Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Счетная палата: Предусмотренные законодательством меры по сокращению загрязнения окружающей среды пока в полном объеме не заработали
21.12.2016

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия "Анализ влияния изменений природоохранного законодательства Российской Федерации на деятельность хозяйствующих субъектов в части сокращения негативного воздействия на окружающую среду".

Объекты анализа: Росприроднадзор; департаменты Росприроднадзора по Центральному федеральному округу и Северо-Западному федеральному округу; Минприроды России (по запросу); Роспотребнадзор (по запросу); Минздрав России (по запросу); территориальные органы Росприроднадзора (по запросу).

Исследуемый период: 2014-2015 гг. и истекший период 2016 года.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На Коллегии отмечалось, что состояние окружающей среды — один из основных приоритетов политики государства, определенный в основных стратегических документах в области экологического развития Российской Федерации.

В 2012 году утверждена госпрограмма "Охрана окружающей среды" на 2012 — 2020 годы, реализация которой ощутимых результатов пока не дала. Как показал проведенный анализ, в 2015 г. не выполнено 7 из 30 показателей подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды", относящихся, в том числе к отраслям с наибольшим негативным влиянием на окружающую среду.

Например, не обеспечено достижение значений таких показателей, как "объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК)" (план — 74,5%, факт — 79,5%), ".. металлургии" (план -75,2%, факт — 84,1%), "доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ от стационарных источников" (план — 76%, факт -75%). По итогам 2015 г. степень эффективности госпрограммы, по данным Минэкономразвития, составляет 75,4%, что соответствует оценке "ниже среднего".

При этом, по данным Минприроды, состояние окружающей среды характеризуется как неблагоприятное. Остается низким качество воды, нормативной очистке подвергается лишь 13% сточных вод. Ежегодно образующийся объем отходов так и остается на уровне 5 млрд. тонн, из которых перерабатывается меньше половины. И это помимо накопленных 100 млрд. тонн бытовых и производственных отходов, занимающих порядка 4 млн. гектар.

Как было отмечено на Коллегии, в соответствии с законом "Об охране окружающей среды" основным механизмом стимулирования хозяйствующих субъектов к выполнению мероприятий по охране окружающей среды является плата за оказываемое ими негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), размер которой зависит от уровня такого воздействия.

Однако существовавшие до 2014 г. недостатки правового регулирования в области природоохранных отношений, в том числе отсутствие законодательно установленной возможности корректировки платы за НВОС в случае осуществления затрат хозяйствующими субъектами на выполнение природоохранных мероприятий, отрицательно сказывались на стимулирующей функции этого механизма.

В 2015 г. объем доходов от поступлений платы за НВОС составил 26,8 млрд рублей, что на 3% меньше уровня 2014 г.

Как было отмечено на Коллегии, снижение объема доходов, в том числе связано с увеличением числа заявленных мероприятий по сокращению НВОС предприятиями, загрязняющими водоемы и сжигающими попутный нефтяной газ. Указанным предприятиям в 2014-2015 гг. и первом полугодии 2016 г. размер платы за НВОС был уменьшен на 30,7 млрд рублей. Механизмы предоставления корректировок с учетом произведенных ими затрат были предусмотрены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом в отношении других предприя ий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, механизм корректировок законодательно регламентирован не был. В результате появилась судебная практика по истребованию этих корректировок. Во внесудебном порядке корректировка была предоставлена только в двух регионах — в Москве и Перми.

В целом, несмотря на увеличение объема предоставленных в 2015 г. корректировок на 40%, по данным Росстата, затраты предприятий на оздоровление окружающей среды сократились по сравнению с уровнем 2014 г., примерно на 13%.

Кроме того, действовавшим до 2014 г. законодательством не были урегулированы вопросы, касающиеся учета объектов НВОС, что приводило к недополучению доходов бюджетами бюджетной системы.

В 2014 г. для устранения существовавших правовых неурегулированностей в природоохранное законодательство были внесены существенные изменения.

Основными новациями Закона № 219-ФЗ (изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды") стали качественно новые подходы к учету объектов НВОС, начислению и взиманию платы за НВОС, а также стимулированию природопользователей к снижению негативного воздействия, в том числе путем корректировки платы за НВОС на величину понесенных ими затрат при выполнении мероприятий по снижению негативного воздействия. Одной из главных новаций Закона 458-ФЗ (изменения в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления") с ало введение экологического сбора, уплачиваемого производителями или импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию товаров после потери ими потребительских свойств.

Однако результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что за прошедшие два года с момента внесения изменений в природоохранное законодательство, не создана необходимая нормативная правовая база для их реализации.

"По состоянию на 25 ноября 2016 г. из 15 нормативных актов, необходимых для реализации 219-ФЗ не утверждено 6, из 29 актов, необходимых для реализации 458-ФЗ, не принято 5 актов", — отметил в ходе своего выступления аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Так, отсутствие утвержденного порядка корректировки размера платы за НВОС не позволяет хозяйствующим субъектам воспользоваться предоставленным им правом на ее корректировку, в том числе за внедрение более экологичных технологий.

Несоблюдение сроков разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для исчисления и уплаты экологического сбора, привело к недопоступлению в доход федерального бюджета за 2015 г. порядка 6,5 млрд рублей, а региональные бюджеты не получили субсидии на софинансирование региональных программ по обращению с отходами.

На Коллегии было отмечено, что с опозданием стала реализовываться обязанность хозяйствующих субъектов по регистрации объектов НВОС, учет которых в соответствии с 219-ФЗ с 1 января 2015 г. должен осуществляться посредством внесения данных в государственный реестр в государственной информационной системе (ГИС). Однако заработала ГИС только с 1-го декабря 2016 г., что создает риски неполной постановки на учет объектов НВОС к концу 2016 г.

Проведенный анализ также показал, что внесенные изменения не только не устранили в полном объеме пробелы нормативного правового регулирования, но и поставили новые вопросы, требующие дополнительного рассмотрения.

Так, отсутствие у Росприроднадзора полномочий по проверке заявок хозяйствующих субъектов при постановке объектов на учет создает риски занижения их категорий, что позволяет хозяйствующим субъектам уйти от установленной 219-ФЗ обязанности применения наилучших доступных технологий на объектах первой категории (наиболее опасных) и избежать более тщательного и глубокого контроля со стороны Росприроднадзора.

Кроме того, внесенные изменения исключили возможность применения используемого ранее дополнительного коэффициента 2 к ставкам платы за НВОС в отношении районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. По мнению Счетной палаты, отмена этого коэффициента противоречит смыслу стимулирующей функции платы за НВОС. Кроме того, по оценке Росприроднадзора, указанное изменение только за 2016 г. приведет к недопоступлению в бюджет доходов в сумме порядка 5,5 млрд рублей.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в Правительство Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Источник: Пресс-служба Счетной палаты РФ
<< Декабрь, 2016 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ