Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Международный Суд ООН о правах государств на морские пространства и природные ресурсы

А.Н. Вылегжанин, д.ю.н., профессор кафедры международного права МГИМО(У) МИД России

Международные отношения по поводу управления государствами пространствами и природными ресурсами Мирового океана развиваются по мере увеличения роли таких пространств и ресурсов в жизнеобеспечении нашей планеты. Сообразно тому развивается международное морское право. При несомненно приоритетной роли в процессе такого развития основных источников международного права — международных договоров и обычаев — возрастает значимость в этом процессе доктрины, документов международных организаций, судебных решений, особенно решений Международного Суда ООН. Согласно Уставу ООН, Международный Суд — это главный судебный орган ООН.
Все государства — члены ООН, в том числе Российская Федерация, являются участниками Статута Международного Суда, а Статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН. Суд рассматривает споры только между государствами. 15 членов Суда — международные судьи — избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Состав Суда должен обеспечивать "представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира" (ст. 9 Статута)1. По вопросу о правовом значении решений Международного Суда мнения расходятся. Так, М.Л. Энтин пишет: "Решения международного судебного учреждения выражают во многом субъективное мнение его членов. Это особая форма бытия доктрины международного права, получившей лишь некоторые атрибуты международно-правовой нормы применительно к данному конкретному случаю, и не потому, что государства поддерживают ее по существу, а лишь в силу их предшествующих международных обязательств"2. Другие ученые придают решениям Международного Суда большее значение, особенно в толковании международно-правовых норм3. И.И. Лукашук отмечает, что решениям Международного Суда ООН "придается первостепенное значение в толковании международно-правовых норм"4. В решениях Международного Суда о применении в конкретных спорах между государствами норм морского международного права дается анализ прежде всего правового режима соответствующих морских пространств, действий в их пределах или бездействия государств5. Ряд решений Суда специально посвящен ресурсным зонам юрисдикции (континентальному шельфу, рыболовной или исключительной экономической зоне), разграничению таких пространств и определению соответствующих прав государств на морские природные ресурсы6.
Анализ решений Суда о морских пространствах и ресурсах показывает, что спорящие государства ставили перед Судом разные по детализации задания. Например, в 1969 г. Стороны просили Суд решить только один вопрос: какие принципы и нормы международного права (principles and rules of international law) применимы к разграничению между сторонами районов континентального шельфа в Северном море7. В 1982 г. Стороны обращались к Суду не только с аналогичной просьбой, но и с дополнительной: обозначить точно практический способ (the practical way) применения указанных выше принципов и норм в данной конкретной ситуации, с тем чтобы эксперты двух стран могли осуществить делимитацию данных районов без каких-либо трудностей (without any difficulties)8. В 1984 г. Стороны поставили перед Судом еще более сложную задачу: "Решить, в соответствии с принципами и нормами международного права, применимыми к делу сторон как проходит единая морская граница (what is the course of the single maritime boundary), которая разделяет континентальный шельф и рыболовные зоны Канады и Соединенных Штатов Америки". Более того, стороны просили Суд "описать (to describe), как приходит эта морская граница обозначением геодезических линий (geodetic lines), которые соединяют определенные точки", с указанием их географических координат и даже "нанести такую границу на карты", представленные Сторонами9.
Все предметнее от решения к решению становится исследование Судом международно-правового режима морских природных ресурсов. В 1951 г. в деле о споре между Великобританией и Норвегией, названном "Fisheries case", т.е. делом о рыбных ресурсах, Суд рассматривал главным образом вопросы морской делимитации (исходных линий; заливов; исторических вод; территориального моря), международно-правовой обоснованности установленных Норвегией пространственных пределов прав на морские ресурсы10. В 1974 г. в делах о юрисдикции в отношении рыбных ресурсов (по спорам между Великобританией и Исландией, а также между Федеративной Республикой Германии и Исландией) Суд рассмотрел более широкий круг вопросов международно-правового режима морских ресурсов11. Подчеркнуто, в частности, что "бытовавшее в прошлом отношение laissez-faire к живым ресурсам открытого моря (the former laissez-faire treatment of the living resources of the sea in the high seas) заменено признанием обязанности (by a recognision of a duty) надлежаще учитывать права других государств и необходимость сохранения (conservation) ресурсов на благо всем"12. Суд подчеркнул, в преддверии III Конференции ООН по морскому праву, "желание, проявленное всеми государствами (a manifest desire on the part of all States), кодифицировать на универсальной основе морское право, включая вопрос о рыбных ресурсах и о сохранении живых ресурсов моря"13. Суд сопоставил международно-правовое значение "концепции рыболовной зоны"14 и "преференциальных прав на рыбные ресурсы"15. Наконец, в 1998 г. в деле о юрисдикции в отношении рыбных ресурсов (по спору между Испанией и Канадой) Суд исследовал, в частности, что означает с точки зрения международного права понятие "мера сохранения и управления (conservation and management measures)" морскими ресурсами; оценил, в частности, значение канадского законодательства о трансграничных запасах (straddling stocks).
Результаты исследования Судом этих сложных вопросов международного права учитываются им при решении по спорам о конфликтных правопритязаниях государств на морские пространства и природные ресурсы, прежде всего континентальных шельфов. Положения Женевских морских конвенций 1958 г., как и отличающиеся от них нормы Конвенции по морскому праву 1982 г., относящиеся к делимитации, сформулированы весьма кратко, а от их толкования и применения зависит, в частности, какое из двух спорящих государств будет правомерно реализовывать права на природные ресурсы шельфа, в том числе нефтегазовые. Поэтому толкование Судом норм международного права о делимитации на море, формулирование в судебных решениях принципов, правил, методов и критериев такой делимитации представляют в настоящее время практический интерес.
Ниже, на основе анализа таких решений, приведены наиболее значимые выводы Суда: о юридической природе континентального шельфа и основаниях прав прав на него; о принципе естественного продолжения; о недопустимости в одностороннем порядке устанавливать разграничительную линию на море; о принципах делимитации, методах и критериях; о принципе справедливости; о факторах, учитываемых при делимитации.

 

 

в начало

 

 

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
СУДЫ И СПОРЫ
ОТРАСЛЕВЫЕ НОВОСТИ
ОТСТАВКИ И НАЗНАЧЕНИЯ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА