Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

На парламентских слушаниях в Госдуме обсудили проблемы повышения энергоэффективности
16.10.2017

Как отмечалось на парламентских слушаниях, которые 16 октября провел Комитет Государственной Думы по энергетике, вопрос повышения энергоэффективности входит в повестку правительств развитых стран мира, крупнейших корпораций и наднациональных институтов. По данным Международного энергетического агентства, страны ОЭСР до 2035 года. планируют инвестировать в повышение энергоэффективности больше, чем в любую из отдельных отраслей ТЭК.

Россия обладает огромным потенциалом энергоэффективности. Сегодня энергоемкость российской экономики в 1,5 раза выше американской, вдвое выше, чем у ведущих стран Европы и Китая, обладающего схожей структурой экономики и энергетики на основе угольной генерации. ТЭК сам является самой энергоемкой отраслью экономики России, на его долю приходится порядка трети общего потребления энергоресурсов.

Открывая парламентские слушания, председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил большое внимание, уделяемое вопросам повышения энергетической эффективности экономики страны на высшем государственном уровне. Так, установление целевых показателей энергоэффективности экономики в целом и по секторам входит в число приоритетных поручений Президента России,  направленных на переход страны к модели устойчивого экономического развития, утвержденных по итогам заседания Государственного Совета РФ в декабре 2016 года.

В действующую Энергостратегию-2030 заложены целевые показатели по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году. В проекте Энергостратегии 2035 обозначен целевой показатель 1,3-1,5 раза. Однако, как сообщил Павел Завальный, по оценкам экспертов, цели действующей стратегии вряд ли будут достигнуты, в лучшем случае, удастся снизить энергоемкость ВВП на 17-18%. При этом для поддержания глобальной конкурентоспособности нашей экономики необходимо его двукратное снижение.

"О чем это говорит? На мой взгляд, мы стали ставить недостаточно амбициозные цели, и даже по их достижению существенно недорабатываем. Причем наиболее эффективно идет работа как раз по нормативному обеспечению энергосбережения — необходимые документы, программы и прочие НПА разрабатываются и принимаются,  а вот  в части реализации заложенных в них задач и работы конкретных механизмов, в том числе,  технического регулирования есть проблемы" — заявил П.Завальный.

Он обозначил несколько наиболее острых проблем в сфере энергосбережения, среди них: недостаток экономических, отсутствие внеэкономических (штрафных) стимулов для снижения энергоемкости; дефицит инвестиций, в том числе, крайне низкий уровень бюджетной поддержки проектов и мероприятий в данной сфере;  отсутствие достоверной и полной системы учета потребляемых энергоресурсов, отсутствие в стране и регионах системы планирования топливно-энергетических балансов как установочных документов, недостаточная координация и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти в части политики энергоэффективности.

Статс-секретарь Министерства энергетики России Юрий Сентюрин заявил что, по мнению Министерства, основная нормативно-правовая база в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на сегодня сформирована. Важнейшую роль здесь играет государственная программа Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", в состав которой включены 7 подпрограмм, в том числе Подпрограмма "Энергосбережение и увеличение энергетической эффективности". Осуществление заложенных в ней мероприятий позволило по итогам 2016 года достичь 11% снижения энергоемкости ВВП, 10% снижения затрат условного топлива на производство электроэнергии, значительного повышения энергоэффективности систем уличного освещения в стране, развития рынка энергосервисных контрактов. Также разработана система объективных ключевых показателей энергоэффективности. На сегодня в рейтинге энергоэффективности Всемирного Банка Россия находится в так называемой "зеленой зоне" с показателем 70 баллов из 100. При этом Юрий Сентюрин согласен с тем, что целевые показатели Энергетической стратегии — 2030 вряд ли будут достигнуты, и называет в числе причин объективные трудности, связанные с мировым кризисом цен на нефть, снижением курса рубля и введенными против России санкционными ограничениями, которые затрудняют доступ к наиболее современным энергосберегающим технологиям. 

Выступление статс-секретаря — заместителя руководителя Ростехнадзора Александра Рыбаса было менее оптимистичным. Он обратил внимание участников слушаний, что за десять лет, прошедших с момента принятия основного отраслевого закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" так и не были утверждены нормативные подзаконные акты в части государственного надзора. Поэтому полномочия в данной сфере сводятся к проведению формальных проверок на наличие программ энергосбережения, паспортов энергоэффективности, приборов учета. Эффективность такого надзора очень низкая. 

Концептуальной проблемой Александр Рыбас назвал недостаточное внимание к повышению энергоэффективности технологических процессов во всех отраслях промышленности. "Сегодня доля затрат электроэнергии на производство единицы продукции в США — 17%, в Китае — 19%, а в России — 40%. А мы продолжаем фокусировать внимание на энергосбережении в коммунальном секторе. Как это соотносится с ключевой задачей повышения глобальной конкурентоспособности экономики страны?", — задал он риторический вопрос. 

Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский озвучил законодательную инициативу ряда сенаторов по переносу ответственности за организацию учета энергетических ресурсов и установку счетчиков с потребителя на поставщика. Это позволит навести порядок в данной сфере, и повысит уровень энергосбережения и дисциплины платежей за энергоресурсы. Комитет Государственной Думы по энергетике в целом поддерживает такой подход. Более того, соответствующее предложение, сформулированное по итогам ранее проводившегося Комитетом "круглого стола", вошло в решение Президиума Совета Законодателей по проблемам повышения энергоэффективности, прошедшего 24 апреля 2017 года. Однако рассмотрение конкретного законопроекта, внесенного в Государственную Думу, потребует его детальной проработки с соответствующими органами исполнительной власти, увязки с действующей системой организации учета.

Представители субъектов Федерации, принимавшие участие в слушаниях, сетовали на значительное сокращение бюджетного финансирования проектов и мероприятий по повышению энергоэффективности. Бюджетное финансирование Подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" практически полностью отменено, сокращены выделяемые субъектам Федерации на условиях софинансирования субсидии на реализацию проектов и мероприятий в области энергосбережения и энергоэффективности. Это, по их убеждению, ставит под вопрос достижение регионами целевых показателей энергоэффективности.

Комитет по энергетике считает целесообразным рассмотреть возможность предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения. Такое предложение содержится не только в проекте рекомендаций по итогам парламентских слушаний, но и в официальном заключении Комитета на проект федерального бюджета 2018-2020 годов.

Также в проекте рекомендаций по итогам слушаний есть предложения к Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность разработки Порядка составления топливно-энергетических балансов на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации и предусмотреть возможность введения системы штрафов за неэффективное использование энергоресурсов по аналогии с программой увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа.

Источник: Пресс-служба Государственной Думы ФС РФ
<< Октябрь, 2017 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ