя компаниями. Нужно подчеркнуть, что в отношении цен на нефтепродукты существует весьма неэластичный спрос, что позволяет компаниям быстро повышать цены. В результате сложилась совершенно идеальная ситуация для злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках, а также для вступления в картельный сговор, либо осуществлению согласованных действий по повышению цен. Если постараться оценить вес каждого из двух факторов, то примерно 80% роста цен на энергоносители связаны с внешней конъюнктурой и нестандартным регулированием в этой сфере и 20% связано со злоупотреблением доминирующим положением, созданием картелей и согласованными действиями отдельных нефтяных компаний в регионах.

Нам бы хотелось подчеркнуть, что в последние годы в силу экономических факторов происходит стремительное снижение количества компаний малого и среднего бизнеса, работающих в нефтяном секторе. Уровень монополизации только за последний год вырос в этом отношении в два раза. Если раньше количество малых и средних нефтяных компаний составляло порядка 12%, то сегодня оно не превышает 7%. Это то, что случилось буквально последний год - полтора. Фактически поставки нефтепродуктов субъектам Российской Федерации осуществляются через договоренности между региональными властями и вертикальными интегрированными компаниями, а не является результатом экономического выбора участников рынка. Это олигопольный рынок, и монополии во всех странах ведут себя примерно одинаковым образом - повышают цены.

Кроме того, среди факторов, которые внесли свой вклад в повышение цен, следует отметить факт роста налогообложения в этой сфере, принятые в последнее время законы, повышающие налог на добычу полезных ископаемых, акцизы и экспортные пошлины.

Что предпринимается Федеральной антимонопольной службой? Я бы выделил здесь два вида нашего реагирования. Первое - это наши тактические действия на сегодняшний день по пресечению таких противоправных действий, которые связаны со злоупотреблением доминирующим положением и созданием картелей, и второе - это работа на будущее, это работа над тем законодательством, которое должно быть существенно и кардинально переработано с нашей точки зрения.

Так в последние полгода нами возбуждено дел по фактам роста цен энергоносителей больше, чем за все последние четыре года. В частности такие дела возбуждены по Астраханской области в отношении акционерных обществ "Газпром", "Астрахань Газпром", "Лукойл", "Нижневолснефтепродукт" и т.д. В Ямало-ненецком округе были возбуждены дела против "Роснефти", "Ямалонефтепродукта", "Лукойлюгры". По Курганской области в отношении "Лукойлчелябинск нефтепродукта", "Роснефтькурган нефтепродукта". По Красноярскому краю в отношении "Юкосаэнерготрейдера", несколько дел таких же были возбуждены в Красноярском крае в отношении компаний связанных с "Сибнефтью", в Калининградской области в отношении "Лукойл", "Калининград морнефть" и других компаний. В Ставропольском крае нами уже выиграны первые суды в отношении признания судами первой инстанции картельных сговоров на рынке в Ставрополье. Возбуждены дела в Белгородской области в отношении компаний "Нефтепродукт сервис", "Пилотоил", "Сильвакей", "Юста" и др. По республики Коми возбуждены дела в отношении "Лукойлсевернефтепродукта", по Омской области в отношении компании "Сибнефть", по Орловской области в отношении компании "Юкос ореолнефтепродукт" и т.д.

Отдельно нам хотелось бы отметить, что часто сами действия органов власти способствуют монополизации этих рынков. В частности, федеральной антимонопольной службой месяц назад в суде первой инстанции было выиграно дело против правительства Москвы, когда речь шла о выделение эксклюзивных прав одной нефтяной компании, связанной с правительством Москвы, где она является учредителем и владеет определенной частью акций по предоставлению земельных участков, для развития розничной торговли нефтепродуктов. Другим компаниям по соответствующему документу правительства Москвы было отказано в предоставлении земельных участков. Мы выдали предписание устранить нарушение антимонопольного законодательства, и суд первой инстанции подтвердил нашу правоту

В Ульяновской области также возбуждены и выиграны нами дела по запрету развития конкурентных отношений и развитию розничной сети по бензозаправкам целого ряда компаний в пользу одной компании также связанной с органами власти Ульяновской области. Иными словами, если говорить о том, что мы сегодня делаем, мы сегодня пытаемся, в рамках тех возможностей, которые нам предоставлены законом, реагировать на факторы повышения цен, возбуждать дела, выигрывать их в судебных инстанциях, и мы это делаем и будем делать.

Однако нужно понимать, что в наших руках сегодня соломенная шпага. В настоящий момент максимальный штраф, который может быть предъявлен антимонопольной службой после многомесячных разбирательств составляет пять тысяч минимальных размеров оплаты труда или в эквиваленте американской валюты 16,5 тыс.долларов. Это значит, что многомиллионные доходы, в том числе незаконные доходы нефтяных компаний, сегодня не скомпенсированы должным образом и не соразмерны тем штрафным санкциям, которые применяются. Вы все хорошо знаете причины такого положения дел. В 90-х годах, когда возникли крупные вертикальные интегрированные компании, когда возникли олигархические структуры, они стали оказывать самое серьезное влияние на экономическую и политическую сферу жизни нашего государства. В этой ситуации антимонопольные органы как полномочные защитники государственных интересов и интересов граждан были не востребованы, и было создано такое законодательство, которое не может серьезно повлиять, несмотря на любую активность антимонопольных органов, на серьезные экономические процессы.

Если сегодня монополисты в результате картельных соглашений или злоупотребления доминирующим положением зарабатывают многие сотни миллионов долларов, то максимальный штраф, который мы предъявляем, составляет десятки тысяч долларов США. Для сравнения - европейская практика говорит о том, за однократное нарушение злоупотребления доминирующим положением, аналогичное тем, о которых я говорю сегодня и по тем случаям, по которым мы возбудили дела и уже выиграли суды, эти компании понесли бы наказание в размере от 100 до 400 млн.долларов, только за одно такое нарушение. Во всем мире, во всех странах подобное нарушение антимонопольного законодательства четко квалифицируется как мошенничество в особо крупных размерах, именно по этому они пресекаются с такой жесткостью. В нашем случае 178 статья уголовного кодекса была, к сожалению, написана таким образом, что не была применена по сути ни разу за эти пять лет своего существования.

Я не хотел бы жаловаться, я полагаю, что с этой трибуны неоднократно были слышны разговоры, что нам нужно изменить законодательство. Я полагаю, что мы и можем и должны сделать то, что в наших силах, и мы стараемся это делать.

Но что же делать в будущем? Несколько слов об этом. Мы полагаем, что нужно разделить все проблемы на две большие части. Первое это меры общеэкономического характера, нужно серьезным образом дифференцировать экспортные пошлины. Структура нашего экспорта такова, что через экспортные пошлины мы можем регулировать наполнение рынка топливом мазута в стране. Необходимо, и это глобальный вопрос, переходить к дифференцировке добычи полезных ископаемых, т.к. то, что сегодня происходит в нефтянке можно назвать экономическим браконьерством, когда снимаются сливки, а более тяжелые месторождения не готовятся к разработке, что может привести к серьезному спаду в ближайшем будущем.

Мы полагаем, что та система акцизов, которая сегодня сформирована, способствует территориальному разделу рынка и его монополизации. Здесь нужны нестандартные решения в налоговой сфере. Мы предложили - и получили поддержку в Правительстве РФ- необходимо развивать биржевую торговлю нефтепродуктами, это сразу привело бы к демонополизации рынка. Постой пример, маленькие и средние компании имеют цену, по которой они продают крупной компании добытую нефть по ценам примерно в размере 50% от той, по которой те реализуют в рознице нефтепродукты. Это говорит о том, что маленькие и средние компании даже в условиях, в которых они разрабатывают более тяжелые месторождения, продают нефтепродукты по цене в два раза ниже, чем крупные. Их нужно поддерживать, это факт того, что вертикально-интегрированные компании завышают серьезно цены. И мне представляется, что каждый раз, когда Правительство РФ принимает решение, например, по ставкам по экспортным пошлинам, нефтяным компаниям не хочется менять годовые, трехлетние среднесрочные планы нормы прибыли. Они просто автоматически повышают цены, договариваясь друг с другом, и процентов на 20 эти цены связаны с монополизацией.

Биржевая торговля позволит, во-первых, сделать систему открытой и прозрачной, например, для закупки для государственных нужд муниципалитетов субъектов Российской Федерации. Кроме того, снизить коррупционный потенциал в отношениях между чиновниками и нефтяными компаниями, теми, кто сегодня занимается так называемыми конкурсами на поставку нефтепродуктов для нужд субъектов Российской Федерации. Мы полагаем, что в рамках биржевого механизма, как я уже говорил, Правительство РФ это уже одобрило, необходимо переходить к формированию на базе существующей системы Госрезерва дополнительных резервов для осуществления товарных интервенций на бирже в весенние и осенние пики цен на рынке нефтепродуктов, как это делают по зерновому рынку. Нам удалось бы в этом случае сбивать осенние и весенние пики, что эффективно бы сказалось в целом на экономике. Такие мощности в системе Транснефтепродукта и Госрезерва есть.

Если говорить об антимонопольной политике, речь идет о следующем. Мы предлагаем по аналогии с европейским законодательством перейти на оборотные штрафы за особо опасные антимонопольные нарушения. Предлагаем установить в новом законе о защите конкуренции, который я буду иметь честь докладывать Правительству Российской Федерации уже 25 ноября, за злоупотребление доминирующим положением на рынках ввести штрафную санкцию в размере 2 % от оборота компании за предыдущий год, за создание картелей в размере 4 % от оборота за предыдущий год. И эти штрафные санкции все равно будут ниже, чем принятые в Европейском Союзе. Однако это отрезвит очень многих.

Более того, по данным Европейского Союза и по нашим данным, 95% всех случаев раскрытия картелей связано с сочетанием двух факторов: очень высоких штрафных санкций за это нарушение и одновременным освобождением от всех санкций тех, кто сотрудничает с антимонопольным органом в деле предоставления прямых и косвенных улик для судов по раскрытию картелей. Раскрытие картелей нигде не работает иным образом вне сочетания этих двух факторов.

Дальше мы предлагаем ввести в новом законе понятие совместного доминирования, что существенно упростит работу по доказыванию фактов монопольного повышения цен в ситуациях олигопольных рынков. Мы предлагаем ввести, как это принято в большинстве стран, контроль за ограниченными природными ресурсами, которые сегодня предоставляются в пользование различных компаний, в том числе нефтяных, без всякого антимонопольного надзора. Иными словами, если кто-то, один человек, либо экономическая группа лиц владеет определенным природным ресурсом, превышающим больше, чем 65% этого рынка, такие владельцы не должны допускаться до получения новых лицензий на этих же рынках, не должны получать право участвовать в аукционах, потому что это ведет к еще большей концентрации и в целом к повышению цен.

Должны быть приняты специальные программы демополизации, которые развивают и на уровне розничных рынков нефтепродуктов, и на уровне нефтеперерабатывающих заводов, и в оптовом звене нормальную, здоровую конкуренцию. Если сегодня существует территориальный раздел рынка и какая-то компания имеет 100% от уровня на территориальном рынке необходимо стремиться к снижению ее доли, но не за счет того, чтобы уничтожить эту компанию, а за счет того, чтобы предоставить развиваться другим компаниям на этой территории и т.д. Таким образом, мы говорим о том, что необходимо в целом добиваться усиления антимонопольного реагирования и регулирования в этой сфере.

Пресс-служба ФАС России

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА