Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Минфин РФ опубликовал проект Федерального Закона о контролируемых иностранных компаниях (правила CFC) и о резидентстве иностранных компаний

Щекин Д.М., Управляющий партнер юридической компании, "Щекин и партнеры"

Рубальский К., Партнер, "Щекин и партнеры"

Д.М. Щекин, управляющий партнер юридической компании "Щекин и партнеры"

К. Рубальский, партнер юридической компании "Щекин и партнеры"

 

Минфин РФ разместил на своем сайте проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)". Данный Федеральный закон призван стать одним из основных законодательных инструментов "анти оффшорного пакета".

Проект предусматривает введение в  НК РФ правил о включении в налоговую базу российских организаций и физических лиц по соответственно налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц прибыли, полученной так называемыми контролируемыми иностранными компаниями (далее также — КИК). В мировой практике эти правила известны как CFC rules (controlled foreign corporations rules). Также законопроект вводит понятие налогового резидента РФ для юридических лиц и возможность признания таковым иностранной организации по критерию места фактического управления организацией.

Содержание законопроекта

Наиболее значимые положения законопроекта можно свести к следующим пунктам:

1. Законопроект вводит понятие налогового резидента РФ для организаций.
Налоговым резидентом РФ согласно законопроекту будут признаваться иностранные организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация.
Фактическое место управления иностранной компании признается находящимся в РФ при соблюдении любого из следующих условий:

- заседания совета директоров (иного руководящего органа организации) проводятся на территории Российской Федерации;
- руководящее управление организацией обычно осуществляется из Российской Федерации;
- главные (руководящие) должностные лица организации осуществляют свою деятельность в Российской Федерации;
- бухгалтерский учет организации ведется в Российской Федерации;
- архивы организации хранятся в Российской Федерации.

Эти критерии очень широкие и даже при хранении документов возникает обязанность платить налоги в России. Фактическое управление иностранной компанией с территории России создает существенные налоговые риски, в том числе и для лиц, которые вовлечены в такое управление.

2. Законопроект устанавливает правовые основания для признания иностранных компаний контролируемыми российскими организациями и физическими лицами для целей налогообложения прибыли.

Согласно законопроекту компания признается "контролируемой иностранной компанией" при одновременном соблюдении следующих условий;
- наличие статуса налогового резидента юрисдикции, включенной в  перечень офшорных юрисдикций Минфина РФ;
- компания контролируется налоговым резидентом РФ — физическим или юридическим лицом;
- акции компании не прошли процедуру листинга и (или) не были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах, входящих в перечень, совместно утверждаемый Минфином РФ и ЦБ РФ.

Кроме того, к КИК при соблюдении тех же условий приравнены не имеющие статуса корпорации (юридического лица) структуры — объединения, которые по законодательству государства своего резидентства вправе вести предпринимательскую деятельность.

Компания считается контролируемой налоговым резидентом РФ, если такой налоговый резидент РФ оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой компанией в отношении распределения полученной прибыли после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой компанией, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между контролирующим лицом и компанией и (или) иными лицами.
В частности, признаком контролируемости является владение единолично или совместно с членами своей семьи или "иными лицами (с учетом особенностей взаимоотношений этого лица и иных лиц)" более 10% капитала компании.

Оговорка, в частности, девальвирует критерий 10 %, создавая ситуацию, когда любой контроль требует его декларирования в России и обложения прибыли иностранной компании в России.

3.  Законопроект устанавливает обязанность налоговых резидентов РФ направлять в налоговый орган уведомления о контролируемых ими иностранных компаниях, а также о приобретении прямого и косвенного владения в капитале любых компаний из юрисдикций "анти-оффшорного перечня", превышающего 1 % капитала -  в целом, такие уведомления именуются уведомлениями об участии.

Вводиться декларирование участия в офшорных компаниях, которое нужно будет реализовать и юридическим, и физическим лицам, владельцам таких компаний.

4.  Согласно законопроекту прибыль КИК за вычетом уплаченных ими дивидендов должна включаться в налоговую базу "контролирующих" налоговых резидентов РФ по соответствующим налогам и налоговым периодам, в которых существовала "контролируемость" пропорционально доле их прямого и косвенного участия в капитале КИК, а если размер такой доли определить невозможно — в полном объеме.

При косвенном участии налоговый резидент РФ вправе вычесть из относящейся к нему прибыли КИК часть прибыли, учтенную при налогообложении другими резидентами РФ.  При фактической выплате КИК дивидендов они не подлежат налогообложению у резидента РФ
Уменьшение прибыли КИК на расходы резидента РФ, понесенные в ходе ведения им своей деятельности, не допускается. Прибыль КИК облагается по стандартным ставкам (20 % по налогу на прибыль организаций и 13 % по НДФЛ).

Важно отметить, что прибыль иностранной компании определяется по правилам российского НК РФ, что на практике означает необходимость вести налоговый учет в таких компаниях с учетом российских правил.

5. Введены отдельные составы налоговых правонарушений в виде неотражения прибыли КИК в налоговой декларации резидента РФ и ненаправления уведомления об участии.

Размер штрафов — 20 % от суммы прибыли КИК, но не менее 100 000 рублей за неотражение прибыли КИК в налоговой декларации; 100 000 рублей за ненаправление уведомления о каждой КИК.

Эти штрафы очень существенны в 5-7 раз больше ныне существующего штрафа за неуплату налога.

При опубликовании до 1 декабря текущего года закон вступит в силу с 1 января 2015 года. Обратной силы закон иметь не будет.

Качество и значение законопроекта

По нашему мнению, законопроект в нынешнем виде является крайне непроработанным как по своей концепции, так и с точки зрения юридической техники.

Признаки контролируемости иностранных компаний являются крайне неопределенными и расплывчатыми и оставляют очень большой простор для произвольного толкования.

То же самое можно сказать и о признаках наличия "фактического места управления" иностранной организации в России — в частности, законопроект не разъясняет, что следует понимать под "руководящим управлением" иностранной организации.

В целом, законопроект можно охарактеризовать как предельно жесткий для российских налогоплательщиков.

По сути, любая правовая связь резидента РФ с компанией, являющейся резидентом офшорной юрисдикции, входящей в перечень Минфина РФ, может явиться основанием для признания такой компанией контролируемой этим резидентом и возложения на этого резидента обязанности по включению прибыли компании в собственную налоговую базу.

Имеет смысл также упомянуть о том, что при признании наличия у офшорных компаний фактического места управления в РФ у физических лиц, фактически контролирующих такие компании при непостановке компании на налоговый учет в России и неуплате ей налога на прибыль возникает реальный риск уголовного преследования за уклонение от уплаты налогов.

Российскому бизнесу и его владельцам следует крайне внимательно оценить свои корпоративные структуры через призму нового законопроекта. Время до введения закона в силу (1 января 2015 г.) еще есть для того чтобы принять меры по совершенствованию своих структур.

Текст законопроекта

 

20.03.2014
Мероприятия:
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА