media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Тенденции развития внутреннего аудита на ближайшую перспективу: результаты ХII Национальной конференции Института внутренних аудиторов "Внутренний аудит в России: новое десятилетие"
01.12.2020

17-18 ноября 2020 года состоялась ХII Национальная конференция "Внутренний аудит в России: новое десятилетие", организованная Ассоциацией "Институт внутренних аудиторов". Мероприятие впервые прошло в онлайн-формате и собрало более 200 представителей профессии по всей России. Портал "ПравоТЭК" выступил информационным партнером конференции.

Основными темами мероприятия стали управление рисками, цифровизация и автоматизация во внутреннем аудите, эффективный внутренний аудит для небольшой СВА, выработка стратегии ВА, меняющаяся роль ВА, достижения и возможности развития ВА. В рамках конференции прошли два Круглых стола: "Система оценки и мотивации во внутреннем аудите" и "Внутренний аудитор в цифровом мире". Спикеры поделились передовыми подходами в профессии, которые практикуются в компаниях-лидерах российского рынка, включая ТЭК.

В первый день конференции выступил Сергей Швецов, первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации. Он напомнил, что Центробанк ведет работу по усилению взаимодействия внутренних аудиторов с советом директоров компаний. С 1 января 2021 года завершается переходный период, и комитеты по аудиту становятся обязательной частью совета директоров. "То есть внутренний аудитор получает в лице комитета по аудиту совета директоров полноценного партнера, который должен заботиться не только о целеполагании, но и о ресурсообеспеченности, достаточности компетенций и так далее", — сказал Сергей Швецов.

Выступление Наталии Плотниковой, директора департамента внутреннего аудита Госкорпорации "Росатом", было посвящено целям долгосрочного устойчивого развития (ЦУР). Принимая во внимание, что ЦУР предполагают развитие трех основополагающих факторов в деятельности компаний — экономическом, социальном и экологическом — следует учесть, что оценки деятельности компаний больше не строятся исключительно на основании традиционных метрик, таких как финансовые результаты и качество продукции и услуг.

Исходя из ЦУР, о компаниях судят по тому, какое воздействие их деятельность оказывает на жизнь общества в целом. Это требует изменений от бизнеса, его ориентацию на общественную приемлемость. В виду чего возникает вопрос: должна ли измениться роль внутреннего аудита в свете переориентации деятельности на создание общественного блага?

Управление устойчивостью отвечает задачам устойчивости бизнеса и целям устойчивого развития и оказывает воздействие на людей, планету и прибыль компаний. Создание стоимости посредством управления устойчивостью не является быстрым и простым процессом. От внутреннего аудита ожидают оценку "социальных вопросов" в рамках ФХД компаний не только в качестве рисков, но и в качестве возможностей, востребован и аудит повышения устойчивости экономического развития, включающий вопросы раскрытия нефинансовой информации, приводящей к росту корпоративных ценностей.

В докладе Екатерины Юсуповой, директора департамента бизнес-консалтинга SAS Russia/CIS, были рассмотрены тренды нового десятилетия и изменения первых месяцев 2020: пандемия придала сверхскоростям новый импульс, а то, что еще в начале года рассматривалось как тренды, за пару месяцев стало новой реальностью. 2020 год закрепил понимание того, что окружающий нас мир изменчив, характеризуется неопределенностью, сложен и неоднозначен (VUCA-мир).

Ландшафт рисков становится все более сложным и изменчивым, их своевременное выявление и реагирование приобретают первостепенное значение. В этой связи функции по управлению рисками и внутреннему аудиту требуют адаптации и обновления.

В первую очередь изменения должны коснуться повышения качества аналитики, организации мониторинга и получения информации о риске в режиме реального времени. Цель — создание добавленной стоимости через нейтрализацию существующих и потенциальных рисков и угроз, оценка полноты, достаточности и эффективности принятых мер. Роль функций управления рисками должна быть сформулирована как содействие в выявлении, мониторинге и выработке стратегий снижения рисков. Это достижимо через создание и развитие прогнозной аналитики и сценарного прогнозирования, формирование картины возможного развития событий.

Компания SAS, признанный мировой лидер в области аналитики данных, помогает в решении поставленной задачи, формируя соответствующий инструментарий. Инструменты SAS позволяют видеть полную картину и выявлять закономерности, своевременно делать выводы и принимать взвешенные решения.

Тема пандемии и связанные с нею изменения в работе внутреннего аудита красной линией прошли через многих выступления на конференции "Внутренний аудит в России: новое десятилетие". Алексей Сонин, директор Ассоциации "Институт внутренних аудиторов", подчеркнул, что пандемия только ускорила те перемены — экономические, политические, социальные, технологические, — которые начались уже некоторое время назад, и внутренним аудиторам нужно вносить изменения в методологию, в традиционные методы  работы — отказываться от всего, что не имеет очевидной ценности, но при этом потребляет ресурсы внутреннего аудита.

Выступление следующих докладчиков — Наталии Смирновой, директора по внутреннему аудиту, ГК "Ростех", и Александра Чистякова, руководителя проектов, "Диджитал Дизайн", — позволило наглядно увидеть, как можно улучшить эффективность внутреннего аудита с помощью современных технологий. Они поделились опытом автоматизации проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) организаций Государственной корпорации "Ростех", в которую входит 15 холдингов и более 800 организаций.

Существовавшая практика формирования отчетов по проверкам ФХД в бумажном виде приводила к существенным временным затратам на ознакомление с результатами проверки, а также к материальным потерям при перемещении отчетов. Поэтому основной задачей автоматизации стало повышение скорости, качества и эффективности взаимодействия между внутренним аудитом и заказчиками, а ее реализация была поручена компания "Диджитал Дизайн" , имеющей опыт автоматизации задач внутреннего аудита в крупнейших российских госкомпаниях.

Благодаря автоматизированной системе члены советов директоров и генеральные директора получают доступ к результатам проверок сразу же по их окончании и нажатием одной кнопки могут сформировать в системе как список основных рисков, выявленных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и нарушений законодательства, так и свод рекомендаций проверяющих. А выявленные искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности автоматически суммируются и сравниваются с корпоративным уровнем существенности.

В продолжение темы Светлана Ковалева, директор департамента внутреннего аудита ПАО "Россети", рассказала об опыте изменения позиционирования внутреннего аудита в компании — от восприятия внутреннего аудита как препятствия к помощнику в повышении эффективности бизнес-процессов. Для этого была пересмотрена концепция взаимодействия с объектами проверки: было увеличено количество и измене формат встреч, от "карателей" перешли к конструктивному диалогу. Вторым шагом стало развернутое изучение окружения объекта аудита: с кем он взаимодействует, кто и что может повлиять на его деятельность. Докладчик отметила, что сейчас ДВА практикует наблюдение за объектом аудита даже после окончания аудита: консультирование в процессе подготовки корректирующих мероприятий и при оценке эффекта от их выполнения.

Введена практика общения с менеджментом как по результатам каждого аудита, так и при составлении плана аудитов. В итоге ценность внутреннего аудита в глазах менеджмента значительно возросла, появились вопросы к аудиторам, от решения которых зависела дальнейшая стратегия развития многих бизнес-процессов. Внутренний аудит стал важным ресурсом, способным помочь повысить эффективность компании. Руководство понимает ценность внутреннего аудита и высоко оценивает вклад аудиторов в общее дело.

Выстраивание эффективных взаимоотношений между внутренним аудитом и бизнесом затронула и Вероника Семенова, глава внутреннего аудита энергетической компании "Юнипро". В частности, она подробно остановилась на концепции "Доверенного советника", которая активно развивается во всем мире и предполагает открытые и положительные взаимоотношения. Ее суть заключается в максимальном приближении аудита к бизнесу, оперативной реакции на его запросы, предложении и выстраивании конструктивных отношений. То есть функция аудита из контрольной и надзорной превращается в консультационную. Спикер особо подчеркнула, что невозможно достичь доверительных взаимоотношений и остановиться: над ними нужно постоянно и кропотливо работать, поддерживать и укреплять.

Мероприятие было высоко оценено участниками. По результатам опроса, оно "очень понравилось" 98% слушателей. 93% готовы участвовать в подобной онлайн-конференции в дальнейшем. Следующая Национальная конференция Института внутренних аудиторов состоится в 2021 году.

<< Декабрь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ