Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Почему не стоит ждать бума инвестиций в энергетику

10.12.2020

Вам, предводитель, пора уже лечиться электричеством!

По расчетам Минэнерго, нас ждет инвестиционный бум в области электроэнергетики. За этим утверждением стоят не просто слова, а дело. Предложение поправить закон о концессиях так, чтобы государство гарантированно выплачивало необходимую сумму валовой выручки частному инвестору (если он сам не сможет ее заработать), воплотилось в жизнь. Раньше такое правило распространялось на другие сферы — теплоснабжение, водоснабжение, переработку отходов. А вот электроэнергетика была лишена этой привилегии. Теперь закон принят, подписан президентом. Но вряд ли он обойдет ключевые препятствия для инвесторов и серьезно повысит привлекательность отрасли.

Инвестиции в государственную инфраструктуру всегда сопряжены с риском, это даже не обсуждается, такова жизнь. Особенно если речь идет о таких сферах, как ЖКХ или энергетика, где невозможно обеспечить самоокупаемость будущего проекта и нужно существенное финансирование от государства. Такие проекты связаны государственным регулированием цен (тарифов), которые обязательно согласовывать каждый год и рост которых  существенно ограничен. И даже если у вашей услуги в удаленном поселке высокий спрос, низкий тариф не даст обеспечить необходимую выручку.

С деньгами нужно расставаться легко, без стонов

Несмотря на то что Великая отечественная война давно в прошлом, временно-аварийно-восстановительный характер электроснабжения все еще взят за основу в непосредственной близости от городов-миллионников.

Пока финансирование концессий в распределенной генерации обусловлено двумя факторами. Во-первых, муниципальные единые теплоснабжающие организации (ЕТО) не получают необходимых инвестиций в развитие основных фондов — муниципальные субсидии сильно ограничены. Во-вторых, ежегодный рост тарифов на электроэнергию и тепло обеспечивает только поддержание текущего состояния основных фондов и замену наиболее аварийного оборудования.

Сейчас в России всего 53 концессионных проекта в сфере электроснабжения на 11,3 млрд руб., из них частных — 8,8 млрд руб. (данные платформы "Росинфра", с момента принятия закона о концессиях и до весны 2020 г.).  Большая часть создана на муниципальном уровне — 49 проектов, на региональном уровне — 4.

И вот к модернизации устаревшей дизельной генерации в регионах хотят более активно привлечь частного инвестора. Поправки предполагают, что концессионер сможет за свой счет модернизировать государственную электростанцию или электросеть, а взамен получить гарантированный размер валовой выручки на определенный срок.

Получение согласованного размера валовой выручки применяется только в тарифных концессиях, это существенное (обязательное) условие. Но на практике, когда вы идете согласовывать тариф в региональную энергетическую комиссию, тут и начинаются те самые "стоны".

Дело в том, что в понимании таких комиссий на местах вы должны согласовать валовую выручку, которая покроет "экономически обоснованные" затраты на деятельность организации и позволит достичь показателей эффективности. Но понимание экономической обоснованности у всех свое. И компания может просто не доказать, что затраты были необходимы. К тому же комиссия отталкивается в своих оценках от размера бюджета концедента, а не от обоснованных расходов концессионера.

Иными словами, пока со стороны как профильных органов, так и судебной практики есть общий подход, где концессионер получит "свое возмещение", но не всегда с учетом всех операционных и эксплуатационных расходов.

Когда инвестор получит свое возмещение — это уже вопрос второй. Определенно до конца концессионного соглашения, а средний срок таких соглашений — 15 лет. В то время как расходы концессионера начинаются гораздо раньше, как и выплаты кредитным организациям — они хотят получать проценты по оговоренному расписанию, без отсрочек.

Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже

Принятая поправка, без сомнения, упрощает жизнь будущим концессионерам в плане судебной практики. Раньше суды просто отказывались компенсировать валовую выручку, например, недополученную из-за недобора мощности потребителями. Не было прямого указания в законе, как для тех же ЖКХ-проектов. Теперь есть.

Это небольшое облегчение. Ведь инвестор идет в проект, чтобы получить прибыль, а не просто вернуть инвестиции. Поэтому поправки, обещающие, что государство поможет не уйти в минус, не слишком добавляют проектам привлекательности.

Именно зависимость от субъективного тарифного регулирования, неоднозначности трактовок, призрачности государственных гарантий, с яркими оттенками неконкурентной среды и приводит к ослаблению инвестиционного энергетического пыла на практике.

Но, как говорил великий комбинатор, не будем терять душевное равновесие, и поверим министерству, что принятые поправки — только начало.

Дарья Годунова, управляющий партнер "Пионеры ГЧП"

 

 

Источник: VTimes
Мероприятия:
<< Декабрь, 2020 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ