Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Счетная палата: Доходы федерального бюджета за счет разовых платежей за пользование недрами могут быть выше
12.12.2016

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Аудит реализации в 2013-2015 годах и истекшем периоде 2016 года мероприятий государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", направленных на выполнение задач Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года и Стратегии развития охотничьего хозяйства до 2030 года" (совместно со Счетной палатой Алтайского края).

Объекты проверки: Минприроды России, Департамент по недропользованию на континентальном шельфе и Мировом океане, Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу, Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия), ФГБУ "Контрольный информационно-аналитический центр охотничьих животных и среды их обитания", ФГБУ "Ростовское государственное опытное охотничье хозяйство", Администрация Алтайского края.

Исследуемый период: 2013-2016 годы.

С докладом выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На заседании Коллегии были отмечены риски недостижения отраслевых стратегических приоритетов в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы и развития охотничьего хозяйства в рамках госпрограммы "Воспроизводство и использование природных ресурсов". Так, по подпрограмме "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" в 2013 году достигнуты значения 72,8% показателей, в 2014 году — 30,8%, в 2015 году — 42,3%. Плановый прирост ресурсов и запасов по углеводородному сырью в 2015 году не достигнут: прирост ресурсов неф и составил 3,3 млрд тонн вместо 3,5 млрд тонн, прирост запасов 710 млн тонн вместо 750 млн тонн.

Не в полном объеме достигнуты показатели по приросту ресурсов и запасов полезных ископаемых внутренняя потребность в которых удовлетворяется, по экспертным данным, не более чем на 50%. В 2015 году прирост прогнозных ресурсов по хрому при плане 9 млн тонн составил 0,7 млн тонн, прирост запасов не планировался. Прирост запасов по титану составил 2 млн тонн при плане 7 млн тонн, прирост ресурсов не планировался.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев сказал, что по ряду полезных ископаемых, например по олову, Россия обладает значительными разведанными запасами. Однако их разработка по разным причинам, в том числе по причине отсутствия экономической эффективности, не производится либо производится в объемах значительно меньших, чем имеющаяся потребность. По ряду полезных ископаемых, особенно редких и редкоземельных, имеющих важное значение для экономики, включая военно-промышленный комплекс, нет экономически обоснованных предложений. Поэтому он и импортируются.

Минприроды России не на должном уровне осуществляло координацию реализации Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации. Так, министерством во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в проверяемый период не были достигнуты предусмотренные стратегией меры по усилению роли субъектов малого и среднего предпринимательства в проведении геолого-разведочных работ и разработке месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний. Кроме того, не были разработаны критерии определения участков недр, не представляющих интереса для крупных компаний, и порядок предоставления таких участков недр в пользование в целях разработки и добычи полезных ископаемых.

Было отмечено, что доходы федерального бюджета за счет разовых платежей за пользование недрами в 2013 году составили 160,3 млрд рублей, в 2014 — 90,2 млрд рублей, в 2015 — 41,3 млрд рублей, на 1 октября 2016 года — 46,8 млрд рублей. По мнению Бато-Жаргала Жамбалнимбуева, доходы бюджета могли бы быть больше, с учетом планируемого количества аукционов на право пользования недрами. Доля состоявшихся аукционов на право пользования недрами в 2013 году составила 59,1%, в 2014 году — 56,4%, в 2015 году — 58,4%.

Низкая активность недропользователей обусловлена недостаточной геологической изученностью предлагаемых в пользование участков недр, а также неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой регионов. В целях стимулирования недропользователей Роснедрами с июля 2014 года по август 2016 года по заявительному принципу выдано 575 лицензий на геологическое изучение недр, что по оценке Минприроды России может привлечь более 20 млрд рублей.

Финансирование территориальных органов (объектов проверки) Федерального агентства по недропользованию за счет бюджетных средств в 2013-2016 годы составило 22,8 млрд рублей, 98% средств из них были направлены на геологическое изучение недр.

Из 93 конкурсов на геологическое изучение недр, проведенных в 2013-2015 гг. Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия), Департаментом по недропользованию по Сибирскому федеральному округу и Департаментом по недропользованию на континентальном шельфе и Мировом океане, были признаны состоявшимися только 27. При этом размещение заказов и заключение государственных контрактов осуществлялось с нарушениями. Например, Департамент по недропользованию на континентальном шельфе и Мировом океане не размещал в установле ные сроки планы-графики закупок в единой информационной системе. В отсутствие плана-графика Департаментом в 2014 году были заключены госконтракты на 5,1 млрд рублей.

По подпрограмме "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" в 2013 году достигнуто 28,6% целевых показателей, в 2014 году и 2015 году — по 42,9%. При этом Минприроды России при реализации Стратегии развития охотничьего хозяйства до 2030 года, утвержденной Правительством, не был урегулирован ряд вопросов в области охоты. К примеру, установлены риски браконьерства в связи с тем, что законодательством не закреплено требование о внесении в правоустанавливающие документы на землю, принадлежащую физическим и юридическим лицам, обремене ия в виде обеспечения беспрепятственного нахождения на земле объектов животного мира, включая охотничьи ресурсы. Не установлен порядок возврата части ранее переданных охотничьих угодий, превышающей установленные максимальные размеры, и определения части охотничьих угодий, переходящих в разряд общедоступных.

Подпрограмма "Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов" реализовывалась Минприроды России и подведомственными министерству 11 бюджетными учреждениями. Общий объем финансирования основных мероприятий подпрограммы в 2013-2016 гг. составил 1,15 млрд рублей, основную часть средств (немногим более 1 млрд рублей) составляли субсидии на выполнение государственного задания. На счетах проверенных подведомственных Минприроды России бюджетных учреждений формируются существенные остатки: на конец 2014 года они составили 27 млн руб ей (18,6% объема финансирования), на конец 2015 года — 28 млн рублей (21,7%).

На заседании Коллегии было отмечено, что решение задач Стратегии развития охотничьего хозяйства до 2030 года обеспечивается, в том числе регионами в рамках переданных полномочий. Например, Алтайскому краю в 2013 — 2016 гг. из федерального бюджета были предоставлены субвенции на сумму 57,1 млн рублей. Однако со стороны региона допущены нарушения законодательства и недостатки при реализации переданных полномочий. Так, Алтайским краем не было выполнено территориальное охотустройство. В результате схема размещения, использования и охра ны охотничьих угодий не утверждена. Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории регионам имеют значительные погрешности, что обусловлено использованием различных методик расчета численности охотничьих ресурсов. Документы о регулировании численности охотничьих ресурсов не согласованы с уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.

На федеральном уровне отсутствует надлежащая система государственного управления ресурсами животного мира, отсутствует комплексная система учета и мониторинга численности мигрирующих животных. "Регионы в рамках переданных полномочий осуществляют учет в пределах своих территорий, Минприроды — только на особо охраняемых территориях федерального значения, без надлежащего учета ареала их обитания. Это несет также риски сокращения редких видов животных, в основном из-за браконьерства, о необходимости сохранения которых Пр зидент страны говорил на заседании Совета по стратегическому развитию", — сказал Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представления в Минприроды России, Департамент по недропользованию на континентальном шельфе и Мировом океане, Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия), информационные письма в ФАС России, Администрацию Алтайского края, отчет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Источник: Пресс-служба Счетной палаты РФ
<< Декабрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ