media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Состояние и перспективы развития международно-правового механизма освоения недр Каспийского моря (тезисы)

В.С. Князев, Правовой департамент Министерства Иностранных Дел Российской Федерации

1. Каспийское море является самым большим в мире озером, т.е. внутриконтинентальным водоемом, не имеющим естественной связи с Мировым океаном. Это озеро имеет характер пограничного или международного, так как на его берегах в разные времена располагалось не менее двух государств. Отсутствие каких-либо конвенционных норм, касающихся правового статуса таких водоемов, предопределило общее понимание того, что этот статус в каждом случае создается договоренностями прибрежных государств.
2. Правовой статус Каспийского моря был определен Договором между РСФСР и Персией 1921 г. и Договором о торговле и мореплавании между СССР и Ираном 1940 г., а также обменными письмами, в соответствии с которыми Каспий признавался "морем советским и иранским". Договоры регулировали мореплавание и рыболовство в Каспийском море. На всем его протяжении устанавливались свобода судоходства и рыболовства (за исключением 10-мильной прибрежной зоны) для судов под флагами Сторон, плавание здесь судов третьих государств запрещалось. Таким образом, был установлен режим совместного использования моря в целях судоходства и рыболовства двумя государствами. Фактически же уже со средины 30-х годов, после одностороннего установления Советским Союзом границы на Каспии по линии Астара — Гасан-Кули, море было поделено на две части, в каждой из которых СССР и Иран действовали самостоятельно, не согласуя своих шагов с соседом. Прежде всего это коснулось добычи нефти из недр морского дна.
3. Несмотря на Алма-Атинскую декларацию 1991 г., содержащую политические гарантии выполнения Россией как продолжателем СССР, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией как его правопреемниками обязательств, вытекающих из международных договоров СССР, юридически это не было оформлено в отношении вышеуказанных договоров соответствующими заявлениями прикаспийских государств-правопреемников. Забегая вперед, следует отметить, что при обсуждении положений преамбулы проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря однозначными сторонниками ссылки на договоры 1921 и 1940 гг. как основы исторически сложившегося правового статуса этого моря оказались только Россия и Иран.
4. В наше время попытка распространить режим номинально совместного использования Каспия на углеводородные ресурсы его дна натолкнулась на сопротивление прикаспийских государств — правопреемников СССР. Для них неприемлем любой, пусть даже и многосторонний контроль за добычей стратегического ресурса. Кроме того, к 1995 г. Казахстан и Туркменистан приняли в одностороннем порядке законы, посредством которых были установлены территориальные воды и другие национальные морские пространства на основе международного морского права, а Азербайджан включил в свою Конституцию положение об азербайджанском секторе, в отношении которого это государство обладает суверенитетом. В этих условиях стало очевидным, что без создания многостороннего документа, устанавливающего новый правовой статус Каспия и включающего регулирование добычи углеводородов и защиту морской среды от загрязнения, не обойтись.
5. Переговоры по разработке проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря начались в 1995 г., но большого успеха на этом пути пока не достигнуто. Сохраняются концептуальные расхождения в позициях прикаспийских государств. Согласованы только те положения проекта, которые не затрагивают непосредственно эти расхождения. В том что касается международно-правового механизма освоения недр, проект ограничивается положениями о разграничении дна и недр Каспийского моря для целей недропользования и о прокладке подводных кабелей и трубопроводов. О согласованном режиме недропользования речи нет.
6. С подписанием в 2003 г. всеми прикаспийскими государствами Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря стало очевидно, что своеобразным многосторонним регулятором режима добычи ресурсов дна и недр будет именно эта Конвенция и предусмотренные ею протоколы.
7. В условиях когда о согласованных мерах по освоению недр дна Каспия договориться практически невозможно и когда это освоение полным ходом осуществляется на основе национального законодательства прикаспийских государств, последним прибежищем остаются двухсторонние соглашения о разграничении дна и соответствующие договоренности о принципах разработки месторождений в районе разграничения.
8. Первой ласточкой в этой области и хорошим примером для других явилось Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему. В них нашли отражение не только вопросы собственно разграничения, но и основные принципы освоения углеводородных ресурсов дна данной части Каспия. Было установлено, что дно разграничивается для целей недропользования при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, а также реализации согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды. Разграничение осуществлено по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности Сторон. Было определено, что Стороны имеют исключительное право на совместную разведку и разработку перспективных структур и месторождений в случае прохождения через них модифицированной срединной линии. При этом было гарантировано приоритетное право на получение лицензии на разведку и разработку месторождения углеводородов или перспективных для их накопления геологических структур физическими и юридическими лицами Сторон, открывшими такое месторождение или структуру. Договор предусматривает и эффективное взаимодействие Сторон в вопросах развития экспортных трубопроводов и других средств транспортировки нефти. Протокол содержит довольно подробные положения об осуществлении Сторонами их суверенных прав на недропользование в отношении конкретных структур и месторождений в районе разграничения
Соглашения о разграничении были подписаны в 2002 г. между Россией и Азербайджаном, а в 2001 г. — между Азербайджаном и Казахстаном.

 

 

в начало

 

 

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА