Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает целесообразным отменить увязку тарифов на транспортировку нефтепродуктов по трубопроводам от тарифов на железнодорожные перевозки.
"Мы предлагаем дерегулирование провести таким образом — прекращаем устанавливать тарифы, переходим на механизм ценового мониторинга, но с сохранением компании в реестре естественных монополий", — сообщил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин, выступая на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов.
Он подчеркнул, что при отвязке тарифов ПАО "Транснефть" от железнодорожных ФАС не видит существенных рисков резкого роста цен на стоимость прокачки топлива по трубе. "Мы говорим о том, что цены будут находиться на рыночном уровне. Объективных причин для роста цен нет, потому что для "Транснефти" это означает потерю доли рынка", — сказал Анатолий Голомолзин.
Возможности ПАО "Транснефть" по повышению тарифов на транспортировку нефтепродуктов по основным маршрутам в настоящее время ограничены или отсутствуют совсем, так как при их повышении транспортировка железнодорожным транспортом будет более конкурентна, добавил заместитель руководителя ФАС.
Вопрос о дерегулировании тарифов ПАО "Транснефть" будет рассмотрен на заседании правления ФАС.
Замглавы ФАС отметил, что в настоящее время ОАО "РЖД" имеет возможность устанавливать повышенные тарифы на транспортировку нефтепродуктов в рамках тарифного коридора. Пользуясь этим правом, РЖД устанавливает тарифы на максимальном уровне, но при этом может и давать скидки по отдельным направлениям, в то время как "Транснефть" лишена такой возможности.
Первый вице-президент ПАО "Транснефть" Максим Гришанин в ходе заседания Экспертного совета по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов заявил, что компания наблюдает агрессивную конкуренцию со стороны РЖД. Так, по его словам, ОАО "РЖД" недавно получило скидку на транспортировку дизельного топлива для одного из НПЗ в Центральном регионе в размере почти 40%. Он подчеркнул, что в результате этих действий все дизтопливо с указанного завода было направлено по железной дороге.
Транспортировка нефтепродуктов в выручке ПАО "Транснефть" составляет менее 10%, поэтому компания считает, что ее деятельность по транспортировке нефтепродуктов может быть дерегулирована, отметил Максим Гришанин.