Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Почему НПЗ страны стали убыточными
15.08.2019

Эксперты полагают, что стоимость бензина в России достигнет 50 руб. за литр. Правда, дату называют разную. Но сомнений в однозначном росте цен на топливо ни у кого из экспертов, да и у граждан, похоже, нет. Проблема при этом, по мнению наблюдателей, в странной, мягко говоря, политике экономического блока правительства в нефтегазовой отрасли. Последний и более чем наглядный пример — ситуация вокруг Антипинского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).

Как сообщил "Коммерсантъ", Минэнерго и Минфин отклонили просьбу главы Сбербанка Германа Грефа о льготах для Антипинского НПЗ. В июле, по данным издания, Герман Греф написал письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором просил увеличить для НПЗ выплачиваемый из бюджета обратный акциз на нефть, нарастив до 1,5 логистический коэффициент (дается заводам, удаленным от границы РФ, которым сложнее экспортировать продукцию. Сейчас у Антипинского НПЗ коэффициент 1,1). Но чиновники упомянутых ведомств сочли преференции излишними, так как они якобы могут привести к выпадающим доходам бюджета в 24 млрд руб. в год к 2024 году (в это время должен завершиться пресловутый налоговый маневр).

Как известно, Антипинский НПЗ и находящиеся у него на балансе Могутовское, части Гремячевского и Воронцовского месторождений принадлежат "Сокар энергоресурсу" — совместному предприятию Сбербанка и неназванных инвесторов. Банк был основным кредитором предприятия. А так как завод задолжал Сбербанку около 3 млрд долл. и в мае подал на банкротство, 80% акций НПЗ перешли банку в счет долга. При этом суммарный объем долгов Антипинского НПЗ перед кредиторами — около 5 млрд долл. И, как писал Герман Греф в письме президенту, "изменившиеся налоговые условия и текущая конъюнктура не позволяют обслуживать задолженность".

Но в Минфине и Минэнерго, судя по всему, помогать Антипинскому НПЗ выжить не особенно торопятся. И это в ситуации, когда профицит бюджета РФ исчисляется триллионами. Как известно, в федеральном бюджете лежат без движения (на 1 октября 2018 года) 9,4 трлн руб. На этом фоне упомянутые выпадающие доходы в 24 млрд руб. кажутся буквально символическими.

Впрочем, удивляться позиции чиновников не приходится. Просто ситуация с Антипинским НПЗ — лишь подтверждение того факта, что тот же Минфин проводит политику "финансового фанатизма", не заботясь о развитии реального сектора экономики. Главное — пополнить бюджет, причем любой ценой.

Принятое правительством решение о повышении налога на добычу полезных ископаемых ("налог у скважины") и снижение экспортных цен на нефть и нефтепродукты привели к тому, что стоимость нефти в стране реально растет, а цены на бензин визуально стабильны. В результате интегрированные нефтяные холдинги, у которых есть и добыча, и переработка, получали сверхприбыль за счет добычи, а мелкие НПЗ, "бодяжившие" нефть в мазут, погибали, что в том числе и было целью решений экономического блока правительства.

Но в итоге реформа дала и побочный эффект, зацепив также и такие системообразующие предприятия, как Антипинский НПЗ. Этот завод, как известно, не имеет права собственности ни на нефть, ни на нефтепродукты, зарабатывая только на стоимости процессинга. Подобным НПЗ в рамках налогового маневра оставалось только кредитоваться в надежде на мировой рост котировок.

В итоге был допущен коллапс в индустрии. И решать проблему необходимо. Тем более что нормы правового регулирования отрасли, корректируемые правительством, способны устранить этот перекос и оздоровить ситуацию. Почему правительство не занимается данной проблемой — совершенно непонятно.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что если не отменить акцизы и не повысить НДПИ, то цена на бензин марки АИ-95 до нового года может вырасти на девять рублей. "Если правительство все же отменит акциз на бензин, то цены упадут на два рубля",   — убежден Танкаев. По его словам, вся нефтеперерабатывающая промышленность страны с начала года стала убыточной на 100%: "Все заводы разоряются. Я хочу напомнить о ситуации на том же Антипинском НПЗ".

"Вся эта ситуация, — сказал "НГ" эксперт, — с одной стороны, создана вице-премьером Дмитрием Козаком. Я говорю о фиксации цен на бензин и дизельное топливо. Да, схема закончилась 1 июля, но все равно административное давление сохраняется. С другой стороны, эту ситуацию создали и министры экономического блока правительства во главе с другим вице-премьером — Антоном Силуановым. Эта несогласованность действий и некоторая хаотичность принятия решений приводит к тому, к чему мы пришли с 1 января этого года. Тогда благодаря резкому повышению налогов при одновременной фиксации цен на бензин и дизтопливо все нефтеперерабатывающие заводы России без исключения стали убыточными. Чтобы ситуация на рынке вернулась к равновесию, то есть хотя бы к минимальному получению прибыли, необходимо либо полностью отменить акциз на бензин и дизтопливо, либо повысить на них цены".

По мнению Танкаева, тот факт, что нефтепереработка несет огромные убытки, плохо сказывается на развитии всего нефтегазового комплекса. Остановлены все проекты реконструкции нефтеперерабатывающих заводов, за исключением тех, которые были заранее оплачены. Абсолютно заморожены все проекты строительства новых мощностей.

Понятно, что создавшаяся ситуация отразилась на заводах по-разному. "Те заводы, которые входят в вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), так или иначе получают дотации от своих ВИНКов за счет нефтедобычи и как-то живут, хотя и плохо, — отмечает собеседник "НГ". — Те же, кто не имеет такой возможности, как, к примеру, Антипинский НПЗ (а всего таких заводов в России восемь), так или иначе разоряются. Антипинский завод топливного профиля разорился первым. И он еще очень удачно попал на момент завершения строительства, когда весь расчет был на увеличение потока наличности, а вместо этого увеличился поток долгов и убытков".

"Сегодня суммарный объем долгов Антипинского НПЗ перед кредиторами составляет около 5 млрд долл. — сказал "НГ" руководитель PR ИАЦ "Альпари" Андрей Лобода. — Это очень значимая сумма. В непростое экономическое время Сбербанк, по сути, протянул руку помощи крупному региональному предприятию Тюменской области. В условиях профицита государственного бюджета и на фоне, мягко говоря, не совсем успешного сдерживания цен на бензин в разгар летнего сезона логично, чтобы федеральное правительство выделило финансовую помощь предприятию. Ведь в данной ситуации государство не только проспонсирует производственное развитие, но и повысит операционную эффективность отдельно взятого системно значимого предприятия. Без федеральной поддержки вряд ли получится избежать роста цен на бензин, а это уже весомый федеральный фактор, который может аукнуться простым потребителям во многих российских регионах. Ведь при росте социальной напряженности крайним у россиян обычно становится государство, а не та или иная компания или кредитная организация".

Сергей Никаноров

 

 

<< Август, 2019 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ