17 июля на пленарном заседании Государственной Думы РФ в третьем чтении был принят законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Рыночное регулирование в сфере обращения с опасными отходами действовало несколько десятилетий и привело к дефициту мощностей по переработке отходов I и II классов опасности. По данным статистики, в настоящее время только 1,5% опасных отходов обезвреживаются и утилизируются операторами, имеющими необходимые лицензии.
"Благодарен коллегам из Правительства и Государственной Думы за понимание важности и оперативность в рассмотрении нашего законопроекта. В России ежегодно образуется около 400 тысяч тонн отходов чрезвычайно опасных и высокоопасных классов. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению таких отходов, отвечающие принципам наилучших доступных технологий, отсутствуют, учет не ведется. Бессистемное хранение и бесконтрольное захоронение таких отходов без обработки крайне опасно. Ситуацию изменим и будем полностью контролировать, а также управлять такими отходами. Появятся современные центры обезвреживания и переработки, сформируется единая государственная система обращения с опасными отходами", — прокомментировал принятие документа Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин.
Накопление опасных отходов на полигонах во многих случаях приводит к образованию новых объектов накопленного экологического вреда. Таким образом "свободный" рынок, применяемый до настоящего времени в сфере обращения с опасными отходами, показал свою несостоятельность.
Федеральный проект "Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности" национального проекта "Экология", направлен на решение задачи системного характера — построение понятной и прозрачной единой государственной системы обращения с опасными отходами, а также на решение задачи инфраструктурного характера.
В соответствии с принятыми нормами Госкорпорация "Росатом" наделяется полномочиями по организации и управлению системой с четкими правилами государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, а также осуществляет подготовку предложения по определению федерального оператора. Параллельно решает задачу по обезвреживанию опасных отходов: готовит необходимую инфраструктуру для обезвреживания опасных отходов, отвечающих принципам наилучших доступных технологий с учетом международного опыта.
"Невозможно добиться кардинальных изменений без государственного регулирования деятельности по обращению с опасными отходами, включающего сбор данных, контроль и ответственность за экономически эффективную и безопасную систему договорных отношений", — отмечает заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Госкорпорации "Росатом" Сергей Новиков.
"Принятый в третьем чтении законопроект — это старт, без которого нельзя начинать работу над формированием системы по обращению, утилизации и обезвреживанию отходов I –II классов опасности. Проект по созданию инфраструктуры обращения с опасными отходами огромный, на многие годы. Необходимо составить подробную дорожную карту, где будут прописаны все ключевые точки"", — отмечает генеральный директор ЭПЦ "Беллона" Александр Никитин. "Сегодня очень много злоупотреблений, процветает криминальный бизнес, который принимает у предприятий опасные отходы, а потом либо закапывает их, либо увозит на свалки ТБО", — продолжает эксперт.
Законом предусматривается в обязательном порядке включение в федеральную схему мощностей индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности.
Деятельность Федерального оператора, которого определят дополнительно, будет осуществляться в соответствии с Федеральной схемой, которую утверждает Правительство РФ. Операторы будут осуществлять деятельность по обращению с опасными отходами в соответствии с договорами оказания услуг с Федеральным оператором и на основании Федеральной схемы и по регулируемым ценам. При этом Федеральный оператор будет фиксировать достоверность наличия мощностей и гарантированность доставки до них отходов. Что создаст защитный механизм по исключению имеющегося сегодня принципа работы на рынке "передал опасный отход — снял ответственность".
Также необходимо отметить, что законом предусмотрена самостоятельная деятельность по обращению с опасными отходами предприятий-образователей при наличии соответствующих лицензий и мощностей.
Таким образом, принятые нормы создают условия достоверности учета, контроля и перемещения ОПВК без ограничения конкурентной среды в этой сфере.