28 июня в Москве состоялось заседание Экспертного совета ПАО "Транснефть" по вопросам обеспечения безопасности, участники которого обсудили проблемы импортозамещения и продвижения технологий и услуг компании на внешние рынки в целях обеспечения экономической безопасности объектов трубопроводного транспорта.
В работе Экспертного совета от ПАО "Транснефть" приняли участие президент Н. Токарев, вице-президенты компании В. Рушайло, П. Ревель-Муроз и М. Маргелов, представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, научных и хозяйствующих организаций.
Во вступительном слове председатель Экспертного совета, президент ПАО "Транснефть" Н. Токарев отметил, что компания "Транснефть", отмечающая в этом году 25-летие своей деятельности, является одним из крупнейших субъектов ТЭК и выполняет стратегически важную задачу, управляя единой системой магистральных трубопроводов, процессом транспортировки нефти и нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки. Компания использует собственные инновационные технологии, что позволяет ей реализовывать проекты национального масштаба, в том числе трубопроводная система "Восточная Сибирь — Тихий океан", Балтийская трубопроводная система, нефтепровод-отвод на Китай Сковородино — Мохэ, нефтепродуктовые магистрали в рамках проектов "Север" и "Юг". В контексте современных экономических реалий вектор дальнейшего развития компании будет во многом зависеть от решения комплекса задач по локализации производства аналогов импортного оборудования в России и иных вопросов импортозамещения.
Как отметил в своем выступлении вице-президент ПАО "Транснефть" В. Рушайло, импортозамещение в России решает ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, оно способствует укреплению экономической безопасности страны, восполняя потребность российской экономики в товарах, технологиях, работах и услугах, обеспечивая в условиях жестких экономических санкций непрерывность реализуемых бизнес-процессов. Во-вторых, поддерживает отечественного производителя.
Вместе с тем В. Рушайло указал, что практическое воплощение программ импортозамещения и локализации производства сопряжено с рядом правовых проблем.
"Анализ налогового законодательства свидетельствует, что в реализации государственной программы поддержки нашего производителя отсутствуют правовые основания и детально прописанные механизмы предоставления льгот и иных преференций по выплате федеральных налогов российским предприятиям, перепрофилирующим производство в рамках реализации программ локализации или в целях начала выпуска товаров, поступление которых в Россию было прекращено или ограничено вследствие санкций", — указал В. Рушайло.
Несовершенство налогового законодательства делает невыгодным и даже убыточным деятельность российских предприятий по модернизации производства в интересах выпуска отечественного оборудования, не создает необходимых и ожидаемых условий для развития отечественного производителя, добавил он.
Как сообщил, выступая с докладом, вице-президент ПАО "Транснефть" П. Ревель-Муроз в рамках реализации программы импортозамещения в ПАО "Транснефть" предусмотрено освоение 26 типов оборудования. К настоящему моменту полностью освоено производство на территории России 23-х типов оборудования, к реализации корпоративной программы импортозамещения привлечено более 30 отечественных предприятий.
В числе наиболее значимых реализованных проектов Программы импортозамещения он назвал ввод в эксплуатацию завода "Транснефть Нефтяные Насосы", серийный выпуск систем измерения количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов на площадках завода "Транснефтемаш", строительство предприятий по производству противотурбулентной присадки в Татарстане, а также по производству высоковольтных электродвигателей в Челябинске.
Успешное решение задач по локализации производства оборудования для транспортировки нефти и нефтепродуктов позволит ПАО "Транснефть" к 2020 году сократить долю закупаемого импортного оборудования до 3%, добавил П. Ревель-Муроз.
Вице-президент ПАО "Транснефть" М. Маргелов в своем докладе отметил, что продвижение продукции и услуг на внешние рынки в условиях усиливающейся конкуренции и растущего протекционизма требует серьезной поддержки, в первую очередь, со стороны государства. При этом существенную поддержку в этой сфере компания получает от Министерства иностранных дел Российской Федерации, Минэнерго России и Минэкономразвития России. М. Маргелов выразил надежду на эффективное взаимодействие также с Минпромторгом России.
М. Маргелов обратил внимание на то, что у ПАО "Транснефть" имеется серьезный задел для развития экспорта услуг и технологий. "Именно уникальные технические решения и накопленный многолетний опыт работы в различных климатических условиях позволяют нам предлагать товары, работы и услуги наших дочерних обществ зарубежным партнерам", — подчеркнул он.
В ходе обсуждения члены Экспертного совета отметили, что деятельность по обеспечению импортонезависимости субъектов ТЭК в России в определенной мере регламентирована. Вместе с тем, нуждаются в совершенствовании нормы, устанавливающие приоритет продукции российского происхождения над зарубежными аналогами, а также меры по стимулированию производства, в том числе с использованием механизма специального инвестиционного контракта.
Члены Экспертного совета также высказали мнение о необходимости создания условий для продвижения на внешние рынки продукции и оборудования для магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, дальнейшее совершенствования механизмов предоставления льгот и иных преференций российским предприятиям, реализующим программы импортозамещения и принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности бизнес-процессов, связанных с локализацией производства аналогов импортной продукции в РФ.