Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

"Транснефть" прокмментировала предложения Минэкономразвития России о снижении уровня рентабельности компании
20.07.2020

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Однако предлагаемые Министерством подходы к тарифному регулированию ПАО "Транснефть", а именно: снижение уровня рентабельности по чистой прибыли (по данным консолидированной отчётности) — свидетельствуют о недостаточном уровне проработки со стороны министерства вопросов, связанных с государственным регулированием деятельности естественных монополий.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" государственному регулированию подлежит деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в такой сфере как "транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам".

Согласно "Реестру субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе" по Разделу III "Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам", который сформирован уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий — ФАС России, государственному регулированию подлежат ПАО "Транснефть" и её дочерние и зависимые общества, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Для определения рентабельности Минэкономразвития России использовало показатели консолидированной финансовой отчётности ПАО "Транснефть" за 2019 год. Данная отчётность была составлена на основании финансовой отчётности 85-ти организаций. Однако только 18 из них осуществляли в 2019 году регулируемые виды деятельности — "транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам" по территории Российской Федерации.

Причём в соответствии со ст.2 ФЗ "О естественных монополиях" регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям.

Таким образом, предлагаемый Министром экономического развития подход применительно к ПАО "Транснефть" противоречит действующему законодательству.

Кроме того, следует учитывать, что по инициативе нефтяных компаний ФАС России устанавливает долгосрочные/согласованные тарифы на основании соответствующих соглашений, заключённых между ПАО "Транснефть" и такими нефтяными компаниями с целью осуществления капитальных вложений. По существу, указанные тарифы являются надбавками к действующим тарифам. Их установление позволяет профинансировать создание ПАО "Транснефть" технической возможности удовлетворить потребность нефтяной компании в наращивании объёмов транспортировки на отдельных интересных ей направлениях, не перекладывая финансирование строительства соответствующей инфраструктуры на иных потребителей. То есть чистая прибыль, полученная за счёт надбавок, имеет целевой характер, а направление её использования согласовано с органом регулирования.

В связи с этим при анализе рентабельности деятельности ПАО "Транснефть" следует учитывать показатели деятельности только по регулируемым видам без учёта доходов (чистой прибыли), полученных по долгосрочным/согласованным тарифам.

Анализ изменения рентабельности (по чистой прибыли) деятельности ПАО "Транснефть" по транспортировке нефти начиная с 2013 года (в 2014 году было приято решение о замораживании тарифов, а с 2015 по 2020 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2014 года №377-р осуществляется сдерживание тарифов согласно правилу "инфляция минус") показал, что если в 2013 году (база для сравнения) она фактически составляла 23,9%, то по факту 2019 года — всего 10%.

Таким образом, уровень рентабельности ПАО "Транснефть", находящейся под государственным регулированием в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях", по регулируемому виду деятельности сопоставим с уровнем рентабельности нефтяных компаний, работающих в рынке: ПАО "Газпром нефть" — 15,7%; ПАО "Нефтяная компания "Лукойл" — 8,2%, НК "Роснефть" — 7,5%. Более того, за указанный период рентабельность по чистой прибыли, таких эффективных российских нефтяных компаний, как ПАО "Татнефть" составила 20,6%, ПАО "Сургутнефтегаз" — 25,7%.

Также, при сравнении показателей эффективности ПАО "Транснефть" с зарубежными трубопроводными компаниями, взятых из открытых источников, видно, что рентабельность Компании ниже медианного значения выборки.

В этой связи голословные рассуждение о "завышенной" рентабельности ПАО "Транснефть" и об "избыточной тарифной нагрузке на потребителей услуг" не имеют под собой объективных оснований.

Также следует обратить внимание и на то, что при существующей системе тарификации не происходит достаточного обновления основных средств, предназначенных для транспортировки нефти. Снижение тарифов приведёт к сокращению источников финансирования капитальных вложений и соответственно к ускоренному устареванию основных средств.

На основании вышеизложенного оцениваем подход, предложенный Минэкономразвития России, как противоречащий интересам государства, являющегося основным акционером ПАО "Транснефть", уставным целям акционерного общества (извлечению прибыли), а также чреватый критическим уменьшением тарифных источников для поддержания российской системы магистральных нефтепроводов в технически и экологически безопасном и надёжном состоянии.

Нефтяные компании, кроме услуг по транспортировке нефти, пользуются услугами и приобретают продукцию других отраслей промышленности: строительство, производство оборудования, машин, продовольствия, электроэнергии, предметов потребления и т.п. Однако Минэкономразвития России рассматривается "высокая" рентабельность только ПАО "Транснефть", то есть повысить экономическую эффективность нефтяных компаний министерство предлагает только за счёт снижения доходности государственной компании.

При этом также следует помнить, что собственниками предприятий российской нефтяной отрасли являются нерезиденты и частные лица, которые и получат дополнительную прибыль, образованную вследствие снижения тарифов на транспортировку нефти.

Источник: Пресс-служба ПАО "Транснефть"
<< Июль, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ