Премьер-министр России Дмитрий Медведев 18 апреля подписал постановление, которое вводит новые санкции против Украины. Они предусматривают ограничения на экспорт нефти и нефтепродуктов в эту страну, а также расширяют список украинских товаров, запрещенных для ввоза в Россию, заявил Медведев на заседании правительства. Ограничения на импорт в Россию коснутся украинской продукции машиностроения, легкой промышленности и металлообработки, стоимость которой, по его словам, за прошлый год составила почти $250 млн.
Согласно постановлению Россия откажется от экспорта нефти на Украину, чтобы экспортировать с 1 июня нефтепродукты, необходимо разрешение Минэкономразвития. Министерство не ответило на запрос "Ведомостей".
В прошлом году Россия не экспортировала нефть на украинский рынок, говорит вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Argus Виктор Парно. Поставки дизельного топлива составили 2,495 млн т по трубопроводу и 183 000 т по железной дороге, говорит эксперт.
По данным ФТС, Россия экспортировала в соседнюю страну около 3,1 млн т бензина и дизтоплива. Для сравнения: общий экспорт российского бензина и дизтоплива в прошлом году составил 45 млн т. По данным Укрстата, в 2017 г. потребление нефти в стране составило около 3,4 млн т, всех нефтепродуктов — 9,5 млн т.
Для российских нефтяников Украина долго была одним из главных рынков среди постсоветских стран. У них там были активы: сети АЗС, нефтеперерабатывающие заводы ("Роснефть" владела Лисичанским НПЗ, "Лукойл" — Одесским НПЗ). "Лукойлу" также принадлежал "Карпатнефтехим". У "Транснефти" был в собственности "Прикарпатзападтранс", который владеет нефтепродуктопроводами на Украине. Компании продали все эти активы из-за ухудшения отношений между странами.
Крупнейшим поставщиком топлива на Украину, вероятно, остается "Роснефть". В конце 2017 г. она договорилась о поставке в течение 10 лет от 30 млн до 50 млн т дизтоплива швейцарской ITC Industry Trading Company SA, которая в 2016 г. выкупила у "Транснефти" "Прикарпатзападтранс". Представители "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти" не ответили на запросы "Ведомостей".
Около половины годового потребления Украиной бензина и дизтоплива приходится на российские нефтепродукты, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. "Эффект для Украины [в случае запрета экспорта топлива], скорее всего, будет в росте цен, для России — практически незаметен", — сказал он.
"Укртатнафта", которая владеет нефтеперерабатывающими мощностями на Украине, уже давно обращала внимание госорганов страны на "угрожающую зависимость топливного рынка страны от монопольных поставок нефтепродуктов из России", говорится в ее сообщении, распространенном вчера. Теперь, когда прекращение их поставок становится реальностью, это "может привести к коллапсу не только на топливном рынке, но и в украинской экономике и подорвать национальную безопасность страны".
Украина нефть практически не добывает, а ее НПЗ в основном являются устаревшими и не эксплуатируются — отсюда сильная зависимость от импорта нефтепродуктов, отмечает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. В 2018 г. Украина импортировала около 8 млн т нефтепродуктов, из них большая часть пришлась на Россию и Белоруссию примерно в равной пропорции: "Но белорусские нефтепродукты, по сути, та же переработанная российская нефть. Если будет перекрыт и этот канал — украинскую экономику может ожидать топливный кризис".
Российский экспорт нефтепродуктов может заместить Белоруссия, рассуждает Танурков. Заменить поставки из России можно, например, увеличив закупки из Литвы и Польши, согласен Маринченко, но придется перестраивать логистические цепочки. А это может привести к росту внутренних цен на бензин. По данным ЦДУ ТЭК на 17 апреля, которые приводит "Интерфакс", средняя цена литра бензина на украинских заправках составляла 27,5 грн (около 66 руб.), дизтоплива — 28,14 грн (67 руб.).
Санкции против Украины — ответные меры на торговые санкции, которые страна ввела на прошлой неделе, пояснил в четверг премьер. Но их надо рассматривать и в контексте переговоров по газовым контрактам, которые предстоят до конца года, добавляет Маринченко. "Возможные задержки со строительством "Северного потока — 2" ухудшают переговорную позицию Москвы, таким образом правительство пытается ее улучшить", — отмечает он.
Галина Старинская, Виталий Петлевой