1. Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды (ЕИСП), в рамках которой должна функционировать Информационная система ведения реестра буровых скважин, создается нами на основании следующих распорядительных документов:
1.1. Приказ МПР России № 269 от 2 апреля 2003 г. "Об Основных положениях концепции создания единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды".
В целях формирования единой государственной политики в области информационного обеспечения государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды, расширения взаимодействия и информационного обмена между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами по вопросам природопользования, достижения открытости и эффективности управления информационными процессами природно-ресурсного и природоохранного комплекса приказом МПР России утверждены Основные положения Концепции создания единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды.
1.2. Приказ МПР России № 49 от 27 января 2003 г. "О создании Российского фонда информации по природным ресурсам и охране окружающей среды".
Одной из основных задач деятельности Российского фонда информации по природным ресурсам и охране окружающей среды определено обеспечение создания и функционирования Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды.
1.3. Приказ МПР России № 95 от 11.02.2003 г. "О создании территориальных фондов информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России".
Одной из основных задач территориальных фондов информации по природным ресурсам и охране окружающей среды является обеспечение создания и функционирования Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды на территории федерального округа Российской Федерации.
1.4. Приказ МПР России № 47 от 27.01.2003 г. "О Российском геологическом фонде".
Одной из основных задач Федерального государственного унитарного геологического научно-производственного предприятия ФГУ HI 111 "Росгеолфонд" является участие в создании и обеспечении функционирования Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды.
2. Формирование информационной системы
В рамках решения задач по формированию и ведению реестра буровых скважин наше Управление призвано обеспечить разработку собственно информационной системы, включая базу данных и картографическое представление, единые форматы исходных данных, устойчивый и достоверный обмен данными в рамках ЕИСП. При этом решаются следующие основные задачи:
- оценка количества скважин по регионам и затрат на подготовку федерального реестра;
- размещение данных федерального реестра на уровнях ЕИСП;
- технико-технологическая готовность федерального уровня к приему данных федерального реестра скважин;
- мероприятия по подготовке данных федерального реестра скважин к интеграции в состав ЕИСП.
1. Оценка количества скважин по регионам и затрат на подготовку федерального реестра.
1.1. Анализ состава федерального реестра показал, что в его составе из 88 показателей 54 являются простыми (1 число или значение показателя), а 34 — сложными со средним коэффициентом трудности заполнения 3 по сравнению с простым показателем. Исходя из опыта подобных работ (по данным ФГУ РФИ), трудоемкость заполнения данных по одной скважине составит 1,2 человеко-дня, или 1160 руб.
1.2. Оценка количества скважин по регионам России показала, что полный федеральный реестр параметрических, поисковых и разведочных скважин распределенного и нераспределенного фонда недр, исходя из данных, имеющихся в настоящее время, составит порядка 50 тыс. шт., в том числе по Западной Сибири — около 19 тыс. скважин, по Тимано-Печорскому региону — 2,8 тыс., по Приволжскому и Южному округам — порядка 25 тыс. скважин.
2. Размещение данных федерального реестра на федеральном и региональном уровнях ЕИСП.
2.1. Данные федерального реестра в соответствии с приказом целесообразно собирать в субъектах РФ под эгидой соответствующих ТФИ, накапливать в базах данных ТФИ на уровнях субъектов РФ и федеральных округов и интегрировать в единую базу данных на федеральном уровне в ФГУ РФИ МПР России в составе Центрального банка данных МПР России и связанного с ним Ситуационного центра. Дентальный банк данных РФИ обладает достаточной аппаратной и программной мощью для формирования и ведения реестра буровых скважин и, что особенно важно, поддерживает структуру описания и доступа к скважиной информации, близкую к предусмотренной приказом. Существуют и другие программные наработки, в частности в Росгеолофонде, технологически подготовленные к тому, чтобы стать базовыми при создании ИС. В настоящее время происходит их апробация с целью обоснования конечного выбора.
2.2. Федеральный реестр скважин будет входить в полном объеме в состав федерального уровня ЕИСП и в своих региональных составляющих — в составе региональных блоков ЕИСП на уровне федеральных округов в ТФИ федеральных округов и на уровне субъектов РФ в соответствующих ТФИ.
3. Технико-технологическая готовность федерального уровня к приему данных федерального реестра скважин.
3.1. База данных фонда законченным бурением, ликвидированных и законсервированных скважин на нефть и газ должна быть совместима с международными и отраслевыми стандартами по представлению скважинной и сопутствующей (испытания, лицензии, инфраструктура и др.) информации.
Указанные стандарты и модели данных являются базовой для Центрального банка данных МПР РФ. Модели данных полностью покрывает потребности по представлению в банке данных по всем показателям по фонду скважин. Интеграция этих данных даст возможность совместного использования в целях анализа и обобщения. Новая база данных также приобретет уникальные возможности по взаимодействию с пользователями, контролю доступа и обеспечению сохранности и безопасности.
3. Мероприятия по подготовке данных федерального реестра скважин к интеграции в состав ЕИСП:
- разработка формата представления данных федерального реестра скважин и руководства по его заполнению;
- подготовка АРМ на базе персонального компьютера в среде;
- СУБД Access;
- разработка схемы и технологии ввода и размещения данных федерального реестра;
- организация доступа к базе данных и использования данных федерального реестра персонально каждым заинтересованным пользователем в соответствии с регламентом;
- ориентировочное количество глубоких скважин на нефть и газ по федеральным округам и регионам и оценка затрат на подготовку реестра.