7 апреля 2017 года заместитель руководителя ФАС Росси Анатолий Голомолзин выступая на Форуме "ТЭК России в XXI веке" предложил от текущей модели ценообразования (где оптовая цена на газ для ПАО "Газпром" регулируется государством и в нее включаются расходы на транспортировку газа, в отличие от "независимых поставщиков", чья оптовая цена на газ не регулируется, а на транспортировку газа устанавливается тариф) перейти к целевой модели, которая предполагает нерегулируемые оптовые цены на газ и единый транспортный тариф для ПАО "Газпром" и "независимых поставщиков".
"В текущей практике установления тарифов мы стремимся отказаться от принципа "затраты плюс" и через применение принципа "затраты минус" обеспечить переход к рыночному ценообразованию. Речь идет о принятии решений по тарифам на основе анализа рынка, о запуске долгосрочной тарифной политики (с учетом жизненных циклов инфраструктуры, перспективных изменений на рынках, устойчивого роста экономики) и проведения перебалансировки тарифов. Повышению эффективности нашей тарифной политики способствует синергия компетенций и опыта ФАС России по тарифному регулированию, антимонопольному контролю и контролю закупок", — подчеркнул докладчик.
Он рассказал о проблемах техприсоединения к газовым сетям, о смене бизнес модели от "зарабатывания на стройке" к дешевому и быстрому подключению с зарабатыванием на оказании услуг по газоснабжению на примере Тюменского опыта, который уже закреплен в региональной Дорожной карте по конкуренции этого региона и тиражируется на другие регионы Российской Федерации.
В завершение своего доклада Анатолий Голомолзин сформулировал основные задачи ФАС России при тарифном регулировании и развитии рынков газа. К ним относятся:
- учет долгосрочных тарифов, мер по развитию конкуренции при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации;
- поэтапное сокращение перекрестного субсидирования в регулируемых сферах деятельности;
- учет факторов динамики спроса, надежности, качества, эффективности и внедрение инструментов коммерческой балансировки поставки и потребления ресурсов;
- устранение дискриминации (необоснованных различий в сопоставимых условиях) тарифов в сферах электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения;
- стимулирующее регулирование в отношении организаций коммерческой и технологической инфраструктуры (АТС, СО, ГП МРГ Поставка и др.), направленное на повышение эффективности и их деятельности, и соответствующих товарных рынков;
- дополнение статуса регулируемых инфраструктурных организаций статусом оператора товарной поставки в условиях организованной торговли на соответствующих товарных рынках;
- подготовка мероприятий по реализации второго этапа ценообразования в сфере газовых рынков, включая дерегулирование оптовых цен на газ с учетом биржевых котировок и индексов внебиржевых цен, а также установление единых тарифов на транспортировку газа.
Выступление вызвало большой интерес участников форума. Дополнительно обсудили вопросы текущей ситуации на газовом рынке и проблемы и перспективы его развития. Также договорились организовать более детальное обсуждение этих вопросов в рамах газового форма в Санкт-Петербурге. Газовую тематику целесообразно включить в повестку и региональных совещаний ФАС России как одну из наиболее актуальных тем. Участники высказали общую заинтересованность компаний более плотно участвовать в рабочей группе по дальнейшей либерализации рынков газа и в рамках соответствующих пилотных проектов.
Отвечая на вопросы, Анатолий Голомолзин рассказал о том, как современные подходы к тарифному регулированию позволяют не только способствовать развитию рыночных отношений, но и решать текущие проблемы, среди которых проблемы перекрестного субсидирования и дискриминационного ценообразования.
Проговорили также вопросы, связанные с практикой рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и об особенностях квалификации положения газовых компаний в качестве доминирующего на федеральном и региональных рынках газа.