Группа компаний "Совкомфлот" (СКФ) и концерн Shell заключили долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию двух строящихся судов нового поколения — первых в мире танкеров типоразмера "Афрамакс", специально спроектированных для работы на газомоторном (СПГ) топливе.
Документы подписали первый заместитель генерального директора ПАО "Совкомфлот" Евгений Амбросов и вице-президент по торговле нефтью концерна Shell Марк Квотермейн.
Торжественная церемония подписания тайм-чартеров состоялась 20 февраля в Лондоне в рамках "Международной недели нефти" (International Petroleum Week) и стала важным этапом масштабного сотрудничества "Совкомфлота" и Shell, которое компании ведут на всех уровнях на протяжении уже более трех лет.
Целью этой совместной работы было снижение воздействия от эксплуатации морского транспорта на окружающую среду и, в частности, поиск эффективных решений по переводу крупнотоннажных танкеров на использование СПГ.
По сравнению со стандартным судовым топливом использование СПГ позволит снизить объем выбросов оксидов серы и низкодисперсных частиц на 100%, оксидов азота — на 85%, углекислого газа — на 27%.
Главные двигатели, вспомогательные двигатели и котлы танкеров серии "зеленый" Афрамакс" будут двухтопливными. Кроме того, суда будут оснащены системой избирательного каталитического восстановления (Selective Catalytic Reduction, SCR) — это позволит новым танкерам выполнять норму выбросов оксидов азота на уровне категории Tier III (Приложение VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов) даже при движении на дизельном топливе.
Срок тайм-чартеров — 5 лет с возможностью продления до 10 лет. Танкеры дедвейтом 114 тыс. тонн каждый с ледовым классом 1А будут использованы в экспортной программе компании Shell. Cуда могут безопасно эксплуатироваться в морских бассейнах со сложной ледовой обстановкой в режиме круглогодичной навигации.
Планируемый срок поставки танкеров — с III квартала 2018 года по I квартал 2019 года.
Shell обеспечит поставку газомоторного топлива для судов новой серии. На первом этапе для бункеровки танкеров в Северо-Западной Европе будет использоваться специализированное судно Shell "Кардисса". По мере развития собственной бункеровочной инфраструктуры Shell создаст дополнительные пункты бункеровки в Северо-Западной Европе и на Балтике.
Технические характеристики новых судов были разработаны специалистами инженерного центра группы "Совкомфлот" при активном участии компании Hyundai Heavy Industries, мирового лидера в строительстве судов типоразмера "Афрамакс", и российских судостроителей (ССК "Звезда", Приморский край). При проектировании танкеров был учтен многолетний опыт группы СКФ по эксплуатации крупнотоннажных танкеров в сложных климатических и ледовых условиях арктических и субарктических морей, а также Балтики.
Комментируя подписание соглашений, первый заместитель генерального директора ПАО "Совкомфлот" Евгений Амбросов отметил: "Совкомфлот" и Shell в партнерстве возглавляют процесс внедрения СПГ в качестве основного топлива в наиболее массовом сегменте танкерных перевозок и создают новый стандарт экологической безопасности морского судоходства. Опыт, полученный "Совкомфлотом" в результате эксплуатации судов на СПГ, без сомнения, будет локализован в России при развертывании на ССК "Звезда" строительства крупнотоннажных танкеров на газомоторном топливе. Нам приятно, что концерн Shell выбрал "Совкомфлот" в качестве партнера по реализации проекта создания танкеров типоразмера "Афрамакс" на газомоторном топливе".
Комментируя подписание соглашений, вице-президент по торговле нефтью концерна Shell Марк Квотермейн сказал: "Сжиженный природный газ будет играть основополагающую роль в энергетической структуре будущего. Соглашения о долгосрочном отфрахтовании и бункеровке новых судов отражают усилия Shell по внедрению СПГ в качестве топлива на судах во исполнение все более строгих международных требований по сокращению вредных выбросов. Мы ожидаем дальнейшего развития сложившихся сильных партнерских взаимоотношений с "Совкомфлотом" для обеспечения наших потребностей во внешней торговле в ключевых регионах".