Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Большое значение для развития сырьевой базы имеет подготовка новых нефтегазоперспективных территорий для последующей активизации поисковых работ, проводимых недропользователями
Р.Р. Мурзин, руководитель Департамента топливно-энергетических ресурсов недр и морских работ МПР России

- Изменится ли структура запасов и ресурсов углеводородного сырья с принятием проекта новой классификации, изменится ли при этом их количество?

- Общее количество запасов и/или ресурсов в недрах с введением новой "Классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов" (далее Классификация) не изменится, так как не изменились критерии по отнесению углеводородного сырья к запасам или ресурсам. Однако структура запасов, поставленных на государственный баланс в соответствии с новой Классификацией, будет другой. Провести количественное сравнение одноименных категорий запасов по старой и новой классификациям не представляется возможным, так как изменились критерии выделения категорий, несмотря на сохранение их буквенной индексации.

- Через несколько лет большинству нефтяных компаний придется продлевать лицензии на пользование недрами, как МПР России намерено решать возникшую проблему?

- В соответствии с Законом "О недрах" срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя. Поэтому никакой проблемы с продлением срока действия лицензии для завершения разработки месторождения или выполнения ликвидационных мероприятий не будет. Если же недропользователь не выполнял условия, содержащиеся в лицензионном соглашении, может быть начата процедура по досрочному прекращению прав пользования недрами и изъятию лицензии.

- По данным Минпромэнерго России по состоянию на март 2004 года из общего количества эксплуатационных скважин неработающий фонд скважин составил 24%, с чем это может быть связано?

- Действительно, на сегодняшний день почти четвертая часть всего фонда скважин не эксплуатируется, и по сравнению с началом апреля 2002 (22,4%) и 2003 (23,9%) годов фонд простаивающих скважин на начало апреля 2004 г. даже увеличился. И это происходит на фоне роста цен на нефть, когда эксплуатация малодебитных и сильно обводненных скважин становится экономически рентабельной. Для изменения этой тенденции, по-нашему мнению, необходимо усилить контроль за разработкой месторождений, который призвана осуществлять Центральная комиссия по разработке при Минпромэнерго России.

- Каким образом МПР России собирается реализовать идею введения налогообложения запасов нефти?

- В МПР России в настоящее время не осуществляется подготовка каких-либо законопроектов по налогообложению запасов нефти, пока это действительно только идея. После принятия второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которая установила единый налог на добычу полезных ископаемых, требуется определенное время, чтобы выявить преимущества и недостатки новой системы налогообложения и внести в нее соответствующие коррективы. Ряд таких недостатков уже выявлен, и одним из них является отсутствие финансового контроля за эффективностью использования недр: многие компании берут лицензии, ставят запасы на баланс, увеличивая тем самым свои активы, однако при этом разрабатываются далеко не все месторождения. Представляется, что контролировать подобную ситуацию должен не административный, а экономический механизм, путем изъятия налогов не только с тонны добытых полезных ископаемых, но и с тонны их запасов. Это будет стимулировать компании быстрее вводить в разработку месторождения, на которые получена лицензия.

- Сегодня нефти добывается значительно больше, чем вводится новых запасов. Можно ли исправить эту ситуацию?

- Действительно, начиная с 1991 года прирост запасов по нефти и газу, за некоторым исключением, не компенсируется их добычей. В связи с ростом цен на нефть компании увеличивают добычу, что еще более увеличивает этот разрыв.
По газу ситуация лучше — приросты запасов в последние годы компенсируют и даже превышают его добычу.
Приросты запасов могут возрасти только при увеличении объемов геологоразведочных работ. При этом немаловажное значение имеет выполнение пользователями недр своих обязательств, содержащихся в лицензионных соглашениях. Задача МПР России — осуществлять контроль за выполнением условий лицензий на право пользования недрами.
Большое значение для развития сырьевой базы имеет подготовка новых нефтегазоперспективных территорий для последующей активизации поисковых работ, проводимых недропользователями. В этой связи МПР России считает в числе своих основных задач выбор наиболее перспективных объектов для размещения государственных средств с тем, чтобы повысить достоверность ресурсов, перевести их в более высокие категории, увеличив тем самым рыночную стоимость перспективных участков недр и размеры разовых платежей при выставлении их на аукционы.
18.06.2004.

в начало

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА