Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Казахстан ставит перед собой задачу войти в десятку крупнейших мировых производителей углеводородов

 

Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан на предстоящий период связано с решением актуальных задач в рамках реализации основных направлений развития отрасли, которые были озвучены Президентом страны в Послании народу Казахстана. Основными целями определены: повышение уровня эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора, диверсификация и формирование новых направлений обеспечения роста экономики, реализация "прорывных" проектов международного значения.

Важнейшей задачей утвержденной Главой государства Н.А. Назарбаевым Концепции перехода Республики к устойчивому развитию на 2007—2024 гг. определено повышение эффективности использования природных ресурсов.
Глава государства, выступая 28 февраля 2007 г. с ежегодным Посланием народу Казахстана, отметил, что нефтегазовый сектор экономики является приоритетным и управление им должно быть особенно эффективным.
Данное требование весьма актуально в условиях опережающего развития нефтегазовой отрасли промышленности по отношению к производству и потреблению других видов энергоносителей. Анализ мирового нефтегазового рынка показывает, что доля углеводородного топлива в мировом энергобалансе к середине XXI в. может составить до 30 %.
Конкретные мероприятия в этом плане определены также в Программе Правительства Республики Казахстан, в Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003—2015 гг., наших отраслевых программных документах, в том числе Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря.

Основные показатели нефтегазовой промышленности в 2006 г.

В 2006 г. добыто 64,9 млн тонн нефти и газового конденсата (прирост составляет 5,5 %). Экспортировано 57,1 млн тонн нефти, в том числе по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) ≈ 24,4 млн тонн, по нефтепроводу "Атырау — Самара" ≈ 15,6 млн тонн; по нефтепроводу "Атасу — Алашанькоу" ≈ 2,2 млн тонн; через порт Актау ≈ 9,6 млн тонн; через Оренбург ≈ 2,4 млн тонн, по железной дороге ≈ 2,8 млн тонн, поставка на ПНХЗ составила 3,9 млн тонн.
Тремя нефтеперерабатывающими заводами страны переработано 11,7 млн тонн нефти (104,6 % к 2005 г.). Произведено: бензина ≈ 2,3 млн тонн, дизельного топлива ≈ 3,5 млн тонн, мазута ≈ 3,3 млн тонн, авиакеросина ≈ 270, 2 тыс. тонн.

Динамика инвестиций в нефтегазовый комплекс
За 2006 г. объем инвестиций в нефтегазовый комплекс возрос по сравнению с 2005 г. на 14,8 % и составил 14,5 млрд дол. США. Сейчас Республику инвестируют компании почти из 40 стран, в том числе крупные фирмы из США, Нидерландов, Индонезии, Великобритании, Канады, Китая, Франции, Кореи, Японии, Швейцарии, России, причем доля объектов углеводородного сырья сохраняется на уровне 80 % от общего объема инвестиций в минерально-сырьевой комплекс.
В среднем 79 % от всех инвестиций в углеводородное сырье направлено на добычу, на проведение геолого-разведочных работ ≈ 21 %.
В целом за последние 10 лет в недропользование инвестировано уже более 65 млрд дол. США.

Углеводородный потенциал
В настоящее время утвержденные Государственной комиссией по запасам (ГКЗ) извлекаемые запасы нефти в государстве, включая казахстанский сектор Каспийского моря, составляют около 4,8 млрд тонн, или 35 млрд баррелей.
Общие прогнозные ресурсы углеводородов Республики Казахстан оцениваются в пределах 12—17 млрд тонн, из них более 60 % (8 млрд тонн) приходится на казахстанский сектор Каспийского моря.

Реализация крупных проектов в нефтегазовой промышленности

Наиболее актуальными проектами для Казахстана на сегодняшний день являются действующие крупные проекты — Карачаганакский, Тенгизский, проекты, направленные на разведку шельфа казахстанского сектора Каспийского моря, а также ряд инфраструктурных проектов.

Реализация проектов на месторождении "Тенгиз"
Всего за период с 1993 г. по 2006 г. было добыто 124,3 млн тонн сырой нефти, в том числе в 2006 г. ≈ 13,3 млн тонн.
С 2003 г. реализуются проекты завода второго поколения и закачки сырого газа, обеспечивающие рост добычи на месторождении "Тенгиз", завершение которых намечено соответственно на конец 2007 г. и начало 2008 г.
С введением в эксплуатацию этих объектов добыча нефти на месторождении Тенгиз достигнет уровня 22—24 млн тонн в год.

Реализация Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ)
Основными задачами Программы являются выведение уровня добычи на стабильно высокий уровень и развитие сопутствующей инфраструктуры; создание отечественного производства и формирование собственной научно-технологической базы; подготовка высококвалифицированных казахстанских специалистов; комплексное и рациональное использование ресурсов освоения Каспия для развития других отраслей экономики страны. Первый этап освоения КСКМ завершен.
На втором этапе начинается морская добыча углеводородов и рост экономических результатов по первым нефтегазовым проектам освоения КСКМ.

Развитие транспортной инфраструктуры

Казахстан придерживается многовекторной политики развития магистральных трубопроводов, обеспечивающей доступ на наиболее привлекательные рынки сбыта и максимальную эффективность использования трубопроводных систем.
Увеличение объемов добычи нефти и газа, освоение перспективных месторождений шельфа Каспия требуют динамичного развития нефтегазотранспортной инфраструктуры, в связи с чем актуально создание новых и расширение существующих экспортных маршрутов.
В настоящее время практически создана система, дающая нефтедобывающим компаниям, работающим в Казахстане, возможность выбора наиболее привлекательных и стабильных рынков сбыта.

Проект расширения Каспийского трубопроводного консорциума
Нефтепровод КТК общей протяженностью 1580 км является основным крупнейшим российским направлением экспортной поставки казахстанской нефти.
В настоящее время решается вопрос расширения пропускной способности нефтепровода до проектного уровня 67 млн тонн в год, в том числе казахстанской нефти ≈ до 50 млн тонн в год. За последние полтора года достигнут определенный прогресс в его решении. Сегодня Рабочая группа, созданная для расширения проекта, приступила к обсуждению отдельных нерешенных вопросов.

Нефтепровод "Атырау — Самара"
Вторым крупнейшим действующим направлением экспорта казахстанской нефти является нефтепровод "Атырау — Самара". Учитывая перегруженность пролива Босфор, Казахстан намерен участвовать в строительстве нефтепровода "Бургас — Александропулос". Реализация этого проекта позволит осуществлять транспортировку каспийской и российской нефти из черноморских портов на рынки Юго-Восточной Азии, Индии и США.

Казахстанская каспийская система транспортировки
Проект создания транспортной системы "Курык — Баку — Тбилиси — Джейхан" предполагает транспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку и далее по нефтепроводу "Баку — Тбилиси — Джейхан". Значительные прогнозные объемы добычи нефти на шельфе Каспия подтверждают необходимость реализации данного проекта. Планируемая пропускная способность нефтепровода "Ескене — Курык" на первом этапе составит 23 млн тонн в год с последующим расширением до 56 млн тонн. Этот нефтепровод позволит соединить расположенный в Ескене завод по подготовке нефти, поступающей с месторождений, с портом Курык, где планируется построить нефтеналивной терминал для приема крупнотоннажных танкеров.
Азербайджан и Казахстан, как добрососедские страны, не имеющие разногласий в политической и экономической сферах, планируют интегрировать все свои возможности. Кроме нефти, это может быть взаимная поставка буровых установок, другого оборудования и транспортных средств. При этом особое внимание будет уделяться вопросам экологии, так как Каспийское море, как замкнутый водоем, требует к себе повышенного внимания.
Нефтепровод "Баку — Тбилиси — Джейхан" — это новый путь для выхода казахстанских углеводородов на мировые рынки. Казахстан инвестировал средства на покупку Батумского нефтяного терминала. Следующим шагом в создании транскаспийской системы является заключение соглашений правительств Казахстана и Азербайджана с инвесторами. В июне 2006 г. между Казахстаном и Азербайджаном был заключен договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы "Баку — Тбилиси — Джейхан".
Стороны согласились активизировать переговоры по созданию Транскаспийской системы в рамках рабочей группы с участием представителей казахстанской и азербайджанской сторон.

Проект строительства трубопровода "Казахстан — Китай"
Строительство нефтепровода "Казахстан ≈ Китай" предусматривалось в два этапа. Первым этапом явилась реализация проекта нефтепровода "Атасу — Алашанькоу", первый пусковой комплекс которого был принят в промышленную эксплуатацию. Пропускная способность на первом этапе ≈ 10 млн тонн в год с дальнейшим расширением до 20 млн тонн в год.
Этот нефтепровод в перспективе позволит казахстанским и российским нефтяникам, минимизировав транспортные издержки, ежегодно поставлять до 20 млн тонн нефти на перспективный и ежегодно расширяющийся рынок Китая.
В настоящее время нефтяные компании, разрабатывающие нефтегазовые месторождения в Актюбинской области и Западном Казахстане, проявляют повышенный интерес к поставкам своего сырья в направлении Китая, являющегося вторым крупнейшим в мире импортером нефти. АО "НК "КазМунайГаз" и китайская компания "CNPC" приступили к технико-экономическим исследованиям следующего этапа развития нефтепровода "Казахстан — Китай" в рамках реализации договоренностей по энергетическому сотрудничеству между нашими странами.
Для реализации второго этапа нефтепровода "Казахстан — Китай" будут выполнены следующие виды основных работ:
- строительство нового нефтепровода "Кенкияк ≈ Кумколь";
- реконструкция и модернизация существующего нефтепровода на участке "Кумколь ≈ Атасу";
- реализация второго этапа строительства нефтепровода "Атасу — Алашанькоу";
- реконструкция и реверсирование нефтепровода "Кенкияк — Атырау".

Перспективы развития газовой отрасли

Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится также природный газ, разведанные и оценочные запасы которого с учетом открытых новых месторождений на Каспийском шельфе составляют около 3,3 трлн куб. м, а потенциальные ресурсы достигают 6—8 трлн куб. м.
Запасы газа промышленных категорий в Республике расположены неравномерно, 98 % в четырех западных областях ≈ Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской, остальные 2 % приходятся на Кызылординскую, Жамбылскую и другие области.
Работа отрасли осуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004—2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2004 г. № 669. Цель Программы ≈ повышение социально-экономического эффекта от увеличения объемов международного транзита и рационального использования внутренних ресурсов газа за счет развития мощностей по транспортировке и переработке попутного газа для более полного обеспечения потребностей внутреннего рынка по газу и достижения энергетической независимости.
По итогам 2006 г. увеличение объема добычи газа составило 101,9 %, общий объем добычи составил 27 млрд куб. м, что более чем в три раза превысило уровень добычи газа в 1991 г.
В перспективе Казахстан должен войти в число стран, обладающих крупнейшими в мире доказанными запасами природного газа, и быть одним из трех основных производителей и экспортеров природного и сжиженного газа на территории СНГ.
Основными показателями ожидаемого развития отрасли на среднесрочный период могут быть:
- увеличение экспорта природного газа в 1,5 раза с достижением объема экспорта газа порядка 12 млрд куб. м в 2010 г.;
- увеличение экспорта сжиженного газа в 1,1 раза с ростом объема реализации его на экспорт до 920 тыс. тонн в 2010 г.
Одним из главных результатов развития отрасли станет более полное обеспечение потребностей населения и предприятий страны за счет собственных ресурсов природного и сжиженного газа. Прогнозируется ежегодный рост потребления природного и сжиженного газа в регионах до 15 %, и к 2010 г. объем потребления может достигнуть более 16 млрд куб. м и более 800 тыс. тонн по природному и сжиженному газу соответственно.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (Минэнерго) уделяет значительное внимание развитию социальных проектов. Так, в рамках Программы развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004—2010 гг. проведен ряд мероприятий, в частности, реализация проекта "Перевод теплоэнергоисточников и жилого сектора в г.Кызылорде на попутный газ", позволяющего решить ряд социальных проблем региона. В Актюбинской области начата реализация проекта строительства газопровода "Актобе ≈ Мартук" протяженностью 70 км и стоимостью 2072,1 млн тенге.
Продолжается разработка газового месторождения Амангельды в Жамбылской области. За 2006 г. добыто и поставлено населению региона природного газа в объеме 279,8 млн куб. м, что составляет 43 % от общего объема потребления газа в области.
Активное освоение нефтегазовых месторождений и резкий рост объемов добычи нефти в последние годы диктуют необходимость утилизации все увеличивающихся объемов добываемого попутного нефтяного газа.
Эффективная утилизация попутного нефтяного газа подразумевает максимальное использование ресурсов газа путем выработки электроэнергии, производства товарного газа и закачки газа в пласт для повышения нефтеотдачи.
С целью рационального использования ресурсов газа и снижения экологической нагрузки Минэнерго совместно с заинтересованными государственными органами проводит активную работу по обеспечению снижения недропользователями Республики Казахстан объемов сжигаемого газа с выполнением мероприятий по утилизации добываемого газа.
Так, за период с 2000 г. наблюдается тенденция снижения доли сжигаемого на факелах газа с 20,1 % до 11,6 % в 2006 г.
Минэнерго проделало большую работу по усовершенствованию и разработке законодательной базы, что позволило ориентировать деятельность недропользователей на утилизацию попутного газа. В соответствии с внесенными 14 октября 2005 г. изменениями в Закон Республики Казахстан "О нефти", сжигание попутного и (или) природного газа в факелах запрещается, и недропользователи должны разработать и согласовать программы по утилизации газа.
С целью комплексного и оперативного рассмотрения данных программ создана Межведомственная рабочая группа (МРГ).
В представленных программах утилизации на период 2006—2009 гг., как правило, приводились технико-экономические расчеты по нескольким вариантам. Окончательно принимались такие схемы утилизации, в которых предусматривается утилизация попутного газа в наибольшем объеме в кратчайшие сроки. Технико-экономические расчеты осуществлялись на основе конкретных результатов пробной эксплуатации либо опытно-промышленных работ.
Согласно утвержденным МРГ программам сжигание попутного газа в Республике будет и дальше сокращаться. Так, к 2009 г. сжигание газа сократится более чем в семь раз и составит 430 млн куб. м.
Динамичный рост газовой отрасли возможен только на основе развитой трубопроводной системы, в связи с чем Казахстан активно развивает трубопроводный транспорт и его инфраструктуру.
Наиболее актуальным для газотранспортной отрасли Республики является проект реконструкции и модернизации системы магистральных газопроводов, в особенности магистрального газопровода "Средняя Азия — Центр" (далее — МГ "САЦ"), который обслуживает экспортные поставки казахстанского и среднеазиатского газа для России, кавказских государств и Европы.
Для определения перспектив развития МГ "САЦ" АО "Интергаз Центральная Азия" разработало обоснование инвестиций в развитие магистральных газопроводов "Средняя Азия — Центр", "Макат — Северный Кавказ" и "Окарем — Бейнеу", в рамках которого предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов, направленных на увеличение пропускной способности МГ "САЦ" до 60 млрд куб. м в год.
Одной из основных задач Минэнерго является обеспечение стабильного газоснабжения потребителей Республики Казахстан. В Казахстане природный газ поставляется в девять областей: Актюбинскую, Алматинскую, Атыраускую, Жамбылскую, Западно-Казахстанскую, Костанайскую, Кызылординскую, Мангыстаускую и Южно-Казахстанскую.
В связи с тем что основные запасы попутного и природного газа находятся в западных областях страны, в данных регионах проводится более активная работа по газификации населенных пунктов, чем в других областях Казахстана. Соответственно уровень газификации в западных областях значительно выше, чем в остальных регионах страны.
В настоящее время с целью обеспечения энергетической безопасности и уменьшения зависимости от внешних поставок, а также возможности оперирования объемами транспортируемого по магистральным газопроводам газа в качестве второго этапа развития газопровода "Казахстан — Китай" рассматривается вопрос строительства магистральных газопроводов "Бейнеу — Бозой — Саксаульская ≈Акбулак (Самсоновка)".
Это позволит решить не только ряд социально-экономических и экологических проблем, но и вопрос энергетической независимости южных регионов Казахстана, а также позволит беспрепятственно подавать газ из западных регионов в южные регионы страны с последующим выходом к восточной границе Казахстана. Газопровод должен проходить по территории Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей. Ресурсная база планируемого газопровода будет формироваться за счет объемов, добываемых нефтегазовыми компаниями на западе Казахстана.
В настоящее время АО "НК "КазМунайГаз" разрабатывает Обоснование инвестиций данного проекта. Уже произведены предварительные расчеты капитальных вложений и основных финансово-экономических показателей проекта.
С китайской стороной подписано Соглашение о строительстве и эксплуатации газопровода "Казахстан — Китай". При этом предусмотрено проектное финансирование строительства газопровода в два этапа. На первом этапе предусматривается транспортировка туркменского газа через территории Узбекистана и Казахстана в Китай. Данный газопровод будет построен совместными усилиями на паритетной основе. На втором этапе планируется строительство магистрального газопровода "Бейнеу — Бозой — Шалкар — Самсоновка".
В рамках реализации Совместной декларации Президента Республики Казахстан и Президента Российской Федерации о развитии долгосрочного сотрудничества в области переработки и реализации газа Карачаганакского месторождения ведутся работы по созданию совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода.
Декларация стала основой для подписания ряда документов, таких как Соглашение об условиях транспортировки и поставок переработанного газа Карачаганакского месторождения на внутренний рынок Республики Казахстан, в том числе путем взаимных поставок газа, от 3 октября 2006 г., трехстороннее Соглашение между Национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз", ОАО "Газпром" и АО "Национальная компания "КазМунайГаз", Соглашение о встречных поставках природного газа от 27 декабря 2006 г.
С января 2007 г. на внутренний рынок страны начата поставка газа Карачаганакского газоконденсатного месторождения: в Костанайскую область — в объеме 900 млн куб. м и в Уральскую область ≈ в объеме 500 млн куб. м (замещение поставок из Российской Федерации); в южные регионы Республики Казахстан — в объеме 2,7 млрд куб. м и в Актюбинскую область ≈ в объеме 600 млн куб. м (замещение поставок из Республики Узбекистан), что позволило обеспечить бесперебойное газообеспечение Жамбылской ГРЭС.
В рамках достигнутых соглашений одним из ключевых условий создания совместного предприятия на базе Оренбургского ГПЗ является заключение долгосрочных контрактов.
В настоящее время между казахстанскими и российскими компаниями подписаны договор купли-продажи сырого газа и долгосрочный договор купли-продажи сухого газа Карачаганакского месторождения, соглашение о взаимных гарантиях в отношении купли-продажи газа Карачаганакского месторождения.
Кроме того, с целью развития мощностей по глубокой переработке газа заключен контракт с ТОО "Тенгизшевройл" о поставке газа для нужд строящегося в Атырауской области газохимического завода на первом этапе в объеме 6 млрд куб. м при содержании этана 10 % с планируемым вводом в эксплуатацию в 2010 г. и с дальнейшим доведением объемов поставок на втором этапе до 9 млрд куб. м.
Диверсификация экспортных маршрутов транспортировки газа во многом стимулируется и государствами ≈ членами ЕС. В настоящее время ЕС разрабатывается обоснование инвестиций по проекту строительства Транскаспийского газопровода, а также изучается вопрос производства газа по технологии LNG для поставок сжиженного газа на европейские рынки.
В целях реализации стратегических задач, поставленных в Послании Президента Республики Казахстан о необходимости дальнейшего укрепления позиций Казахстана в региональном энергетическом пространстве и разумного использования наших природных ресурсов, Минэнерго осуществляет комплекс мер по рациональному использованию ресурсов газа и обеспечению энергетической независимости.

Стратегия развития газовой отрасли
Стратегия развития газовой отрасли Казахстана предусматривает принятие следующих мер.
- Наращивание объемов добычи газа с разработкой новых газовых и нефтегазовых месторождений.
- Мониторинг мероприятий по утилизации попутных газов.
- Создание новых мощностей по глубокой переработке добываемого газа, увеличение объемов выработки сжиженного газа и нефтехимической продукции в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития.
- Увеличение транзитного потенциала за счет реконструкции и модернизации объектов газотранспортной системы.
- Диверсификация газотранспортной системы на основе оптимальных вариантов строительства новых газопроводов по транспортировке газа на внешние и внутренние рынки.
- Строительство газопровода "Казахстан ≈ Китай" и магистральных газопроводов "Бейнеу ≈ Бозой ≈ Саксаульская ≈ Акбулак (Самсоновка)".

Нефтегазопереработка, развитие нефтехимических производств

Одно из приоритетных направлений развития Республики — повышение уровня эффективности и экономической отдачи топливно-энергетического и добывающего секторов экономики. Для решения задачи по диверсификации и повышению прибыльности добывающего сектора разрабатываются и осуществляются мероприятия, направленные на подготовку создания нефтехимических производств. Прогнозируемый рост объемов добычи нефти и попутного газа на разрабатываемых месторождениях и по перспективным проектам на шельфе Каспия требует решения ряда проблем не только по первичной очистке сырья, но и по глубокой и комплексной переработке с получением базовой нефтехимической продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью.
Поэтому важнейшим направлением инвестиционной политики Казахстана определено развитие нефтеперерабатывающих мощностей и производства нефтехимической продукции. При этом учитывается, что Казахстан находится в центре Евразийского континента и имеет возможности сбыта продуктов нефтепереработки в страны Центральной и Средней Азии.
В связи с этим Правительство Республики Казахстан разработало генеральный план развития нефтехимических производств в течение 10 лет, связанный с развитием нефтегазового комплекса.
Один из "прорывных" проектов ≈ строительство Атырауского газохимического комплекса. Проведены переговоры с ТОО "Тенгизшевройл" относительно поставок газа в качестве сырья для будущего первого интегрированного газохимического комплекса по производству высококачественного полипропилена, полиэтилена и других нефтехимических производств, который будет построен в городе Атырау. Переговоры практически завершены, проводится согласование ряда вопросов с "Exxon Mobil". Стоимость реализации проекта может составить более 5 млрд дол. США. В ближайшее время мы должны приступить к строительству этого комплекса. Мировая практика реализации таких проектов предусматривает фиксированную цену сырья. Контракт на поставку газа — фундаментальный вопрос, лежащий в основе реализации проекта. Контракт, подписанный в 2006 г., предусматривает поставку около 1 млрд куб. м газа. Это ресурсная база, необходимая для функционирования газохимического комплекса.
Оператор проекта — проектная компания Kazakhstan Petrochemical Industries (KPI). АО "KPI" совместно со своими крупными акционерами ≈ ТОО "SAT&Company" и АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" — координирует реализацию проекта по созданию в Атырау первого интегрированного газохимического комплекса по производству высококачественного полипропилена, полиэтилена и других нефтехимических производств. В качестве консультанта проекта выступает химический концерн "Basell International Holding B.V.". К настоящему времени разработано технико-экономическое обоснование проекта. Проект будет финансироваться за счет собственных и привлеченных инвестиционных средств АО "НК "КазМунайГаз": 30 % инвестиций внесут РД "КазМунайГаз" и компания ТОО "SAT&Company"; остальные 70 % — кредитные ресурсы банка.
Ведется также разработка технико-экономического обоснования создания специальной экономической зоны (СЭЗ) "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области", в состав которой войдет Интегрированный газохимический комплекс. Минэнерго ведет подготовку соответствующих материалов, предложений по включению в состав СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области" действующих предприятий отрасли и потенциально возможных производств по выпуску готовой продукции из первичного нефтехимического сырья.

Развитие нефтеперерабатывающей отрасли

Модернизация нефтеперерабатывающих мощностей
Необходимость усиления позиций Казахстана на внешних рынках и вхождение страны в число крупных мировых поставщиков энергетического сырья и продуктов ее глубокой переработки за счет внедрения передовых технологий производства обязывает продолжить работу по дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающих заводов Республики; обеспечить выработку продуктов переработки нефти, соответствующих мировым стандартам.

Модернизация Павлодарского нефтехимического завода
С целью реализации задачи по модернизации и переоснащению нефтегазоперерабатывающих производств на Павлодарском нефтехимическом заводе осуществляется строительство установки по производству водорода.
Пуск установки позволит решить проблему снабжения водородом установки гидроочистки дизельного топлива и увеличить степень очистки товарных продуктов от соединений серы и повысить качество продукции до международных стандартов ЕВРО.

Реконструкция Шымкентского нефтеперерабатывающего завода
На Шымкентском НПЗ разрабатывается перспективный план развития завода, в соответствии с которым предполагается повышение качества производимой продукции до уровня мировых требований, расширение ассортимента выпускаемых нефтепродуктов, в том числе продуктов нефтехимии.

Реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода
В августе 2006 г. завершена широкомасштабная реконструкция Атырауского НПЗ. В результате реконструкции значительно улучшится экологическая обстановка за счет снижения вредных выбросов в окружающую среду.
Реконструкция позволит также выпускать основные виды нефтепродуктов, отвечающих современным европейским стандартам ЕВРО.
В 2007—2008 гг. планируется продолжить модернизацию АНПЗ с целью организации производства бензола.

Внутренний рынок и стабилизация цен на ГСМ

Ценообразование на ГСМ
На формирование цен на нефтепродукты влияют колебание цены на продажу сырой нефти и сезонная потребность в нефтепродуктах. Конечная цена нефтепродуктов на внутреннем рынке складывается по свободным рыночным ценам на основе принципа "спрос — предложение".

Поставки нефти на внутренний рынок
Поставки нефти на внутренний рынок Республики и на экспорт из ресурсов нефтедобывающих компаний производятся:
- на основе баланса внутреннего потребления горюче-смазочных материалов;
- с учетом регионального распределения добычи нефти нефтедобывающих компаний;
- на основании графиков, утверждаемых Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.
Минэнерго постоянно контролирует и организовывает обеспечение ГСМ внутреннего рынка, а также принимает необходимые меры по вопросам стабилизации цен на ГСМ.

Принимаемые меры по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в 2007 г.:
- утвержден индикативный план переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах Казахстана в объеме не менее 12,0 млн тонн (103 % к 2006 г.), из них планируется произвести: бензина ≈ 2,5 млн тонн, дизтоплива ≈ 3,7 млн тонн, мазута ≈ 3,5 млн тонн, керосина ≈ 285 тыс. тонн.
- утверждены графики остановок на планово-предупредительные работы НПЗ Казахстана на 2007 г. с учетом сезонных полевых работ.

Совершенствование законодательной базы

В последние годы значительно улучшена законодательная база недропользования.
Статьей 14 Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" и статьей 53 Закона Республики Казахстан "О нефти" закреплено, что передача права недропользования и передача доли участия (пакета акций) в юридическом лице, являющемся подрядчиком по контракту, осуществляется с разрешения компетентного органа (Минэнерго). Компетентный орган вправе отказать в передаче права недропользования в одном из случаев, если передача права недропользования повлечет за собой несоблюдение требований по обеспечению национальной безопасности страны, в том числе в случае концентрации прав в рамках контракта и (или) концентрации прав на проведение операций в области недропользования.
Кроме того, в целях обеспечения национальной безопасности Республики в 2004-2005 гг. в часть третью статьи 71 Закона "О недрах и недропользовании" были внесены поправки, которые наделили государство приоритетным правом приобретения права недропользованию, а также долей в компаниях, осуществляющих операции по недропользования, и их материнских компаниях.
Данная норма позволила государству приобрести:
- 33 % акций компании "PetroKazakhstan Inc.";
- 50 % доли участия в уставном капитале ТОО СП "Казгермунай" в пользу национальной компании АО "НК "КазМунайГаз";
- 50 % акций АО "Каражанбасмунай".

Вместе с тем, учитывая возрастающую роль Республики в обеспечении энергетической безопасности мировой экономики и необходимость обеспечения эффективного использования ресурсов недр во благо народа Казахстана, Минэнерго проводит работу по совершенствованию правовых механизмов регулирования рынка недропользования.
Законом исключена статья 45-1 Закона "О недрах и недропользовании", закрепляющая право компетентного органа приостанавливать проведение операций по недропользованию. Данное положение позволяет компетентному органу расторгать контракты на недропользование в одностороннем порядке в случае неустранения недропользователем нарушений условий контракта в срок, установленный в уведомлении о нарушении.

Информационная система управления недропользованием

Минэнерго продолжает работу по дальнейшему совершенствованию единой государственной системы мониторинга (ЕГСМ) в управлении недропользованием ≈ разработан пилотный проект Единой государственной системы управления недропользованием Республики Казахстан (ЕГСУ НП). ЕГСУ НП — специализированная управленческая информационная система, предназначенная для совершенствования процесса государственного управления недропользованием Казахстана путем автоматизации технологических процедур проведения конкурсов инвестиционных программ (система "Конкурс"), заключения контрактов на недропользование (система "Контракт") и мониторинга и контроля состояния недропользования (системы ЕГСМ НП и "Недропользователь"). В рамках системы ЕГСУ НП разработаны новые подсистемы "Конкурс", "Контракт", "Недропользователь", "Нефть". Формируемая система управления позволит оперативно контролировать все операции в сфере недропользования ≈ начиная от конкурсных процедур и кончая мониторингом выполнения недропользователями лицензионно-контрактных обязательств.
Информационная система ЕГСУ НП призвана обеспечит прозрачность добывающей промышленности, повысит ее мультипликативный вклад в решение задач социально-экономического и индустриально-инновационного развития страны.
Создание системы управления недропользованием ЕГСУ НП рассматривается также как создание одного из самостоятельных элементов формирующейся в настоящее время Национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан (НИИ РК), так как информационные ресурсы системы являются частью создаваемой государственной базы данных "Ресурсы Казахстана" и "электронного правительства" (ЭП).

Бонусы

За период с 1996 г. по 2005 г. общая сумма выплат недропользователей по бонусам составила 287,1 млн дол. США. По сравнению с 1996 г. в 2005 г. сумма выплат по бонусам возросла почти в десять раз.
С начала 2007 г. сумма выплат недропользователей по бонусам составила свыше 31 млрд тенге, до конца года ожидается сбор до 50 млрд тенге.

Внедрение Британской инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан

В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", а также в целях увеличения прозрачности и подотчетности добывающих компаний нефтегазового и горно-рудного секторов и стимулирования эффективного использования ресурсов Казахстан поддерживает и реализует инициативы Великобритании по развитию прозрачности деятельности добывающих отраслей.
Британская инициатива по развитию прозрачности добывающих отраслей направлена на увеличение прозрачности платежей между правительством и компаниями, работающими в добывающих отраслях промышленности.
На сегодняшний день к Меморандуму присоединились в общей сложности 91 компания, из них 51 компания нефтегазового сектора и 40 компаний горно-рудного сектора.

Международные контакты

Индия проявляет заметный интерес к нефтегазовой промышленности Казахстана, о чем подтвердил Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Республике Казахстан Ашок Саджанхар во время встречи с работниками Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. В июле 2007 г. с послом были обсуждены вопросы энергетического сотрудничества двух стран. Индийские компании проявляют огромный интерес к освоению нефтегазовых месторождений, в частности, к нефтеносной структуре "Сатпаев" на шельфе Каспия. Крупнейшая нефтяная компания Индии ONGC предлагает реанимировать простаивающие скважины в Казахстане, которые работали еще в XX в.
В июле 2007 г. работники Минэнерго встречались с руководством компании "Шелл" в лице исполнительного вице-президента компании по Средней, Южной и Центральной Азии Раулем Ресточи (Raoul Restucci) и управляющим директором казахстанского представительства компании Мартином Ферстлом (Martin Ferstl). Руководство компании "Шелл" гарантирует начало бурения на структуре "Жемчужины" в 2007 г. и выразило поддержку позиции Минэнерго по расширению КТК.
Реализуя Послание главы государства "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира" в части расширения деятельности отечественных нефтегазовых компаний за рубежом АО "КазТрансГаз" в 2006 г. приобрело активы АО "Тбилгаз", в декабре 2006 г. АО "КазТрансОйл" совершило сделку по созданию совместного предприятия на базе Батумского нефтяного терминала объемом перевалки до 15 млн тонн в год, первого зарубежного нефтетранспортного актива страны, открывающего Казахстану выход в Мировой океан через черноморский порт.
Сейчас казахстанская сторона близка к завершению сделки по приобретению у акционеров БНТ оставшейся 50-процентной доли в СП "Batumi Terminal", что позволит Казахстану стать полным его владельцем. Пока Казахстан владеет лишь половиной имущества терминала. Получение Казахстаном 100-процентной доли участия в СП "Batumi Terminal" сыграет положительную роль в повышении конкурентоспособности кавказского маршрута.
Для определения тарифной политики терминала создана комиссия, в которую входят министры транспорта Казахстана, Азербайджана и Грузии. Терминал является ключевой составляющей Транскавказского нефтетранспортного коридора, среди его клиентов ≈ крупнейшие нефтегазовые компании мира, включая "Exxon Mobil", "Chevron" и "BP". Батумский нефтяной терминал способен переваливать до 15 млн тонн нефтеналивных грузов в год. В настоящий момент мощность резервуарного парка терминала составляет приблизительно 530 тыс. тонн, что является более чем достаточным для перевалки текущих и прогнозируемых объемов, проходящих через этот коридор.
Сейчас отечественными компаниями рассматривается возможность приобретения ряда других нефтеперерабатывающих мощностей в Европе и Азии. Мы ведем переговоры по нескольким сделкам в Европе. Что касается Джейхана, то нет смысла строить сразу два или три завода в одном месте. В связи с этим предусматривается объединение усилий Казахстана, Турции и Азербайджана ≈ создание соответствующего альянса, по которому стороны ведут переговоры.
В последнее время успешно развиваются казахстанско-туркменские торгово-экономические связи, особенно в топливно-энергетической сфере. Новый лидер Туркменистана определил курс на более тесное сотрудничество с Казахстаном, и мы надеемся на реальные положительные результаты. В ближайшее время АО "НК "КазМунайГаз" намерено приступить к разведке нефтяных структур в туркменской части Каспийского шельфа.
В Лондоне 27—29 июня 2007 г. на Международном форуме "Казахстан: новые горизонты роста", где участвовал вице-министр Б.У. Акчулаков, обсуждались вопросы глубокой переработки нефти и строительства нефтехимических производств в Казахстане. Ожидается визит в Румынию Президента Н.А. Назарбаева. Румыния предлагает Казахстану сотрудничество в проекте нефтепровода "Констанца ≈ Омисалж ≈ Триест". На сегодняшний день ЕС, Казахстан и другие страны Центральной Азии рассматривают этот проект в рамках перспективной энергетической стратегии.

Задачи отрасли на 2007 г.:

- довести добычу нефти до уровня 65 млн тонн;
- довести переработку нефти на НПЗ по индикативному плану до 12 млн тонн;
- реализовать план мероприятий Государственной программы по освоению казахстанского сектора Каспийского моря на период 2006—2010 гг. (II этап);
- разработать технико-экономическое обоснование реконструкции Шымкентского нефтеперерабатывающего завода и модернизации Павлодарского нефтехимического завода;
- завершить реализацию проектов строительства завода второго поколения и закачки сырого газа на месторождении "Тенгиз";
- обеспечить работу по созданию новых и расширению существующих экспортных систем, в том числе:
расширение пропускной способности нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума;
создание Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти по маршруту Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан;
подготовка проекта строительства нефтепровода "Ескене ≈ Курык";
обоснование проектов создания Транскаспийской и Прикаспийской систем;
продолжение работ по реализации проекта строительства трубопровода "Казахстан ≈ Китай".

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА