Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Слили цену: как соглашение с нефтяниками замедлило инфляцию
19.04.2019

Заморозка цен на бензин затормозила инфляцию. Благодаря топливному соглашению и в целом ситуации, сложившейся на мировых рынках, рост цен замедлился почти на 1 процентный пункт, подсчитали в рейтинговом агентстве АКРА специально для "Известий". Впрочем, в Минэкономразвития сделали более консервативные оценки: влияние моратория на рост цен составило всего 0,1-0,2 процентного пункта. По мнению опрошенных "Известиями" аналитиков, заморозка стоимости бензина действительно значительно сдержала инфляцию. Однако они уверены, что регулировать цены автомобильного топлива в ручном режиме надо с осторожностью. Отмена моратория может привести к резкому ускорению инфляции, из-за чего граждане начнут переходить на продукты более низкого качества.

Бензин замедленного действия

Ситуация с ценами на бензин поспособствовала замедлению темпов роста инфляции в январе-марте 2019 года примерно на 0,9 процентного пункта, сообщил "Известиям" один из авторов исследования, директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Однако на это повлияло не только правительственное соглашение с нефтяниками, но и снижение так называемого экспортного нетбэка (разница между стоимостью нефти на внешнем и внутреннем рынках без учета экспортной пошлины).

В номинальном выражении бензин подорожал с 43,42 рубля за литр в конце 2018 года до 43,97 в конце марта 2019-го, то есть всего на 1,27%, посчитали в АКРА. Следует отметить, что основной вклад в рост топливных цен в первые три месяца этого года внесла фискальная составляющая — повышение налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. За их вычетом цены, наоборот, снизились на 10,6%, отметил аналитик. Бензин удалось сдержать от удорожания главным образом за счет моратория, наложенного правительством на стоимость топлива.

Однако в Минэкономразвития не разделяют столь оптимистичных оценок АКРА. В пресс-службе министерства "Известиям" сообщили, что сдерживание инфляции за счет прямого и косвенного эффектов от заморозки цен составило 0,1-0,2 процентного пункта.

— Рост цен на бензин по итогам 2019 года прогнозируется не выше инфляции, — подчеркнули в ведомстве. — По прогнозу Минэкономразвития, она составит 4,3%.

В пресс-службе Центробанка на вопрос о влиянии моратория предложили ознакомиться со своим обзором динамики роста потребительских цен. Там сказано, что соглашение правительства с нефтяными компаниями было фактором, сдерживающим инфляцию. Кроме этого, его продление на второй квартал дополнительно ограничит стоимость потребтоваров в ближайшие месяцы. В пресс-службе Минэнерго не ответили на вопрос "Известий" о влиянии моратория на инфляцию.

Крайним остался ритейл

Сдерживание правительством стоимости бензина действительно оказало довольно существенное влияние на рост цен, согласился эксперт из НИУ ВШЭ Максим Петроневич с расчетами АКРА. По его мнению, эффект даже мог превзойти ожидания ЦБ, который изначально прогнозировал инфляцию на более высоком уровне. В конце марта Банк России понизил прогноз по инфляции на 2019 год с 5-5,5% до 4,7-5,2%. Впрочем, в регуляторе с топливным мораторием это не связывали. Там посчитали, что рост цен был более мягким из-за снижения рисков от повышения НДС.

Одна из слабых сторон моратория — это его неравномерное распределение на рынке, считает Максим Петроневич. В частности, он действует только для розничных продавцов, тогда как в оптовом сегменте регулирование не работает, добавил Максим Петроневич. Из-за этого на заправках компенсировали нехватку доходов в рознице повышением цен для корпоративных покупателей, что, в свою очередь, привело к росту стоимости логистики.

В итоге основная нагрузка легла на ритейл, добавил главный экономист финансовой группы БКС Владимир Тихомиров. Торговым сетям пришлось закупать продукцию по более высоким ценам. В то же время медленный рост доходов населения не позволил им пропорционально изменить собственный прейскурант, заявил эксперт.

В связи с этим регулирование топливных расценок в ручном режиме достаточно рискованно. При отмене моратория инфляция может резко пойти вверх, из-за чего сети будут вынуждены менять свой ассортимент на более дешевый и менее качественный, считает он.

Ситуация усугубляется проведением налогового маневра в нефтяной отрасли, добавил Максим Петроневич. Он связан с постепенным обнулением заградительной пошлины на экспорт нефти, из-за чего стоимость энергоресурса на внутреннем и внешнем рынках будет постепенно приходить в равновесие. Из-за этого отмена моратория может привести к слишком резкому ускорению стоимости топлива, что окажет на инфляцию существенное давление.

Впрочем, в АКРА считают такие риски маловероятными. По расчетам агентства, рост цен на бензин темпами, опережающими инфляцию, возможен лишь в условиях увеличения рублевой стоимости нефти более чем на 12% по отношению к нынешнему уровню, что представляется возможным только в случае исключительных обстоятельств — например, введения новых жестких санкций.

Резкий рост цен на бензин и дизель в России начался в апреле 2018 года. Среди возможных причин назывались действия трейдеров и увеличение экспорта нефтепродуктов на фоне ослабления рубля. В октябре правительство выпустило распоряжение, согласно которому нефтяники должны были заключить соглашение с ФАС и Минэнерго о временной заморозке цен. Документ, подписанный в ноябре 2018 года десятью крупнейшими компаниями, обязывает их сдерживать стоимость топлива на АЗС и в мелком опте. Цена зафиксирована на уровне начала июня 2018 года. По данным Росстата, в этот период бензин стоил 42,59 руб./л, а дизель — 43,71 руб./л. Нефтяные компании также обязались нарастить поставки топлива на внутренний рынок минимум на 3% относительно уровня 2017 года. В январе 2019-го компаниям разрешили повысить цены на 1,7% в связи с увеличением НДС.

Дмитрий Гринкевич, Анна Каледина, Инна Григорьева

Источник: "Ведомости"
<< Апрель, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ