Счетная палата Российской Федерации проверила, как в 2019 году исполняло бюджет Министерство энергетики России.
В отчетном периоде доходы Минэнерго составили 46,7 млрд руб. или 106%. Основной объем поступлений — свыше 94% — пришелся на доходы по соглашениям о разделе продукции. Они в 2019 году превзошли прогноз на 8,6%.
Расходы Министерство исполнило не полностью. Неосвоенными остались 891,7 млн рублей (3,4% утвержденных бюджетных назначений). Больше половины неисполненных обязательств пришлось на межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства на развитие рынка газомоторного топлива.
"Правительство Ростовской области из 19 запланированных к строительству заправочных станций ввело в эксплуатацию только семь. В связи с недостижением ожидаемых результатов оно должно было до 1 июня вернуть в федеральный бюджет сумму, пропорциональную объему неисполненных обязательств (48 млн руб. расчетно)", — привел на Коллегии пример аудитор Алексей Каульбарс.
"До настоящего времени Правительством Ростовской области возврат не осуществлен. В этой связи Минэнерго России необходимо принять меры для возврата средств в федеральный бюджет", — отметил он.
Как показала проверка, порядка 80% (18,6 млрд руб.) всех расходов Министерства пришлось на реализацию ГП "Развитие энергетики". Минэнерго является ответственным исполнителем госпрограммы и в целом обеспечило достаточно высокий уровень кассового исполнения госпрограммы в 2019 году — 98,9%. При этом, единственный целевой показатель "Темпы роста инвестиций в основной капитал в топливно-энергетическом комплексе к уровню 2018" не был исполнен. Из 21 основного мероприятия госпрограммы реализовано только 14, а из 30 показателей ее подпрограмм не достигнуты значения девяти.
"В частности, на Дальнем Востоке в плановый срок не введена в эксплуатацию ТЭЦ в городе Советская Гавань. Строительство ведет генерирующая компания РусГидро с привлечением бюджетных средств", — сообщил аудитор.
Ассигнования на реализацию трех объектов ФАИП составили 38% от общего объема финансирования Минэнерго. Бюджетные обязательства (8,7 млрд руб.) Министерство исполнило полностью, что, тем не менее, не обеспечило ввод объектов в первоначальные сроки.
"В целях осуществления бюджетных инвестиций в 2019 году Минэнерго были предоставлены бюджетные инвестиции на строительство высоковольтной линии Певек-Билибино в виде взноса в уставный капитал ПАО РусГидро (7 млрд руб.). В течение года средства на цели строительства не использовались. Постановлением Правительства срок ввода в эксплуатацию воздушной линии Певек-Билибино перенесен на 2023 год. Решением Правительства завершение строительства объектов перенесено на более поздние сроки", — рассказал Алексей Каульбарс.
Изучая ситуацию с ФАИП, Счетная палата пришла к выводу, что нужно решить вопрос с использованием остатков инвестиций, которые пошли из бюджета в уставный капитал ПАО Россети.
"После завершения строительства объектов энергоснабжения к Чемпионату мира по футболу в ПАО Россети образовались остатки бюджетных инвестиций, осуществленных в виде взноса в уставный капитал в общей сумме 800 миллионов рублей. Минэнерго несколько раз вносило предложения в Минфин о направлении данных средств на строительство других объектов инфраструктуры, однако они не были поддержаны. Остатки средств не используются с 2018 года, вопрос требует решения на уровне Правительства", — отметил аудитор.
Кроме того, проверка установила, что Минэнерго недостаточно следило за тем, как подведомственные ФГУП используют государственное имущество. В 2019 году Министерство не проводило собственные проверки. В результате на территории подведомственного предприятия "Хозрасчетная автобаза" было зарегистрировано стороннее юрлицо и работал автотехцентр.
Всего Счетная палата выявила в Минэнерго недостатков и нарушений на сумму в 292 млн рублей. В том числе, при формировании госзадания и ведении контроля за осуществлением бюджетных инвестиций.