media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев выступил с докладом о принимаемых мерах по воспроизводству, сохранению, рациональному использованию природных ресурсов и развитию минерально-сырьевой базы в России в рамках "правительственного часа" Госдумы РФ

11 февраля в рамках "правительственного часа" Государственной Думы РФ Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев выступил с докладом о принимаемых мерах по воспроизводству, сохранению, рациональному использованию природных ресурсов и развитию минерально-сырьевой базы в Российской Федерации.

Уважаемые депутаты Государственной Думы Федерального собрания России!

Благодарю Вас за предоставленную возможность доложить о работе Министерства природных ресурсов Российской Федерации по основным направлениям деятельности, входящим в компетенцию министерства, а также под-ведомственных агентств и службы. По результатам административной реформы управлением природными ресурсами в России занимаются пять федеральных ведомств. Не буду подробно останавливаться на функциях подведомственных министерству агентств и службы. Об этом подробнее расскажут мои коллеги — руководители этих органов. Скажу только, что Министерство природных ресурсов вырабатывает законодательную политику в сфере недропользования, а также координирует и контролирует деятельность подведомственных агентств и службы. Думаю, все присутствующие хорошо знают о том, какими богатыми природными ресурсами обладает Российская Федерация. Хочу напомнить, что наша страна является ведущим производителем продукции минерально-сырьевого комплекса. Объем его реализации более 150 млрд. долларов США. Мы занимаем первое место в мире и по запасам леса — территория лесных ресурсов России превышает 1,2 млрд. гектар, что в два раза больше, чем в Бразилии в три — чем в Канаде. Также Российская Федерация располагает самыми обширными запасами пресных вод — у нас сосредоточено более 20% мирового объема. По этому показателю мы также лидируем на планете. От развития природоресурсного сектора, от того, насколько эффективно мы добываем полезные ископаемые, насколько правильно распоряжаемся лесными и водными богатствами, во многом зависит благополучие всех россиян. Часто утверждается, что рост добычи полезных ископаемых тормозит развитие современных отраслей промышленности, делает нашу страну зависимой от экспорта сырья. Думаю, как раз наоборот. Средства, полученные в добывающем секторе, могут и должны направляться на инвестиции в наукоемкие технологии и в строительство перерабатывающих мощностей. Поэтому рост производства в этом секторе напрямую сказывается на модернизации всей российской экономики.
Позвольте остановиться на отдельных блоках нашей деятельности.
Итак, о недрах.
В недрах России сосредоточены 30% мировых запасов природного газа, 50% алмазов, 25% запасов никеля, 17% олова, почти 10% запасов нефти. На территории Российской Федерации обнаружены залежи практически всех известных человечеству видов полезных ископаемых.
Россия является крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса. 70% российского экспорта приходится на минерально-сырьевой комплекс. В структуре ресурсного экспорта углеводородное сырье составляет 77%, остальное приходится на твердые полезные ископаемые, среди которых наи-больший доход приносят алюминий, никель, уран, платиноиды, железные руды. Добыча сырья тянет за собой, как локомотив, еще и десятки смежных отраслей промышленности, например, горно-шахтное машиностроение, производство бурового и энергетического оборудования. Отрасль по переработке минерального сырья обеспечивает высокооплачиваемой работой сотни тысяч россиян. Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики всех наиболее благополучных территорий Российской Федерации. В то же время мы накопили много острых и серьезных проблем в этой отрасли, которые требуют оперативного решения.
Эти проблемы можно разделить на три основных блока.
Первая — не полное восполнение добычи полезных ископаемых уровнем прироста запасов на новых ме-сторождениях. Более чем десятилетний простой в геологоразведке, многократное падение темпов работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы, не мог не сказаться на состоянии недропользования. В результате мы пришли к тому, что добываем полезных ископаемых гораздо больше, чем находим новых запасов. Практически полностью исчерпан поисковый задел — то есть те участки, которые подготовлены для дальнейшего геологического освоения. Большинство крупных месторождений находятся на стадии падающей добычи. Иссякают запасы полезных ископаемых, в первую очередь, нефти и газа, Волго-Уральского и Западно-Сибирского регионов, россыпные месторождения золота и платины на Урале. Выработанность запасов основных нефтегазоносных провинций составляет на Северном Кавказе 70-80%, в регионах Урало-Поволжья 50-70%, в Западной Сибири — свыше 45%. Практически полностью в последние годы были свернуты программы по изучению Восточной Сибири и континентального шельфа Российской Федерации.
Вторая проблема — ослабление государственного контроля за рациональным использованием недр. На сегодняшний день в России зарегистрировано свыше 13 тыс. лицензий на право пользования недрами. К сожалению, мониторинг выполнения лицензионных соглашений не проводился на протяжении всех последних лет. Так и не были разработаны единые требования к лицензионным соглашениям — в некоторых, особенно в тех, кото-рые выдавались в период с 91 по 95 годы, государство не указывало никаких существенных условий. Соответственно, никаких основанных на законе требований к недропользователю предъявлять нельзя. При этом были полностью оставлены без внимания такие вопросы как консервация скважин, брошенные нефте- и газопроводы. По сути дела, было утрачено само понятие ответственности недропользователя за рациональное природопользование. Причиной многих проблем, во многом, стала устаревшая и размытая законодательная база. Действующая редакция закона "О недрах" была принята более 10 лет назад. Закон, безусловно, способствовал развитию недропользования на тот момент. Однако сейчас ясно, что законодательство устарело. В частности в законе плохо прописаны нормы, стимулирующих вложение частных инвестиций в геологическое изучение недр. Сам же механизм выдачи лицензий на право пользование недрами субъективен. В законодательстве нет четких и прозрачных требований к недропользователям по рациональному использованию недр. В то же время у государства нет эффективных и работающих механизмов для устранения нарушений или для изъятия лицензий. По сути дела, сегодняшнее законодательство с одной стороны является ненадежным и непрозрачным для биз-неса и с другой - неэффективным для государства.
Как мы решали эти проблемы и какие меры собираемся принять в ближайшее время?
Начнем с воспроизводства минерально-сырьевой базы.
В 2004 году Министерством природных ресурсов Российской Федерации была разработана и принята на заседании правительства "Долгосрочная государственная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевой на период 2005-2020 годы". В рамках программы, разработанной ведущими научными институтами МПР, мы рассчитали соотношение до-бычи и воспроизводство минерально-сырьевой базы по 37 основным видам полезных ископаемых на период до 2020 года. Соответственно, цель всех мероприятий — сохранение объема запасов при их увеличивающейся добыче на уровне 2003 года, а также выход по большинству видов полезных ископаемых к 2020 году на уровень полного вос-производства, а, по ряду видов минерального сырья, — на существенный прирост. Для реализации этой перспективной программы в срок до 2020 года необходимо поэтапное и постепенное увеличение тех средств, которые государство тратит на восстановление минерально-сырьевой базы. Уже в 2005 году в бюджете России предусмотрено некоторое увеличение финансирования работ по воспроиз-водству МСБ и доведение его уровня до 7,7 млрд. руб. В рамках программы к 2020 году госвложения будут увеличены до 21 млрд. руб. При этом по нашим оценкам, эффективность вложения бюджетных средств составит 10 привлеченных инвестиционных рублей на 1 потраченный государством на геологоразведку рубль. Таким образом, всего за 15 лет действия программы в изучение недр будет вложено почти 2,5 трлн. руб., из которых собственно бюджетных средств — 255 млрд. руб., все остальное составят вложения недропользователей в воспроизводство минерально-сырьевой базы. При этом более половины государственных средств, предусмотренных в долгосрочной программе, будет на-правлено на работы первого этапа — поисковые и поисково-разведочные, еще 38% - на опережающие прогнозные работы. Кроме того, не менее 40 млрд. руб. будет вложено собственно в оценку и разведку. Пятая часть средств будет направлена на разведку шельфа. В освоение Восточной Сибири будет вложено 34% средств. В Западную Сибирь — 18%.
Какие результаты мы надеемся получить?
В случае если разработанная МПР России программа будет финансироваться в полном объеме, к 2020 году мы сможем достигнуть уровня инвестиций в геологоразведку, которые Россия вкладывала в работы по воспроизводству минерально-сырьевой базы в начале 80-ых годов. Главный результат реализации программы — воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечивающее компенсацию погашения запасов их приростов в соответствии с потребностями развития добывающих мощностей и базовых отраслей экономики — топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности до 2020 года, выявление новых минерально-сырьевых баз, в том числе и для создания минерально-сырьевого фонда будущих поколений граждан Российской Федерации. Отдельными блоками в данной программе являются проекты по освоению Восточной Сибири и конти-нентального шельфа Российской Федерации. В рамках программы по освоению Восточной Сибири, мы намерены запустить уже в 2005 году работу по проведению здесь аукционов на право разведки и добычи полезных ископаемых. В ближайшее время мы опубликуем перечень аукционов по Восточной Сибири. При этом ввод в промышленную эксплуатацию месторождений мы готовы синхронизировать со строительством восточного нефтепровода Тайшет-Находка. Главная цель здесь — обеспечить загрузку инфраструктуры, в строительство которой государство вложит миллиарды долларов. В то же время мы понимаем, что с точки зрения обеспечения ресурсами будущих поколений, без развития недропользования на шельфе России не обойтись. Месторождения в континентальной части страны не смогут обеспечить страну необходимыми ресурсами в полном объеме.
Министерством природных ресурсов разработана Государственная стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации.
По результатам реализации Стратегии, ожидаемые объемы добычи нефти на акваториях составят в 2010 году — до 30 млн.т, в 2020 г. — до 95 млн.т.; газа - в 2010 г. до 90 млрд.м3, в 2020 г. — до 320 млрд.м3;
Суммарный доход бюджета Российской Федерации от освоения шельфа составит 105-135 млрд. долларов США, в том числе от разовых платежей до 5 млрд. долл. США.
Теперь о мерах по усилению государственного надзора за рациональным недропользованием.
Как я уже говорил, всего в нашей стране выдано чуть более 13 тыс. лицензий на право пользование недрами - разведку и добычу полезных ископаемых. В июне 2004 года начата работа Комиссии МПР России и Федеральной службы по надзору в сфере природо-пользования по анализу выполнения лицензионных соглашений. Первый этап этой работы - проверка месторождений, где грубо нарушен срок ввода полезных ископаемых в эксплуатацию. Рассмотрено более 110 лицензий. Из них более 50 - отозваны. По всем остальным выявленным случаям выданы предписания об устранении нарушений. В результате этой работы мы вновь вовлекли в оборот месторождения с общими запасами и ресурсами нефти превышающими 300 млн тонн, месторождения угля с запасами 40 млн т, месторождения золота — 117 т, месторождения алмазов с запасами 300 тыс. карат, месторождения изумрудов с запасами более 60 тонн. Наши проверки подтолкнули ряд крупных недропользователей к добровольному и заблаговременному внесению изменений в действующие лицензионные соглашения. В результате конкретизируются и уточняются сроки ввода месторождений в эксплуатацию, прописываются объемы обязательных геологоразведочных работ.
Также разрабатывается и внедряется система автоматизированного контроля и мониторинга выполнения условий недропользования. Данная работа будет продолжена.
Отдельно остановлюсь на изменении законодательства о недрах.
Самые серьезные изменения в этой сфере мы связываем с принятием новой редакции закона "О недрах". Сейчас МПР Росси завершает работу над законопроектом и в марте, после получения всех согласований, он будет рассмотрен на заседании Правительства. После чего он будет внесен на Ваше рассмотрение. Добавлю, что проект закона в целом заслужил одобрение на проведенных в Государственной Думе "парламентских слушаниях", одобрен Торгово-промышленной палатой, Высшим горным советом. Главная цель законопроекта - наведение порядка во взаимоотношениях государства и бизнеса в сфере недропользования. Новый закон делает весь механизм недропользования более прозрачным и понятным для бизнеса. В проекте федерального закона "О недрах" внедрены принципы стимулирования вложений в геологоразведку. В частности, четко определяется, что пользователь недр, открывший месторождение полезных ископаемых в резуль-тате геологического изучения, получает автоматическое право на его разработку. В проекте федерального закона "О недрах" устанавливаются нормы по обороту права пользования недрами, что позволит компаниям получать дополнительные финансовые средства под залог права пользования недрами. В предлагаемом нами законе установлены однозначно толкуемые санкции за те или иные нарушения законодательства о недрах, что минимизирует коррупционность и позволяет пользователю недр чувствовать себя защищенным от принятия субъективного решения должностным лицом. Надеюсь на Вашу поддержку при рассмотрении законопроекта, который после внесения в Государственную Думу будет более подробно представлен Вашему вниманию. Но еще в ходе разработки новой редакции закона "О недрах", мы смогли изменить часть действующей нормативной базы. Во-первых, еще в начале 2004 года Министерство природных ресурсов и Федеральное агентство недропользо-вания приняли решение отказаться от такой формы распределения прав на пользование недрами как конкурсы. Мы исходим из того, что конкурс — это ситуация, когда решение принимает чиновник. Аукцион же — это соревнование по прозрачным правилам, которые четко прописываются в условиях проведения торгов. Еще в августе был принят ряд поправок к действующей редакции закона "О недрах". В результате мы смогли возобновить простаивавшую в течение трех лет работу по проведению аукционов на право пользование недрами. В ноябре был впервые опубликован полный перечень участков недр, по которым в пе-риод с 2004 по 2005 годы будут проведены лицензионные аукционы. Только за второе полугодие 2004 года проведено 140 торгов на право пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых. В результате бюджет получил свыше 7 млрд. рублей. Объем доходов по сравнению с 2003 годом увеличился в 6 раз. При чем не столько за счет большего количества выставленных на аукцион месторождений, сколько за счет повышения стоимости тонны запасов в ходе аукционов (в отдельных случаях превышение от начальной цены составляло 20-30 раз).
Теперь о лесе.
Для России лес — не только экономический и экологический ресурс, но и среда обитания миллионов россиян. Для жителей тысяч российских поселков и деревень весь уклад жизни связан лесом. Из леса строят дома, он дарит пищу, тепло, здоровье, используется как место отдыха и охоты. В то же время лес является тем сырьевым ресурсом, который может и должен приносить России гораздо больше, чем сейчас. Освоение расчетной лесосеки в Российской Федерации составляет всего 22%. При этом наша страна перерабатывает лишь пятую часть всего вырубаемого леса. Вклад лесопромышленного комплекса в ВВП России составляет лишь 2,5%, а в структуре налоговых платежей чуть более 2%. По сути лес в России эффективно используется всего для двух целей. Во-первых, круглая древесина вывозится на экспорт в приграничных территориях. Во-вторых, лесные ресурсы используются на территориях, примыкающих к перерабатывающим мощностям. Вся остальная часть древесины, отдаленная как от крупной переработки, так и от границ Российской Федера-ции, используется, в основном, для низкокачественной переработки для местных нужд. Итак, перечислим видимые нами основные проблемы российского лесопромышленного комплекса. Первая — недостаток перерабатывающих мощностей. Об этой проблеме долго рассказывать, наверное, не стоит. На сегодняшний день доля российской лесной про-дукции на мировых рынках не превышает 2%. Вторая проблема — отсутствие в лесу хозяина. Действующий в рамках сегодняшнего законодательства кратковременный характер аренды не стимулирует работающие в лесу компании к должному уходу за лесом, инвестициям в современные технологии, участию в создании инфраструктуры. Третья — неразвитая сеть лесных дорог. В большом числе территорий лес вывозится, в основном, в зимних условиях, практически без дорог со значительным ущербом для экологии. Именно из-за отсутствия инфраструктуры 70% потенциально промышленного леса сгнивает на корню. Практически все лесозаготовительные компании работают за счет дорог, построенных еще до 1991 года. Четвертая проблема - незаконные вырубки леса. Сегодня в России мы имеем дело с массовой рубкой древесины без разрешительных документов, незаконной заготовкой сверх установленных объёмов, скупкой леса, который государство выделяет населению на льготных условиях для личных нужд. Незаконно заготовленная древесина обычно легализуется при последующей транспортировке и продаже. Здесь в один узел завязываются многочисленные нарушения налогового, таможенного, валютного, административного и гражданского законодательства. Мы должны констатировать, что большая часть незаконных рубок и нелегального оборота древесины провоцируется активным спросом со стороны именно тех компаний, в том числе и зарубежных, которые предпочитают сэкономить на легальном сырье. Как Министерство природных ресурсов решает эти проблемы?
Переработка леса. Для всех понятно, чтобы лес не вывозился за пределы России в необработанно виде, нужна целая система комплексных мер. Ответственность за их внедрение лежит на ряде министерств, в первую очередь, на Минпромэнерго, Минэкономразвития и, конечно, МПР России. Со своей стороны мы предпринимаем все необходимые действия, с точки зрения управления лесным хозяйством. Так МПР России направило в межведомственную комиссию по защитным мерам при Минэкономразвития предложения по выравниванию пошлин на продукцию лесной промышленности. На кубометр древесины сегодня вывозная пошлина составляет 2,5 евро, а, например, на кубометр деревянных шпал - 5 евро. Так ни в одной экономике мира не бывает. Следующим шагом должно стать увеличение попенной платы. Цена леса на корню в России пока еще слишком низка - в себестоимости готовой продукции она составляет только 5%, тогда когда в странах Европы она достигает 60%. Нигде кроме России цена леса на корню ни составляет 2 доллара за кубометр, поэтому мы также обратились в МЭРТ с предложением увеличить ее как минимум в два-три раза.
Изменение лесного законодательства.
С точки зрения законодательного регулирования лесопользования, серьезные изменения последуют после рас-смотрения и принятия новой редакции Лесного кодекса, которая разработана Минэкономразвития и уже поступила в Государственную Думу Российской Федерации.
Что касается дорог.
В российском лесу остро не хватает транспортных коммуникаций. Но без лесных дорог мы объективно не сможем увеличить объемы лесозаготовки. Министерство природных ресурсов планирует в первом квартале 2005 года разработать и направить в Министерство транспорта свои предложения по программе строительства лесных дорог в 2006-2007 годах. Ежегодное строительство 3 тыс. км лесных дорог, общей стоимостью 150 млн долларов, позволит России увеличить объемы заготовки древесины на 15-20 млн кубометров, то есть, исходя из рыночных цен, на 600 млн долларов.
Теперь о воровстве леса.
Поскольку ловить хищения на этапе транспортировки древесины достаточно сложно, нами в 2004 году была введена в действие система дистанционного мониторинга незаконных рубок леса. Принцип ее функционирования достаточно прост. Первый этап — космическая съемка территории активного лесопользования, анализ которой позволяет выделять участки, где наблюдаются незаконные рубки леса. Второй этап — аэрофотосъемка конкретных территорий, точное определение границ и объемов ущерба, нанесенного государству. После проверки всех сведений, готовятся документы о возмещении ущерба, которые передаются в правоохранительные органы. Пока это система пока охватывает не более 10% территории России. Но уже сегодня она доказывает свою эффективность, в том числе в таких регионах России, как Иркутская, Архангельская области, республика Карелия. К 2006 году система мониторинга должна охватить 100% той территории нашей страны, где ведется интенсивная лесо-заготовительная деятельность. В 2005 году мы продолжим реализацию политики по предотвращению воровства леса с привлечением, в том числе, правоохранительных структур. Я уже обратился к министру внутренних дел с предложением сформировать межведомственную комиссию по борьбе с нелегальными рубками леса.
О водном хозяйстве.
Выделим три основных блока проблем в данной сфере. Первый блок — обеспечение безопасности людей, проживающих вблизи водных объектов, а также гаран-тии стабильной работы гидротехнических сооружений. После изменения системы финансирования, объем средств, которые выделены на водохозяйственные меро-приятия в 2005 году, составит 10,6 млрд. рублей. На капитальное строительство плотин, берегоукрепительных сооружений, гидротехнических сооружений будет направлено 5,7 млрд. рублей, что более чем в 10 раз превышает объем средств выделенных на эти цели в 2004 году. Таким образом, впервые появилась реальная возможность улучшить положение дел в водной отрасли с учетом роста затрат на текущие нужды в 3,4 раза. Но чтобы полностью удовлетворить потребности водного хозяйства, требуется как минимум вдвое больше средств. Частично этот вопрос можно закрыть за счет решения второй проблемы - разработки правильных экономических основ водопользования в Российской Федерации. Вода пока не является в полном смысле этого слова экономическим ресурсом, хотя за счет нее доходы получает электроэнергетика, водный транспорт, сельское хозяйство, практически все промышленные предприятия. Пока же водные ресурсы являются недооцененными. Ряд накопившихся здесь вопросов призвана решить новая редакция Водного кодекса, которая уже внесена на рассмотрение депутатов Государственной Думы. Наконец, третья проблема - сохранение чистоты наших водоемов. Несмотря на то, что сейчас надзором и контролем в сфере экологии занимается не Министерство природных ресурсов, за нами закреплено нормативное регулирование в данной сфере. К сожалению, законодательство, действующее в России в сфере охраны окружающей среды, работает не эффективно. Сегодня бизнесу выгоднее платить несущественные штрафы, чем ликвидировать первопричину — морально и физически устаревшее оборудование. В то же время в ряде развитых стран повышение требований к экологии стимулировало перевооружение предприятий, подталкивало промышленность к внедрению новых энергосберегающих и чистых технологий. Именно поэтому МПР России приняло решение в 2005 году приступить к разработке концепции "Экологического кодекса Российской Федерации". Мы считаем этот документ достаточно сложным, в первую очередь, потому что он должен обеспечить баланс интересов между экономическим состоянием предприятий и состоянием окружающей средой. Очевидно, резкое ужесточение экологических норм может ухудшить состояние российской промышленности. Поэтому необходима тщательная разработка новых экологических требований и их принятие с учетом срока, необходимого для модернизации производств. В то же время мы понимаем, что только лишь законодательными мерами проблему чистоты воздуха и воды, не решить. Одним из самых нашумевших контрольных проверок, инициированных МПР России, стала ревизия использования участков гослесфонда и водоохранных зон в Московской области. Для того чтобы разобраться в ситуации в Подмосковье, с июня 2004 году МПР России, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства приступили к массовым проверкам соблюдения природоохранного законодательства при выделении участков земель лесного фонда и водоохранных зон в Московской области. В числе промежуточных результатов - предотвращение многочисленных попыток изъятия из федеральной собственности земель музеев и исторических памятников, инициатива по возвращению в государственный фонд земель Московской области. Остановлена передача в аренду земель, рыночная стоимость которых превышает 1,5 млрд. долларов США. В прокуратуру Московской области уже переданы акты и предписания об устранении нарушений как минимум по 1200 га земель, незаконно изъятых из государственного лесного фонда. В ходе проверок выявлено свыше 1100 незаконных построек, возведенных водоохранных зонах. В ходе работы были выявлены основные недостатки в законодательстве, которые привели к массовым нарушениям. Это непрозрачность процедуры выделения участков, отсутствие механизмов формирования рыночной цены на землю, заявительный принцип оформления земель. Для ликвидации этих проблем, МПР России уже разработало проект Положения о предоставлении участков лесного фонда. В нем предусмотрена процедура выделения земель только по результатам открытых конкурсов и на основе утвержденное градостроительной схемы. Стартовая стоимость участков перед выставлением на конкурс также будет повышена в ходе торгов. Работы по наведению порядка в этой сфере будут продолжаться.

Пресс-служба МПР России.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА