media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Министр природных ресурсов РФ Ю.П.Трутнев выступил с докладом о долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на заседании Правительства РФ

Министерство природных ресурсов разработало и выносит на рассмотрение Правительства РФ проект "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2020 года".

Этот документ подготовлен в соответствии с утвержденными правительством Российской Федерации в апреле 2003 года "Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования".

Необходимость принятия рассматриваемой сегодня программы вызвана тем, что в стране сейчас нет долгосрочной стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. Единственным документом, регламентирующим вопросы воспроизводства минерально-сырьевой базы, является соответствующая подпрограмма ФЦП "Экология и природные ресурсы России", которая действует до 2010 года. Однако, учитывая длительность цикла от обнаружения перспективных площадей до открытия месторождений, а также, понимая необходимость конкретизации мероприятий, рамки регулирования в этой сфере должны быть расширены до 2020 года.

Итак, о месте России на мировом рынке сырья.

В недрах России сосредоточены 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов нефти.

На территории нашей страны обнаружены залежи практически всех известных человечеству полезных ископаемых. Соответственно, Россия занимает лидирующие позиции и в сфере добычи основных видов полезных ископаемых.

Теперь о роли минерально-сырьевого комплекса в экономике страны.

Россия является крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса. В 2004 году объем производства в этом секторе экономики составит 150 млрд. долларов.

В 2003 году доходы федерального бюджета составили 2,6 трлн. рублей. При этом более 1,4 трлн. рублей пришлось на поступления от минерального сырья, в том числе таможенные пошлины, налог на прибыль, НДПИ, НДС, дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности, доходам от реализации ископаемых, исключительное право на реализацию которых принадлежит государству.

Отмечу, что 70% российского экспорта приходится на минерально-сырьевой комплекс. Как вы видите, в структуре ресурсного экспорта углеводородное сырье составляет 77%, остальное занимают твердые полезные ископаемые, среди которых наибольший доход приносят алюминий, никель, уран, платиноиды, железные руды.

Добыча сырья тянет за собой, как локомотив, еще и десятки смежных отраслей промышленности — например, горно-шахтное машиностроение, производство бурового и энергетического оборудования. Отрасль по переработке минерального сырья обеспечивает высокооплачиваемой работой сотни тысяч россиян.

Хорошо это или плохо, но экономика страны в большей мере зависит от недропользования. Очевидно, быстро эта ситуации не изменится.

Несколько слов о распределении НДПИ по субъектам Российской Федерации.

Как мы видим, практически все регионы России так или иначе связаны с добычей полезных ископаемых. В то же время более 70% НДПИ собирается в трех субъектах федерации — Ханты-Мансийском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и в Татарстане.

Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации. В окраинных регионах добывающие предприятия являются градообразующими и обеспечивают до 75% рабочих мест. Нефть, природный газ, уголь, черные, цветные и благородные металлы, алмазы обеспечивают стабильную социально-экономическую обстановку в регионах севера европейской части России, на Урале, в Западной Сибири, в регионах Кузбаса, Норильского промышленного узла, части субъектов федерации Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Итак, мы охарактеризовали значение бесперебойной работы предприятий минерально-сырьевого комплекса для экономики и социальной сферы страны. Но важным также является ответ на вопрос о том, насколько устойчиво сегодняшнее положение, когда мы не только устойчиво исполняем доходную часть бюджета, но и получаем его профицит.

К сожалению, мы накопили достаточное количество проблем, которые в ближайшем будущем могут изменить кажущейся благополучной ситуацию. Вот основные проблемы.

Во-первых, это неполная компенсация добычи приростом запасов.

Во-вторых, сокращение поискового задела.

Необходимо также отметить, что инвестиционная привлекательность добычи зависит от целого ряда показателей, например, удаленности от инфраструктуры, качества и количества сырья, глубины его залегания и т.д. В нераспределенном фонде, в основном, остались более сложные для эксплуатации и менее инвестиционно привлекательные запасы, которые малоинтересны для недропользователей.

Важно также то, что крупные месторождения полезных ископаемых, на которые приходиться значительная часть экспорта и внутреннего потребления, находятся на стадии падающей добычи.

Иссякают запасы полезных ископаемых, в первую очередь, нефти и газа, Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота и платины на Урале. Так выработанность запасов основных нефтегазоносных провинций составляет на Северном Кавказе 70-80%, в регионах Урало-Поволжья 50-70%, в Западной Сибири — свыше 45%. Ухудшились горнотехнические условия отработки месторождений, снижаются средние содержания металлов, дебиты нефти упали с 26 тонн в сутки в 80-х годах до 8-10 тонн в сутки в конце 2000-2001 гг.

Кроме того, использование даже существующей минерально-сырьевой базы неэффективно. По-прежнему крайне низким остается уровень освоенности месторождений отдельных видов полезных ископаемых, которые наша страна импортирует в значительном объеме. Эта проблема касается таких ископаемых как марганцевые руды, титан, хром, ниобий, цирконий. У государства так и не появилось средств для проведения доразведки этих ископаемых и введения их в промышленный оборот.

Есть еще ряд проблем в недропользовании, которые также отрицательно влияют на состояние нашей минерально-сырьевой базы.

В первую очередь, это падение коэффициента извлечения нефти. Если в конце 80-х годов он составлял 50% от добычи, то сегодня, по экспертным оценкам, не превышает 30%. С одной стороны, это вызвано старением крупных месторождений, ухудшением качества запасов. Однако налицо и другая причина - ослабление государственного контроля над рациональным использованием недр.

Хочу сразу оговориться, что данная программа не снимет все поставленные вопросы, но по сути дела, работа над решением этих проблем уже началась в новой редакции закона "О недрах".

Теперь остановимся на наиболее острых из перечисленных проблем.

Как вы видите, до 1992 года объемы воспроизводства нефти и газа превышали добычу этих полезных ископаемых. Практически, именно за счет советских вложений в геологию, был создан задел для развития экономики сегодняшней России. В период с 1990 по 1995 годы произошло резкое падение объемов воспроизводства, вызванное снижением объемов геологоразведочных работ.

Фактически, с конца 80-ых годов мы наблюдаем лавинообразное падение объемов поисково-разведочного бурения, сейсморазведочных работ, соответственно произошел резкий спад прироста запасов.

За период с 1990 по 1996 годы мы потеряли не только запасы полезных ископаемых, но и тысячи специалистов. Фактически, были остановлены десятки геологоразведочных экспедиций, предприятий, строивших оборудования для нужд отрасли.

Поэтому действительно государственной задачей является восстановление утраченных ресурсов, подготовка новых кадров, размещение заказов на производство современного оборудования.

На следующем слайде представлена доля распределенного фонда недр и год исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов.

Как мы видим, свыше 90% запасов нефти, никеля, алмазов, более 80% газа, более 70% золота и платиноидов находится в распределенном фонде.

Приближаются сроки полного исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов отдельных полезных ископаемых. Рентабельные запасы россыпного золота в стране иссякнут в 2011 году, нефти, урана, меди, коренного золота в 2015 году.

Приведенные нами сроки исчерпания запасов на первый взгляд не вызывают большого беспокойства, так как мы отделены от них на 10-15 лет.

В то же время специфика геологической подготовки месторождения такова, что если мы продолжим паузу в воспроизводстве минерального сырья, впоследствии никакими финансовыми средствами не удастся быстро решить проблему дефицита полезных ископаемых. Позже я остановлюсь на основных стадиях геологического изучения.

Теперь о поисковом заделе.

Для классификации объемов полезных ископаемых используются две категории. На первой стадии геологического изучения это ресурсы (С3, Р1,Р2). При более предметном изучении ресурсы переходят в категорию запасов (А, В, С1, С2).

По статистике, только 30% ресурсов при дальнейшем изучении становятся запасами. Таким образом, для поддержания простого воспроизводства, когда уровень добычи будет равен уровню ввода в эксплуатацию новых месторождений, необходимо, чтобы на каждую единицу запасов приходились 3 единицы ресурсов.

Соответственно только ресурсы двух видов полезных ископаемых — циркония и кварцевого сырья, можно оценить как достаточные. По газу коэффициент составляет 0,69, по нефти — 0,46, по меди — 0,12, по платиноидам — менее 0,004.

Существенное влияние на текущее состояние МСБ оказывает и монополизация отрасли. К сожалению, добыча некоторых полезных ископаемых, в том числе и стратегических, сконцентрирована в одной-двух компаниях, что ограничивает свободную конкуренцию в недропользовании. Более 10 видов полезных ископаемых в стране, в том числе газ, никель, платиноиды, добывает по одному предприятию. 9 предприятий добывает 82% всей нефти, на долю двух компаний приходится добыча 100% алмазов, менее 10 компаний контролируют 100% добычи нефти.

Относительно благоприятной ситуацию можно назвать лишь в отношении угля и россыпного золота.

Очевидно, когда одна или две компании контролируют весь сырьевой рынок страны, при этом им переданы практически все разведанные запасы, надеяться на их инвестиции в развитие ресурсной базы, в геологарзведочные работы не приходится.

Основной целью, представляемой Вашему вниманию программы, является обеспечение устойчивого развития экономики страны за счет сбалансированного воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы.

Соответственно, первая задача реализации программы — обеспечить простое воспроизводство полезных ископаемых, когда уровень добычи будет равен тому количеству минерального сырья, которое будет поставлено на баланс.

Во-вторых, мы ставим перед собой цель удовлетворить потребности базовых отраслей экономики страны в минеральном сырье.

Третья цель — сохранение стабильности бюджета и увеличение валютных поступлений за счет экспорта сырьевой продукции.

В основу программы была заложена оценка состояния минерально-сырьевой базы, показатели динамики использования и воспроизводства полезных ископаемых, прогнозы внутреннего потребления, а также объемы предполагаемого экспорта с учетом роста ВВП. Прогноз основан на материалах среднесрочных прогнозов МПР России, Минпромнауки, РАН. Учтены результаты аналогичных работ Геологической службы и Министерства энергетики США, а также международных проектов, инициированных Всемирным банком развития и Европейской комиссией.

За основу при расчетах были приняты скорректированные показатели Энергетической стратегии Российской Федерации в части темпов добычи, объема экспорта, а также внутреннего потребления энергоносителей.

При разработке программы учитывался баланс потребления и воспроизводства 37 видов минерального сырья в срок до 2025 года. Эти виды являются основными, востребованными на внутреннем рынке и занимающими более 99% в структуре всего сырьевого экспорта.

Для того чтобы понять необходимость своевременного рассмотрения программы, коротко остановлюсь на всех этапах геологических работ.

Весь геологический цикл, от обнаружения перспективных площадей и открытия месторождений с приростом запасов до освоения месторождений можно разделить на четыре этапа, при этом общая длительность работ может колебаться от 15 до 30 лет. Именно через столько лет мы получим эффект от вложения средств в виде поступления на рынок новой нефти или других полезных ископаемых.

Любой из этапов приращения минерально-сырьевой базы, начиная от геологического изучения территорий, ее исхаживания, вплоть до вывода месторождения в промышленную эксплуатацию, может затягиваться на десятилетия. Каждый из четырех основных этапов сопряжен с колоссальными рисками. Необходимо понимать, что и сам процесс геологоразведочных работ является вероятностным — мы можем найти новое Ковыктинское месторождение, а можем полностью разочароваться в перспективах территории на самом последнем этапе изучения.

Для понимания длительности всего геологического процесса можно привести пример известного Удоканского медного месторождения, которое выставляется на аукцион в 2005 году. Первый подсчет запасов на этом месторождении был проведен в 1953 году, и только спустя 50 лет оно стало полноценным рыночным объектом.

Первый этап геологического цикла — опережающие работы, включающие в себя дистанционное зондирование территории, аэрогеофизические съемки, параметрическое бурение, искаживание, сейсморазведочные работы.

Эти мероприятия в объеме общих затрат на геологоразведочные работы составляют не более 5%. Этот этап является наиболее рискованным с точки зрения получения положительного эффекта и во всех странах мира финансируется за счет государственного бюджета.

В результате данного этапа мы выходим на перспективные площади для проведения дальнейших поисков.

Второй этап — поиск конкретных месторождений. Комплекс работ включает в себя легкие горные виды деятельности, поисковое бурение, геохимические съемки, сейсморазведочные работы на нефть и газ.

В зависимости от степени инвестиционной привлекательности соответствующей провинции эти работы могут осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет недропользователей. Сегодня в России подавляющие объемы этих работ выполняют негосударственные компании.

На выходе мы получаем прогнозные ресурсы и резервы для их оценки и разведки, после чего принимается решение о передаче участка в эксплуатацию.

Третий этап — оценка и разведка месторождения. Конечная цель этой части работ — прирост запасов и передача месторождения в промышленное освоение. Все виды работ, в том числе и подземные горные работы, бурение скважин, геофизические методы исследования недропользователь выполняет за свой счет.

На выходе инвестор просчитывает предполагаемые затраты и принимает решение об инвестиционной привлекательности проекта.

Четвертый этап — собственно подготовка месторождения к эксплуатации и вывод его на промышленную добычу. Он включает в себя не только разработку ТЭО и утверждение проектов разработки месторождений, но и создание добычной инфраструктуры. В полной мере задействуется машиностроительная промышленность. Естественно, что этот этап финансируется также недропользователем.

Этот этап, казалось бы, самый простой, однако, например, если брать в расчет Штокмановское или Приразломное месторождения, и он может затянуться почти на 20 лет.

Именно в результате растянутости работ по времени, мы не можем эффективно действовать в рамках федеральной целевой программы, рассчитанной всего лишь до 2010 года. Нам надо ликвидировать фактически 10-летнее отставание в геологических работах, которое было допущено в 90-ых годах.

Теперь о том, куда и на какие цели будут направлены основные усилия геологов, а также средства федерального бюджета.

Разработанная программа включает в себя пообъектное распределение средств до 2010 года в рамках существующей ФЦП, а с 2010 года — определение приоритетных территорий для геологоразведочной деятельности.

Сама по себе программа предусматривает, в частности, проведение за счет федеральных средств дистанционных космоаэрогеофизических исследований, наземных геолого-геофизических работ, включая сейсморазведку 2Д и 3Д, геохимических работ, параметрического бурения на нефть и газ.

По каждой из задач в программе указаны конкретные пути решения — то есть, объекты для вложения средств, территории, куда будут направлены деньги, необходимые научные разработки.

В частности, в программе выделены приоритетные субъекты Российской Федерации по изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Субъекты выбирались исходя из перспективности конкретных бассейнов и провинций на наличие ликвидных полезных ископаемых. При выборе территорий в расчет брались наиболее перспективные нефтегазоносные и металлогенические зоны Российской Федерации.

По нефти и газу — это Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Тимано-Печорский бассейн, шельф.

По урану — Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.

По золоту приоритетными регионами являются те же территории, плюс некоторые субъекты федерации Южного административного округа.

По алмазам основные надежды геологов связаны с Северо-западом России и Восточной Сибирью.

Но реализация всех программных мероприятий не возможна без научно-технического перевооружения наших профильных институтов и исследовательских центров.

Например, более качественная оценка месторождений, находящихся в нераспределенном фонде, внедрение новых поисковых методов на изученных территориях или другие инновации не возможны без возрождения российской геологической науки.

В советское время наша геологическая школа считалось одной из самых сильных в мире. Поэтому наши специалисты и сегодня востребованы в любой добывающей или поисковой компании.

Однако мир не стоит на месте, в геологоразведке появляются новые технологии, позволяющие более детально изучать перспективные районы. Новые методы изучения грунта позволяют вырабатывать схему добычи, позволяющую вести разработку даже низкорентабельных месторождений.

В программе предусмотрены средства на научно-методическое опережение и обеспечение всех программных мероприятий.

Сколько стоит предлагаемая МПР России программа?

Сегодня финансирование всех геологических мероприятий происходит в рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы".

На 2005 год в этой программе нам выделено 11, 1 млн рублей. При этом собственно на воспроизводство минерально-сырьевой базы отпущено 7,7 млрд. рублей. Остальная часть — 3,4 млрд. рублей будет направлено на стратегические цели — например, мониторинг геологической среды, защиту от землетрясений, обеспечение работы уникальных скважин.

Мы предлагаем Вам рассмотреть два сценария финансирования долгосрочной программы.

Первый — "инерционный", рассчитанный до 2010 года в рамках текущего финансирования ФЦП. Соответственно, он разбивается на два этапа — первый — до 2010 года, когда объем финансирования восстановления минерально-сырьевой базы должен быть доведен до 10,7 млрд. руб., второй этап — 2010-2020 годы, где мы предлагаем предусмотреть увеличение ежегодного финансирования и доведение его до отметки в 12,7 млрд. руб.

Мы были обязаны выполнить распоряжение правительства и предложить данный вариант, основанный на финансировании, предусмотренном действующей ФЦП. В то же время отмечу, что исходя из "инерционного" варианта МПР не сможет решить задачи, поставленные перед ведомством Президентом и Правительством Российской Федерации. Прежде всего, мы не решаем проблему полной компенсации добычи приростом полезных ископаемых. Трудно также говорить и о доразведке нефтяных и газовых месторождений на нашем шельфе.

Второй вариант — "перспективный". Для его реализации необходимо в срок до 2010 года довести финансирование геологоразведочных мероприятий до 16,5 млрд. руб., а к 2020 году — до 20,5 млрд. руб. Если мы пойдем по этому варианту, то предполагается достижение равновесия между добычей и приростом полезных ископаемых.

Для того, чтобы понять много это или мало, сравним показатели финансирования геологоразведочных работ в России и других развитых странах.
Так в Канаде, Австралии, США, Бразилии, ЮАР и других странах правительство тратит на геологоразведочные работы всех стадий 5-8% от стоимости произведенной продукции. В России объем производства минерального сырья в 2003 году составил 150 млрд. долларов, таким образом, затраты госбюджета на восстановление базы составили всего лишь 0,2%.

В случае принятия "инерционного" варианта, финансирование работ останется практически в том же объеме с перспективой его увеличения до 0,4%. "Перспективный" этап обойдется бюджету всего лишь в 0,6-0,7% от текущего объема производства минерально-сырьевого комплекса. Фактически, к 2010 году объем финансирования по данному варианту может быть доведен до 5% от собираемого НДПИ и в таком размере сохраниться вплоть до 2020 года.

За 15 лет действия программы, всего в российскую геологоразведку государству предстоит вложить по "инерционному" варианту 176 млрд. рублей, по "перспективному" - 255 млрд. рублей.

При этом на каждый вложенный государством в геологию рубль приходится 10 руб. привлеченных инвестиций.

Таким образом, вместе со средствами недропользователей всего наша геология за 15 лет в случае реализации первого вариант получит 1,6 трлн. руб. инвестиций, по второму — 2,3 трлн. руб.

Как вы видите, текущий уровень финансирования ГРР отличается от уровня, достигнутого в 1985 году более чем в два раза.

В случае реализации "перспективного" варианта, только к 2020 году мы сможем достигнуть уровня инвестиций в геологоразведку, которые Россия тратит на воспроизводство минерально-сырьевой базы в начале 80-х годов. В "инерционном" варианте этот уровень практически не достижим.

При этом, как мы видим, вложения недропользователей составят львиную долю в общих затратах на ВМСБ.

Собственно затраты федерального бюджета на реализацию программных мероприятий выглядят следующим образом.

При одобрении первого варианта 56% средств будет направлено на работы первого этапа — поисковые и поисково-разведочные, еще 38% - на опережающие прогнозно-мирагенические работы.

При реализации "перспективного" варианта мы сможем направить не менее 40 млрд. рублей собственно на оценку и разведку месторождений.

Что это нам даст? Сейчас на государственном балансе находятся десятки месторождений, в первую очередь цветных и благородных металлов, которые, на первый взгляд, являются малопривлекательными для инвесторов в силу низкого качества запасов, глубины их залегания или труднодоступности. Однако в случае проведения доразведки и выделения более детально изученных запасов на меньших территориях, эти месторождения могут представлять серьезный интерес для инвесторов.

Теперь о том, в поиск каких полезных ископаемых будут направлены средства.

Естественно, при их выборе мы, в первую очередь, руководствовались наличием перспективных площадей и экономической целесообразностью добычи того или иного минерального сырья.

Более 70% средств будет направлено на воспроизводство углеводородного сырья, примерно 15% - на благородные металлы, остальное — на другие виды полезных ископаемых.

Примерно так выглядит карта распределения бюджетных средств в разрезе федеральных округов.

Отмечу, что 20% денег будет направлено на разведку шельфа, в Сибирский федеральный округ, то есть в освоение Восточной Сибири будет направлено 34% средств, в Уральский — 18%, значительные инвестиции также предусмотрены для Дальневосточного и Северо-Западного округов.

Хотелось бы подчеркнуть, что востребованность тех или иных месторождений полезных ископаемых зависит от наличия инфраструктуры. Мы не считаем вопрос ее развития предметом обсуждаемой сегодня программы. Однако подчеркну, что зачастую выявленные месторождения, тянут за собой строительство новой инфраструктуры, обустройство огромных территорий.

В случае реализации "инерционного" варианта четко видно, что по таким важнейшим полезным ископаемым как нефть, никель, платина, цинк, мы не сможем удержать текущий уровень запасов.

Ожидать увеличения запасов можно лишь по апатитам, коренному золоту, калийным солям, алмазам и урану.

"Перспективный" вариант", соответственно, позволяет к 2020 году выйти на запасы 2003 года.

На примере таких полезных ископаемых как нефть, золото россыпное и коренное, мы видим, что без вложения средств в геологоразведку запасов стратегических полезных ископаемых к 2020 году практически не останется. Более благоприятна лишь ситуация с газом, остаточные запасы которого на данный момент весьма существенны. В случае реализации второго, перспективного варианта, по всем полезным ископаемым мы удерживаем и даже улучшаем текущую обеспеченность.

Какие результаты будут получены в ходе реализации всех программных мероприятий?

Собственно предусмотренные в программе геологоразведочные работы обеспечивают прирост ценности недр России, эквивалентный 152 трлн. рублей при эффективности геологоразведочных работ в 70-100 рублей на 1 рубль затрат, а также рост эффективности привлечения внебюджетных источников на проведение ГРР (10 рублей на 1 рубль вложений из федерального бюджета).

Однако даже это не главное.

Во-первых, в результате реализации данной программы мы создаем надежную базу для устойчивого развития Российской Федерации.

Во-вторых, мы получаем стабильность бюджетных поступлений от добычи и реализации минерального сырья. Данная программа решает эту проблему.

В третьих, необходимо понимать, что вложенные в геологоразведочную деятельность средства способствуют созданию новых рабочих мест в труднодоступных регионах страны, новых перерабатывающих мощностей, развитию машиностроения, созданию новых технологий. Федеральное финансирование для проведения разведочных и добычных работ, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволит создать 250-300 тыс. новых рабочих мест.

Реализация планируемых работ позволит увеличить поисково-разведочный задел, что обеспечит необходимый уровень прироста запасов полезных ископаемых, достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и, в конечном счете, повысит обеспеченность экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов.

Главное же состоит в том, что, реализуя программу, мы сможем уйти от ситуации проедания запасов, накопленных в советское время и создать устойчивую базу для экономического развития будущих поколений.

Пресс-служба МПР России

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА