media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Казахстан ставит перед собой задачу войти в десятку крупнейших мировых производителей углеводородов

С.М. Мынбаев, министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан

 

Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан на предстоящий период связано с решением актуальных задач в рамках реализации основных направлений развития отрасли, которые были озвучены Президентом страны в Послании народу Казахстана. Основными целями определены: повышение уровня эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора, диверсификация и формирование новых направлений обеспечения роста экономики, реализация "прорывных" проектов международного значения.

Важнейшей задачей утвержденной Главой государства Н.А. Назарбаевым Концепции перехода Республики к устойчивому развитию на 2007—2024 гг. определено повышение эффективности использования природных ресурсов.
Глава государства, выступая 28 февраля 2007 г. с ежегодным Посланием народу Казахстана, отметил, что нефтегазовый сектор экономики является приоритетным и управление им должно быть особенно эффективным.
Данное требование весьма актуально в условиях опережающего развития нефтегазовой отрасли промышленности по отношению к производству и потреблению других видов энергоносителей. Анализ мирового нефтегазового рынка показывает, что доля углеводородного топлива в мировом энергобалансе к середине XXI в. может составить до 30 %.
Конкретные мероприятия в этом плане определены также в Программе Правительства Республики Казахстан, в Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003—2015 гг., наших отраслевых программных документах, в том числе Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря.

Основные показатели нефтегазовой промышленности в 2006 г.

В 2006 г. добыто 64,9 млн тонн нефти и газового конденсата (прирост составляет 5,5 %). Экспортировано 57,1 млн тонн нефти, в том числе по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) ≈ 24,4 млн тонн, по нефтепроводу "Атырау — Самара" ≈ 15,6 млн тонн; по нефтепроводу "Атасу — Алашанькоу" ≈ 2,2 млн тонн; через порт Актау ≈ 9,6 млн тонн; через Оренбург ≈ 2,4 млн тонн, по железной дороге ≈ 2,8 млн тонн, поставка на ПНХЗ составила 3,9 млн тонн.
Тремя нефтеперерабатывающими заводами страны переработано 11,7 млн тонн нефти (104,6 % к 2005 г.). Произведено: бензина ≈ 2,3 млн тонн, дизельного топлива ≈ 3,5 млн тонн, мазута ≈ 3,3 млн тонн, авиакеросина ≈ 270, 2 тыс. тонн.

Динамика инвестиций в нефтегазовый комплекс
За 2006 г. объем инвестиций в нефтегазовый комплекс возрос по сравнению с 2005 г. на 14,8 % и составил 14,5 млрд дол. США. Сейчас Республику инвестируют компании почти из 40 стран, в том числе крупные фирмы из США, Нидерландов, Индонезии, Великобритании, Канады, Китая, Франции, Кореи, Японии, Швейцарии, России, причем доля объектов углеводородного сырья сохраняется на уровне 80 % от общего объема инвестиций в минерально-сырьевой комплекс.
В среднем 79 % от всех инвестиций в углеводородное сырье направлено на добычу, на проведение геолого-разведочных работ ≈ 21 %.
В целом за последние 10 лет в недропользование инвестировано уже более 65 млрд дол. США.

Углеводородный потенциал
В настоящее время утвержденные Государственной комиссией по запасам (ГКЗ) извлекаемые запасы нефти в государстве, включая казахстанский сектор Каспийского моря, составляют около 4,8 млрд тонн, или 35 млрд баррелей.
Общие прогнозные ресурсы углеводородов Республики Казахстан оцениваются в пределах 12—17 млрд тонн, из них более 60 % (8 млрд тонн) приходится на казахстанский сектор Каспийского моря.

Реализация крупных проектов в нефтегазовой промышленности

Наиболее актуальными проектами для Казахстана на сегодняшний день являются действующие крупные проекты — Карачаганакский, Тенгизский, проекты, направленные на разведку шельфа казахстанского сектора Каспийского моря, а также ряд инфраструктурных проектов.

Реализация проектов на месторождении "Тенгиз"
Всего за период с 1993 г. по 2006 г. было добыто 124,3 млн тонн сырой нефти, в том числе в 2006 г. ≈ 13,3 млн тонн.
С 2003 г. реализуются проекты завода второго поколения и закачки сырого газа, обеспечивающие рост добычи на месторождении "Тенгиз", завершение которых намечено соответственно на конец 2007 г. и начало 2008 г.
С введением в эксплуатацию этих объектов добыча нефти на месторождении Тенгиз достигнет уровня 22—24 млн тонн в год.

Реализация Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ)
Основными задачами Программы являются выведение уровня добычи на стабильно высокий уровень и развитие сопутствующей инфраструктуры; создание отечественного производства и формирование собственной научно-технологической базы; подготовка высококвалифицированных казахстанских специалистов; комплексное и рациональное использование ресурсов освоения Каспия для развития других отраслей экономики страны. Первый этап освоения КСКМ завершен.
На втором этапе начинается морская добыча углеводородов и рост экономических результатов по первым нефтегазовым проектам освоения КСКМ.

Развитие транспортной инфраструктуры

Казахстан придерживается многовекторной политики развития магистральных трубопроводов, обеспечивающей доступ на наиболее привлекательные рынки сбыта и максимальную эффективность использования трубопроводных систем.
Увеличение объемов добычи нефти и газа, освоение перспективных месторождений шельфа Каспия требуют динамичного развития нефтегазотранспортной инфраструктуры, в связи с чем актуально создание новых и расширение существующих экспортных маршрутов.
В настоящее время практически создана система, дающая нефтедобывающим компаниям, работающим в Казахстане, возможность выбора наиболее привлекательных и стабильных рынков сбыта.

Проект расширения Каспийского трубопроводного консорциума
Нефтепровод КТК общей протяженностью 1580 км является основным крупнейшим российским направлением экспортной поставки казахстанской нефти.
В настоящее время решается вопрос расширения пропускной способности нефтепровода до проектного уровня 67 млн тонн в год, в том числе казахстанской нефти ≈ до 50 млн тонн в год. За последние полтора года достигнут определенный прогресс в его решении. Сегодня Рабочая группа, созданная для расширения проекта, приступила к обсуждению отдельных нерешенных вопросов.

Нефтепровод "Атырау — Самара"
Вторым крупнейшим действующим направлением экспорта казахстанской нефти является нефтепровод "Атырау — Самара". Учитывая перегруженность пролива Босфор, Казахстан намерен участвовать в строительстве нефтепровода "Бургас — Александропулос". Реализация этого проекта позволит осуществлять транспортировку каспийской и российской нефти из черноморских портов на рынки Юго-Восточной Азии, Индии и США.

Казахстанская каспийская система транспортировки
Проект создания транспортной системы "Курык — Баку — Тбилиси — Джейхан" предполагает транспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку и далее по нефтепроводу "Баку — Тбилиси — Джейхан". Значительные прогнозные объемы добычи нефти на шельфе Каспия подтверждают необходимость реализации данного проекта. Планируемая пропускная способность нефтепровода "Ескене — Курык" на первом этапе составит 23 млн тонн в год с последующим расширением до 56 млн тонн. Этот нефтепровод позволит соединить расположенный в Ескене завод по подготовке нефти, поступающей с месторождений, с портом Курык, где планируется построить нефтеналивной терминал для приема крупнотоннажных танкеров.
Азербайджан и Казахстан, как добрососедские страны, не имеющие разногласий в политической и экономической сферах, планируют интегрировать все свои возможности. Кроме нефти, это может быть взаимная поставка буровых установок, другого оборудования и транспортных средств. При этом особое внимание будет уделяться вопросам экологии, так как Каспийское море, как замкнутый водоем, требует к себе повышенного внимания.
Нефтепровод "Баку — Тбилиси — Джейхан" — это новый путь для выхода казахстанских углеводородов на мировые рынки. Казахстан инвестировал средства на покупку Батумского нефтяного терминала. Следующим шагом в создании транскаспийской системы является заключение соглашений правительств Казахстана и Азербайджана с инвесторами. В июне 2006 г. между Казахстаном и Азербайджаном был заключен договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы "Баку — Тбилиси — Джейхан".
Стороны согласились активизировать переговоры по созданию Транскаспийской системы в рамках рабочей группы с участием представителей казахстанской и азербайджанской сторон.

Проект строительства трубопровода "Казахстан — Китай"
Строительство нефтепровода "Казахстан ≈ Китай" предусматривалось в два этапа. Первым этапом явилась реализация проекта нефтепровода "Атасу — Алашанькоу", первый пусковой комплекс которого был принят в промышленную эксплуатацию. Пропускная способность на первом этапе ≈ 10 млн тонн в год с дальнейшим расширением до 20 млн тонн в год.
Этот нефтепровод в перспективе позволит казахстанским и российским нефтяникам, минимизировав транспортные издержки, ежегодно поставлять до 20 млн тонн нефти на перспективный и ежегодно расширяющийся рынок Китая.
В настоящее время нефтяные компании, разрабатывающие нефтегазовые месторождения в Актюбинской области и Западном Казахстане, проявляют повышенный интерес к поставкам своего сырья в направлении Китая, являющегося вторым крупнейшим в мире импортером нефти. АО "НК "КазМунайГаз" и китайская компания "CNPC" приступили к технико-экономическим исследованиям следующего этапа развития нефтепровода "Казахстан — Китай" в рамках реализации договоренностей по энергетическому сотрудничеству между нашими странами.
Для реализации второго этапа нефтепровода "Казахстан — Китай" будут выполнены следующие виды основных работ:
- строительство нового нефтепровода "Кенкияк ≈ Кумколь";
- реконструкция и модернизация существующего нефтепровода на участке "Кумколь ≈ Атасу";
- реализация второго этапа строительства нефтепровода "Атасу — Алашанькоу";
- реконструкция и реверсирование нефтепровода "Кенкияк — Атырау".

Перспективы развития газовой отрасли

Для Казахстана все более перспективным энергоносителем становится также природный газ, разведанные и оценочные запасы которого с учетом открытых новых месторождений на Каспийском шельфе составляют около 3,3 трлн куб. м, а потенциальные ресурсы достигают 6—8 трлн куб. м.
Запасы газа промышленных категорий в Республике расположены неравномерно, 98 % в четырех западных областях ≈ Мангистауской, Атырауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской, остальные 2 % приходятся на Кызылординскую, Жамбылскую и другие области.
Работа отрасли осуществляется в соответствии с Программой развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004—2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2004 г. № 669. Цель Программы ≈ повышение социально-экономического эффекта от увеличения объемов международного транзита и рационального использования внутренних ресурсов газа за счет развития мощностей по транспортировке и переработке попутного газа для более полного обеспечения потребностей внутреннего рынка по газу и достижения энергетической независимости.
По итогам 2006 г. увеличение объема добычи газа составило 101,9 %, общий объем добычи составил 27 млрд куб. м, что более чем в три раза превысило уровень добычи газа в 1991 г.
В перспективе Казахстан должен войти в число стран, обладающих крупнейшими в мире доказанными запасами природного газа, и быть одним из трех основных производителей и экспортеров природного и сжиженного газа на территории СНГ.
Основными показателями ожидаемого развития отрасли на среднесрочный период могут быть:
- увеличение экспорта природного газа в 1,5 раза с достижением объема экспорта газа порядка 12 млрд куб. м в 2010 г.;
- увеличение экспорта сжиженного газа в 1,1 раза с ростом объема реализации его на экспорт до 920 тыс. тонн в 2010 г.
Одним из главных результатов развития отрасли станет более полное обеспечение потребностей населения и предприятий страны за счет собственных ресурсов природного и сжиженного газа. Прогнозируется ежегодный рост потребления природного и сжиженного газа в регионах до 15 %, и к 2010 г. объем потребления может достигнуть более 16 млрд куб. м и более 800 тыс. тонн по природному и сжиженному газу соответственно.
Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (Минэнерго) уделяет значительное внимание развитию социальных проектов. Так, в рамках Программы развития газовой отрасли Республики Казахстан на 2004—2010 гг. проведен ряд мероприятий, в частности, реализация проекта "Перевод теплоэнергоисточников и жилого сектора в г.Кызылорде на попутный газ", позволяющего решить ряд социальных проблем региона. В Актюбинской области начата реализация проекта строительства газопровода "Актобе ≈ Мартук" протяженностью 70 км и стоимостью 2072,1 млн тенге.
Продолжается разработка газового месторождения Амангельды в Жамбылской области. За 2006 г. добыто и поставлено населению региона природного газа в объеме 279,8 млн куб. м, что составляет 43 % от общего объема потребления газа в области.
Активное освоение нефтегазовых месторождений и резкий рост объемов добычи нефти в последние годы диктуют необходимость утилизации все увеличивающихся объемов добываемого попутного нефтяного газа.
Эффективная утилизация попутного нефтяного газа подразумевает максимальное использование ресурсов газа путем выработки электроэнергии, производства товарного газа и закачки газа в пласт для повышения нефтеотдачи.
С целью рационального использования ресурсов газа и снижения экологической нагрузки Минэнерго совместно с заинтересованными государственными органами проводит активную работу по обеспечению снижения недропользователями Республики Казахстан объемов сжигаемого газа с выполнением мероприятий по утилизации добываемого газа.
Так, за период с 2000 г. наблюдается тенденция снижения доли сжигаемого на факелах газа с 20,1 % до 11,6 % в 2006 г.
Минэнерго проделало большую работу по усовершенствованию и разработке законодательной базы, что позволило ориентировать деятельность недропользователей на утилизацию попутного газа. В соответствии с внесенными 14 октября 2005 г. изменениями в Закон Республики Казахстан "О нефти", сжигание попутного и (или) природного газа в факелах запрещается, и недропользователи должны разработать и согласовать программы по утилизации газа.
С целью комплексного и оперативного рассмотрения данных программ создана Межведомственная рабочая группа (МРГ).
В представленных программах утилизации на период 2006—2009 гг., как правило, приводились технико-экономические расчеты по нескольким вариантам. Окончательно принимались такие схемы утилизации, в которых предусматривается утилизация попутного газа в наибольшем объеме в кратчайшие сроки. Технико-экономические расчеты осуществлялись на основе конкретных результатов пробной эксплуатации либо опытно-промышленных работ.
Согласно утвержденным МРГ программам сжигание попутного газа в Республике будет и дальше сокращаться. Так, к 2009 г. сжигание газа сократится более чем в семь раз и составит 430 млн куб. м.
Динамичный рост газовой отрасли возможен только на основе развитой трубопроводной системы, в связи с чем Казахстан активно развивает трубопроводный транспорт и его инфраструктуру.
Наиболее актуальным для газотранспортной отрасли Республики является проект реконструкции и модернизации системы магистральных газопроводов, в особенности магистрального газопровода "Средняя Азия — Центр" (далее — МГ "САЦ"), который обслуживает экспортные поставки казахстанского и среднеазиатского газа для России, кавказских государств и Европы.
Для определения перспектив развития МГ "САЦ" АО "Интергаз Центральная Азия" разработало обоснование инвестиций в развитие магистральных газопроводов "Средняя Азия — Центр", "Макат — Северный Кавказ" и "Окарем — Бейнеу", в рамках которого предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов, направленных на увеличение пропускной способности МГ "САЦ" до 60 млрд куб. м в год.
Одной из основных задач Минэнерго является обеспечение стабильного газоснабжения потребителей Республики Казахстан. В Казахстане природный газ поставляется в девять областей: Актюбинскую, Алматинскую, Атыраускую, Жамбылскую, Западно-Казахстанскую, Костанайскую, Кызылординскую, Мангыстаускую и Южно-Казахстанскую.
В связи с тем что основные запасы попутного и природного газа находятся в западных областях страны, в данных регионах проводится более активная работа по газификации населенных пунктов, чем в других областях Казахстана. Соответственно уровень газификации в западных областях значительно выше, чем в остальных регионах страны.
В настоящее время с целью обеспечения энергетической безопасности и уменьшения зависимости от внешних поставок, а также возможности оперирования объемами транспортируемого по магистральным газопроводам газа в качестве второго этапа развития газопровода "Казахстан — Китай" рассматривается вопрос строительства магистральных газопроводов "Бейнеу — Бозой — Саксаульская ≈Акбулак (Самсоновка)".
Это позволит решить не только ряд социально-экономических и экологических проблем, но и вопрос энергетической независимости южных регионов Казахстана, а также позволит беспрепятственно подавать газ из западных регионов в южные регионы страны с последующим выходом к восточной границе Казахстана. Газопровод должен проходить по территории Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей. Ресурсная база планируемого газопровода будет формироваться за счет объемов, добываемых нефтегазовыми компаниями на западе Казахстана.
В настоящее время АО "НК "КазМунайГаз" разрабатывает Обоснование инвестиций данного проекта. Уже произведены предварительные расчеты капитальных вложений и основных финансово-экономических показателей проекта.
С китайской стороной подписано Соглашение о строительстве и эксплуатации газопровода "Казахстан — Китай". При этом предусмотрено проектное финансирование строительства газопровода в два этапа. На первом этапе предусматривается транспортировка туркменского газа через территории Узбекистана и Казахстана в Китай. Данный газопровод будет построен совместными усилиями на паритетной основе. На втором этапе планируется строительство магистрального газопровода "Бейнеу — Бозой — Шалкар — Самсоновка".
В рамках реализации Совместной декларации Президента Республики Казахстан и Президента Российской Федерации о развитии долгосрочного сотрудничества в области переработки и реализации газа Карачаганакского месторождения ведутся работы по созданию совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода.
Декларация стала основой для подписания ряда документов, таких как Соглашение об условиях транспортировки и поставок переработанного газа Карачаганакского месторождения на внутренний рынок Республики Казахстан, в том числе путем взаимных поставок газа, от 3 октября 2006 г., трехстороннее Соглашение между Национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз", ОАО "Газпром" и АО "Национальная компания "КазМунайГаз", Соглашение о встречных поставках природного газа от 27 декабря 2006 г.
С января 2007 г. на внутренний рынок страны начата поставка газа Карачаганакского газоконденсатного месторождения: в Костанайскую область — в объеме 900 млн куб. м и в Уральскую область ≈ в объеме 500 млн куб. м (замещение поставок из Российской Федерации); в южные регионы Республики Казахстан — в объеме 2,7 млрд куб. м и в Актюбинскую область ≈ в объеме 600 млн куб. м (замещение поставок из Республики Узбекистан), что позволило обеспечить бесперебойное газообеспечение Жамбылской ГРЭС.
В рамках достигнутых соглашений одним из ключевых условий создания совместного предприятия на базе Оренбургского ГПЗ является заключение долгосрочных контрактов.
В настоящее время между казахстанскими и российскими компаниями подписаны договор купли-продажи сырого газа и долгосрочный договор купли-продажи сухого газа Карачаганакского месторождения, соглашение о взаимных гарантиях в отношении купли-продажи газа Карачаганакского месторождения.
Кроме того, с целью развития мощностей по глубокой переработке газа заключен контракт с ТОО "Тенгизшевройл" о поставке газа для нужд строящегося в Атырауской области газохимического завода на первом этапе в объеме 6 млрд куб. м при содержании этана 10 % с планируемым вводом в эксплуатацию в 2010 г. и с дальнейшим доведением объемов поставок на втором этапе до 9 млрд куб. м.
Диверсификация экспортных маршрутов транспортировки газа во многом стимулируется и государствами ≈ членами ЕС. В настоящее время ЕС разрабатывается обоснование инвестиций по проекту строительства Транскаспийского газопровода, а также изучается вопрос производства газа по технологии LNG для поставок сжиженного газа на европейские рынки.
В целях реализации стратегических задач, поставленных в Послании Президента Республики Казахстан о необходимости дальнейшего укрепления позиций Казахстана в региональном энергетическом пространстве и разумного использования наших природных ресурсов, Минэнерго осуществляет комплекс мер по рациональному использованию ресурсов газа и обеспечению энергетической независимости.

Стратегия развития газовой отрасли
Стратегия развития газовой отрасли Казахстана предусматривает принятие следующих мер.
- Наращивание объемов добычи газа с разработкой новых газовых и нефтегазовых месторождений.
- Мониторинг мероприятий по утилизации попутных газов.
- Создание новых мощностей по глубокой переработке добываемого газа, увеличение объемов выработки сжиженного газа и нефтехимической продукции в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития.
- Увеличение транзитного потенциала за счет реконструкции и модернизации объектов газотранспортной системы.
- Диверсификация газотранспортной системы на основе оптимальных вариантов строительства новых газопроводов по транспортировке газа на внешние и внутренние рынки.
- Строительство газопровода "Казахстан ≈ Китай" и магистральных газопроводов "Бейнеу ≈ Бозой ≈ Саксаульская ≈ Акбулак (Самсоновка)".

Нефтегазопереработка, развитие нефтехимических производств

Одно из приоритетных направлений развития Республики — повышение уровня эффективности и экономической отдачи топливно-энергетического и добывающего секторов экономики. Для решения задачи по диверсификации и повышению прибыльности добывающего сектора разрабатываются и осуществляются мероприятия, направленные на подготовку создания нефтехимических производств. Прогнозируемый рост объемов добычи нефти и попутного газа на разрабатываемых месторождениях и по перспективным проектам на шельфе Каспия требует решения ряда проблем не только по первичной очистке сырья, но и по глубокой и комплексной переработке с получением базовой нефтехимической продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью.
Поэтому важнейшим направлением инвестиционной политики Казахстана определено развитие нефтеперерабатывающих мощностей и производства нефтехимической продукции. При этом учитывается, что Казахстан находится в центре Евразийского континента и имеет возможности сбыта продуктов нефтепереработки в страны Центральной и Средней Азии.
В связи с этим Правительство Республики Казахстан разработало генеральный план развития нефтехимических производств в течение 10 лет, связанный с развитием нефтегазового комплекса.
Один из "прорывных" проектов ≈ строительство Атырауского газохимического комплекса. Проведены переговоры с ТОО "Тенгизшевройл" относительно поставок газа в качестве сырья для будущего первого интегрированного газохимического комплекса по производству высококачественного полипропилена, полиэтилена и других нефтехимических производств, который будет построен в городе Атырау. Переговоры практически завершены, проводится согласование ряда вопросов с "Exxon Mobil". Стоимость реализации проекта может составить более 5 млрд дол. США. В ближайшее время мы должны приступить к строительству этого комплекса. Мировая практика реализации таких проектов предусматривает фиксированную цену сырья. Контракт на поставку газа — фундаментальный вопрос, лежащий в основе реализации проекта. Контракт, подписанный в 2006 г., предусматривает поставку около 1 млрд куб. м газа. Это ресурсная база, необходимая для функционирования газохимического комплекса.
Оператор проекта — проектная компания Kazakhstan Petrochemical Industries (KPI). АО "KPI" совместно со своими крупными акционерами ≈ ТОО "SAT&Company" и АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" — координирует реализацию проекта по созданию в Атырау первого интегрированного газохимического комплекса по производству высококачественного полипропилена, полиэтилена и других нефтехимических производств. В качестве консультанта проекта выступает химический концерн "Basell International Holding B.V.". К настоящему времени разработано технико-экономическое обоснование проекта. Проект будет финансироваться за счет собственных и привлеченных инвестиционных средств АО "НК "КазМунайГаз": 30 % инвестиций внесут РД "КазМунайГаз" и компания ТОО "SAT&Company"; остальные 70 % — кредитные ресурсы банка.
Ведется также разработка технико-экономического обоснования создания специальной экономической зоны (СЭЗ) "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области", в состав которой войдет Интегрированный газохимический комплекс. Минэнерго ведет подготовку соответствующих материалов, предложений по включению в состав СЭЗ "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области" действующих предприятий отрасли и потенциально возможных производств по выпуску готовой продукции из первичного нефтехимического сырья.

Развитие нефтеперерабатывающей отрасли

Модернизация нефтеперерабатывающих мощностей
Необходимость усиления позиций Казахстана на внешних рынках и вхождение страны в число крупных мировых поставщиков энергетического сырья и продуктов ее глубокой переработки за счет внедрения передовых технологий производства обязывает продолжить работу по дальнейшей модернизации нефтеперерабатывающих заводов Республики; обеспечить выработку продуктов переработки нефти, соответствующих мировым стандартам.

Модернизация Павлодарского нефтехимического завода
С целью реализации задачи по модернизации и переоснащению нефтегазоперерабатывающих производств на Павлодарском нефтехимическом заводе осуществляется строительство установки по производству водорода.
Пуск установки позволит решить проблему снабжения водородом установки гидроочистки дизельного топлива и увеличить степень очистки товарных продуктов от соединений серы и повысить качество продукции до международных стандартов ЕВРО.

Реконструкция Шымкентского нефтеперерабатывающего завода
На Шымкентском НПЗ разрабатывается перспективный план развития завода, в соответствии с которым предполагается повышение качества производимой продукции до уровня мировых требований, расширение ассортимента выпускаемых нефтепродуктов, в том числе продуктов нефтехимии.

Реконструкция Атырауского нефтеперерабатывающего завода
В августе 2006 г. завершена широкомасштабная реконструкция Атырауского НПЗ. В результате реконструкции значительно улучшится экологическая обстановка за счет снижения вредных выбросов в окружающую среду.
Реконструкция позволит также выпускать основные виды нефтепродуктов, отвечающих современным европейским стандартам ЕВРО.
В 2007—2008 гг. планируется продолжить модернизацию АНПЗ с целью организации производства бензола.

Внутренний рынок и стабилизация цен на ГСМ

Ценообразование на ГСМ
На формирование цен на нефтепродукты влияют колебание цены на продажу сырой нефти и сезонная потребность в нефтепродуктах. Конечная цена нефтепродуктов на внутреннем рынке складывается по свободным рыночным ценам на основе принципа "спрос — предложение".

Поставки нефти на внутренний рынок
Поставки нефти на внутренний рынок Республики и на экспорт из ресурсов нефтедобывающих компаний производятся:
- на основе баланса внутреннего потребления горюче-смазочных материалов;
- с учетом регионального распределения добычи нефти нефтедобывающих компаний;
- на основании графиков, утверждаемых Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.
Минэнерго постоянно контролирует и организовывает обеспечение ГСМ внутреннего рынка, а также принимает необходимые меры по вопросам стабилизации цен на ГСМ.

Принимаемые меры по обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами в 2007 г.:
- утвержден индикативный план переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах Казахстана в объеме не менее 12,0 млн тонн (103 % к 2006 г.), из них планируется произвести: бензина ≈ 2,5 млн тонн, дизтоплива ≈ 3,7 млн тонн, мазута ≈ 3,5 млн тонн, керосина ≈ 285 тыс. тонн.
- утверждены графики остановок на планово-предупредительные работы НПЗ Казахстана на 2007 г. с учетом сезонных полевых работ.

Совершенствование законодательной базы

В последние годы значительно улучшена законодательная база недропользования.
Статьей 14 Закона Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" и статьей 53 Закона Республики Казахстан "О нефти" закреплено, что передача права недропользования и передача доли участия (пакета акций) в юридическом лице, являющемся подрядчиком по контракту, осуществляется с разрешения компетентного органа (Минэнерго). Компетентный орган вправе отказать в передаче права недропользования в одном из случаев, если передача права недропользования повлечет за собой несоблюдение требований по обеспечению национальной безопасности страны, в том числе в случае концентрации прав в рамках контракта и (или) концентрации прав на проведение операций в области недропользования.
Кроме того, в целях обеспечения национальной безопасности Республики в 2004-2005 гг. в часть третью статьи 71 Закона "О недрах и недропользовании" были внесены поправки, которые наделили государство приоритетным правом приобретения права недропользованию, а также долей в компаниях, осуществляющих операции по недропользования, и их материнских компаниях.
Данная норма позволила государству приобрести:
- 33 % акций компании "PetroKazakhstan Inc.";
- 50 % доли участия в уставном капитале ТОО СП "Казгермунай" в пользу национальной компании АО "НК "КазМунайГаз";
- 50 % акций АО "Каражанбасмунай".

Вместе с тем, учитывая возрастающую роль Республики в обеспечении энергетической безопасности мировой экономики и необходимость обеспечения эффективного использования ресурсов недр во благо народа Казахстана, Минэнерго проводит работу по совершенствованию правовых механизмов регулирования рынка недропользования.
Законом исключена статья 45-1 Закона "О недрах и недропользовании", закрепляющая право компетентного органа приостанавливать проведение операций по недропользованию. Данное положение позволяет компетентному органу расторгать контракты на недропользование в одностороннем порядке в случае неустранения недропользователем нарушений условий контракта в срок, установленный в уведомлении о нарушении.

Информационная система управления недропользованием

Минэнерго продолжает работу по дальнейшему совершенствованию единой государственной системы мониторинга (ЕГСМ) в управлении недропользованием ≈ разработан пилотный проект Единой государственной системы управления недропользованием Республики Казахстан (ЕГСУ НП). ЕГСУ НП — специализированная управленческая информационная система, предназначенная для совершенствования процесса государственного управления недропользованием Казахстана путем автоматизации технологических процедур проведения конкурсов инвестиционных программ (система "Конкурс"), заключения контрактов на недропользование (система "Контракт") и мониторинга и контроля состояния недропользования (системы ЕГСМ НП и "Недропользователь"). В рамках системы ЕГСУ НП разработаны новые подсистемы "Конкурс", "Контракт", "Недропользователь", "Нефть". Формируемая система управления позволит оперативно контролировать все операции в сфере недропользования ≈ начиная от конкурсных процедур и кончая мониторингом выполнения недропользователями лицензионно-контрактных обязательств.
Информационная система ЕГСУ НП призвана обеспечит прозрачность добывающей промышленности, повысит ее мультипликативный вклад в решение задач социально-экономического и индустриально-инновационного развития страны.
Создание системы управления недропользованием ЕГСУ НП рассматривается также как создание одного из самостоятельных элементов формирующейся в настоящее время Национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан (НИИ РК), так как информационные ресурсы системы являются частью создаваемой государственной базы данных "Ресурсы Казахстана" и "электронного правительства" (ЭП).

Бонусы

За период с 1996 г. по 2005 г. общая сумма выплат недропользователей по бонусам составила 287,1 млн дол. США. По сравнению с 1996 г. в 2005 г. сумма выплат по бонусам возросла почти в десять раз.
С начала 2007 г. сумма выплат недропользователей по бонусам составила свыше 31 млрд тенге, до конца года ожидается сбор до 50 млрд тенге.

Внедрение Британской инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей в Республике Казахстан

В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", а также в целях увеличения прозрачности и подотчетности добывающих компаний нефтегазового и горно-рудного секторов и стимулирования эффективного использования ресурсов Казахстан поддерживает и реализует инициативы Великобритании по развитию прозрачности деятельности добывающих отраслей.
Британская инициатива по развитию прозрачности добывающих отраслей направлена на увеличение прозрачности платежей между правительством и компаниями, работающими в добывающих отраслях промышленности.
На сегодняшний день к Меморандуму присоединились в общей сложности 91 компания, из них 51 компания нефтегазового сектора и 40 компаний горно-рудного сектора.

Международные контакты

Индия проявляет заметный интерес к нефтегазовой промышленности Казахстана, о чем подтвердил Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Республике Казахстан Ашок Саджанхар во время встречи с работниками Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан. В июле 2007 г. с послом были обсуждены вопросы энергетического сотрудничества двух стран. Индийские компании проявляют огромный интерес к освоению нефтегазовых месторождений, в частности, к нефтеносной структуре "Сатпаев" на шельфе Каспия. Крупнейшая нефтяная компания Индии ONGC предлагает реанимировать простаивающие скважины в Казахстане, которые работали еще в XX в.
В июле 2007 г. работники Минэнерго встречались с руководством компании "Шелл" в лице исполнительного вице-президента компании по Средней, Южной и Центральной Азии Раулем Ресточи (Raoul Restucci) и управляющим директором казахстанского представительства компании Мартином Ферстлом (Martin Ferstl). Руководство компании "Шелл" гарантирует начало бурения на структуре "Жемчужины" в 2007 г. и выразило поддержку позиции Минэнерго по расширению КТК.
Реализуя Послание главы государства "Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира" в части расширения деятельности отечественных нефтегазовых компаний за рубежом АО "КазТрансГаз" в 2006 г. приобрело активы АО "Тбилгаз", в декабре 2006 г. АО "КазТрансОйл" совершило сделку по созданию совместного предприятия на базе Батумского нефтяного терминала объемом перевалки до 15 млн тонн в год, первого зарубежного нефтетранспортного актива страны, открывающего Казахстану выход в Мировой океан через черноморский порт.
Сейчас казахстанская сторона близка к завершению сделки по приобретению у акционеров БНТ оставшейся 50-процентной доли в СП "Batumi Terminal", что позволит Казахстану стать полным его владельцем. Пока Казахстан владеет лишь половиной имущества терминала. Получение Казахстаном 100-процентной доли участия в СП "Batumi Terminal" сыграет положительную роль в повышении конкурентоспособности кавказского маршрута.
Для определения тарифной политики терминала создана комиссия, в которую входят министры транспорта Казахстана, Азербайджана и Грузии. Терминал является ключевой составляющей Транскавказского нефтетранспортного коридора, среди его клиентов ≈ крупнейшие нефтегазовые компании мира, включая "Exxon Mobil", "Chevron" и "BP". Батумский нефтяной терминал способен переваливать до 15 млн тонн нефтеналивных грузов в год. В настоящий момент мощность резервуарного парка терминала составляет приблизительно 530 тыс. тонн, что является более чем достаточным для перевалки текущих и прогнозируемых объемов, проходящих через этот коридор.
Сейчас отечественными компаниями рассматривается возможность приобретения ряда других нефтеперерабатывающих мощностей в Европе и Азии. Мы ведем переговоры по нескольким сделкам в Европе. Что касается Джейхана, то нет смысла строить сразу два или три завода в одном месте. В связи с этим предусматривается объединение усилий Казахстана, Турции и Азербайджана ≈ создание соответствующего альянса, по которому стороны ведут переговоры.
В последнее время успешно развиваются казахстанско-туркменские торгово-экономические связи, особенно в топливно-энергетической сфере. Новый лидер Туркменистана определил курс на более тесное сотрудничество с Казахстаном, и мы надеемся на реальные положительные результаты. В ближайшее время АО "НК "КазМунайГаз" намерено приступить к разведке нефтяных структур в туркменской части Каспийского шельфа.
В Лондоне 27—29 июня 2007 г. на Международном форуме "Казахстан: новые горизонты роста", где участвовал вице-министр Б.У. Акчулаков, обсуждались вопросы глубокой переработки нефти и строительства нефтехимических производств в Казахстане. Ожидается визит в Румынию Президента Н.А. Назарбаева. Румыния предлагает Казахстану сотрудничество в проекте нефтепровода "Констанца ≈ Омисалж ≈ Триест". На сегодняшний день ЕС, Казахстан и другие страны Центральной Азии рассматривают этот проект в рамках перспективной энергетической стратегии.

Задачи отрасли на 2007 г.:

- довести добычу нефти до уровня 65 млн тонн;
- довести переработку нефти на НПЗ по индикативному плану до 12 млн тонн;
- реализовать план мероприятий Государственной программы по освоению казахстанского сектора Каспийского моря на период 2006—2010 гг. (II этап);
- разработать технико-экономическое обоснование реконструкции Шымкентского нефтеперерабатывающего завода и модернизации Павлодарского нефтехимического завода;
- завершить реализацию проектов строительства завода второго поколения и закачки сырого газа на месторождении "Тенгиз";
- обеспечить работу по созданию новых и расширению существующих экспортных систем, в том числе:
расширение пропускной способности нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума;
создание Казахстанской каспийской системы транспортировки нефти по маршруту Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан;
подготовка проекта строительства нефтепровода "Ескене ≈ Курык";
обоснование проектов создания Транскаспийской и Прикаспийской систем;
продолжение работ по реализации проекта строительства трубопровода "Казахстан ≈ Китай".

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА