Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Проверка деятельности федеральных органов исполнительной власти и компаний-операторов по реализации действующих соглашений о разделе продукции за 2016 год", а также утвердила Заключение на доклад Правительства Российской Федерации "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2016 г.".
Объекты контрольных мероприятий: Минэнерго России, Минприроды России, Росприроднадзор, Ростехнадзор; Общество с ограниченной ответственностью "Зарубежнефть-добыча Харьяга", Компания "Эксон Нефтегаз Лимитед", Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд."; ФТС России (камерально); Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления (камерально); Сахалинская таможня Дальневосточного таможенного управления (камерально); Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и по Сахалинской области (камерально); Межрайонная инспекция ФНС № 1 по Сахалинской области (камерально); Межрайонная инспекция ФНС по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (камерально).
Проверяемый период деятельности: 2016 г. и истекший период 2017 г.
С основным докладом выступил аудитор Александр Жданьков.
В настоящее время в России реализуется 3 соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции ("Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское СРП").
За весь период реализации действующих Соглашений добыто почти 162,5 млн тонн нефти с конденсатом, 223,2 млрд кубометров газа, произведено около 80 млн тонн сжиженного газа. В 2016 г. в сравнении с 2015 г. объем выручки снизился на 18,3% и составил 8,3 млрд долларов США.
Совокупные затраты с начала работ по проектам составили $73 млрд. Из них 3,7 млрд — это затраты 2016 г. Все затраты, подлежащие возмещению, с начала работ составили $66,4 млрд, из них за 2016 г. — $3,5 млрд. Доход государства за весь срок действия проектов составил $37,9 млрд. Из них $22,5 млрд поступили в федеральный бюджет, около $15,4 млрд — в региональные. В 2016 году государство в целом получило около $2,1 млрд.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в области реализации СРП по-прежнему сохраняются системные проблемы, на которые Счетная палата уже неоднократно обращала внимание по итогам предыдущих проверок. При этом по ряду проблемных вопросов, в том числе при непосредственном участии Счетной палаты, удалось добиться некоторых положительных результатов.
"Вопрос передачи в собственность государства имущества, созданного при выполнении СРП, постепенно решается", — отметил в ходе своего выступления Александр Жданьков. По словам аудитора, в 2016 г. в собственность государства был передан 81 объект недвижимости (все, что возмещено государством по Харьягинскому СРП). По проекту "Сахалин-1" в 2017 г. подписан акт передачи права собственности государству по 10 пилотным объектам. Идет процесс регистрации данного имущества. "Однако механизм передачи в собственность государства имущества, которое в дальнейшем планируется к созданию в рамках СРП, так и не разработан, хотя мы говорили о такой необходимости", — подчеркнул аудитор Жданьков. Что касается передачи в собственность государства имущества по Сахалину-2, то это будет возможно только после 2021 г., так как сейчас оно находится в залоге.
В настоящее время Минэнерго России совместно с Росимуществом и оператором Харьягинского СРП ведется работа по определению порядка передачи движимого имущества государству, порядка его учета и списания.
По рекомендации Счетной палаты по итогам прошлых проверок операторами проектов обеспечен учет результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках реализации проектов. Настоящая проверка показала, что созданы реестры и базы данных практически всех проектных, технологических и эксплуатационных документов.
Остается нерешенным вопрос реализации газа проекта "Сахалин-1". Переговоры между операторами проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" о покупке газа находятся на завершающем этапе.
"Вопрос комплексный. От итога переговоров зависит не только ресурсная база действующего завода СПГ проекта "Сахалин-2", поступления государству доходов от проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", но и газоснабжение Хабаровского края. Решение должно быть принято в конце 2017 года — первой половине 2018 года", — сообщил Александр Жданьков.
Давняя проблема разногласий между консорциумом "Сахалин-1" и государством в отношении уплаты налога на прибыль, исчисленного консорциумом по ставке 20% с 2009 г. и доначисленного по требованию ФНС России по ставке 35%. В 2017 г. компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" обратилась к российской стороне с предложением мирового соглашения, которое было подписано Минфином России по поручению Правительства Российской Федерации.
В очередной раз Счетная палата обратила внимание на недостаточное участие в реализации СРП российских организаций. В прошлом году Счетной палатой предложено Минпромторгу России активизировать свое участие в специальных комитетах по российскому участию в рамках СРП. Такая работа постепенно начала реализовываться в 2017 году.
Во исполнение требований Счетной палаты в июне 2016 г. Минэнерго разработало методику размещения контрактов стоимостью свыше $5 млн и направило ее на согласование оператору проекта "Сахалин-1". Однако после рассмотрения методики оператором Минэнерго не предпринимало активных действий по ее внедрению в практику тендерных процедур в рамках проекта "Сахалин-1", результаты выполнения государственного контракта в виде экспертных предложений к методике размещения контрактов стоимостью свыше $5 млн в работе с оператором не использовало. В итоге в 2016 г. из 20 контрактов стоимостью более $5 млн 8 были заключены без конкурса.
В ходе проверки также установлено, что оператор проекта "Сахалин-2" в соответствии с рекомендациями Счетной палаты прекратил аренду дорогостоящего жилья в Москве, оптимизировал затраты на аренду жилых помещений на Сахалине на 40%.
Как было отмечено на Коллегии, системные проблемы, переходящие из года в год, указывают на отсутствие должного межведомственного взаимодействия и недостаточно эффективную работу государства в уполномоченных комитетах. По итогам прошлой проверки Счетная палата рекомендовала активизировать работу межведомственной комиссии по вопросам СРП. Рекомендация выполнена Минэнерго в 2017 году.
"По итогам текущего контрольного мероприятия мы предлагаем рассмотреть на комиссии ряд вопросов, в том числе по разработке механизма контроля вывоза с территории России товаров (оборудования), затраты инвесторов на приобретение (создание) которых полностью возмещены", — сообщил Александр Жданьков. По словам аудитора, такой механизм должен позволить нивелировать риски утраты оборудования, которое должно быть передано государству, при его нахождении за рубежом.
Результаты контрольных мероприятий Счетной палаты в целом подтверждают информацию в докладе Правительства "Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 2016 г.". По рекомендации Счетной палаты в указанном докладе Правительством Российской Федерации сформулированы конкретные мероприятия по решению приоритетных задач в рамках СРП.
Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство РФ, Минэнерго России, Минприроды России, ФТС России, а также компаниям-операторам проектов ("Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд", "Эксон Нефтегаз Лимитед", и ООО "Зарубежнефть-добыча Харьяга). Отчет о результатах контрольного мероприятия и заключение на доклад Правительства будут направлены в палаты Федерального Собрания.