media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Комитет Госдумы по энергетике обсудил с экспертами стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 г.
14.04.2021

Комитет Государственной Думы по энергетике обсудил с экспертами стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 года, ее влияние на энергобаланс и развитие энергетики.

Круглый стол прошел 13 апреля 2021 г. в формате видеосвязи.

Открывая мероприятие, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что пандемический кризис подстегнул энергопереход в развитых странах, ускорил сроки перевода экономик на низкоуглеродную траекторию развития. Интерес к проектам с большим углеродным следом сокращается, крупнейшие энергетические компании меняют стратегии, трансформируя бизнес в пользу безуглеродной энергетики. Все больше государств берут на себя обязательства достичь углеродной нейтральности к середине века. Так, "Европейский зеленый курс", принятый в 2019г., предусматривает достижение углеродной нейтральности к 2050 году, на 2030 год запланировано сокращение выбросов CO" на 55% к уровню 1990 года.

"Одним из инструментов достижения этих целей станет пограничный углеродный сбор, согласование предложений по которому намечено на II квартал 2021 года, а введение — на момент не позднее 2023 года. Предполагается, что этот механизм станет внешним стимулом для стран, предприятия которых имеют существенный "углеродный след" при производстве товаров и экспортируют эти товары на рынок ЕС, к приведению государственного регулирования в соответствие с тенденциями низкоуглеродного развития.

Это создает серьезные вызовы для экономики России — одного из крупнейших производителей и экспортеров углеводородов. По оценкам экспертов, энергопереход может привести к сокращению российского экспорта энергоресурсов на 16% к 2040 году и снижению среднегодовых темпов роста ВВП страны на 1,1% в год. Главным образом, углеродный сбор отразится на рынках с высокой углеродоемкостью производства или со значительной интенсивностью торговли с ЕС: на нефтегазовом секторе, металлургии, угольной отрасли, производстве азотных удобрений, целлюлозно-бумажной и стекольной промышленности. Ответом на эти вызовы должны стать выстраивание и реализация стратегии низкоуглеродного развития страны", заявил Завальный.

Такая работа уже идет. Правительство РФ приводит национальное регулирование в соответствии с мировой климатической повесткой. В 2019 году был принят Национальный план адаптации к изменениям климата, а в начале ноября 2020 года Президент Российской Федерации подписал Указ "О сокращении выбросов парниковых газов". Сегодня в ГосДуме находится законопроект "Об ограничении выбросов парниковых газов". Наш комитет поддерживает его принятие. Концепция закона об ограничении выбросов парниковых газов  включает два крупных блока. Первый — введение обязательной углеродной отчётности для крупнейших эмитентов и предоставление этой отчётности в уполномоченный правительством орган. Таким образом, будет создана информационная основа для управления выбросами парниковых газов в экономике и ее отраслях. Второй блок — это формирование правовой базы для обращения углеродных единиц как инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. Это даст возможность создать в России новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц, стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным образом сформирует в России цену на выбросы парниковых газов. При этом законопроект не предусматривает ограничительные меры для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. Приоритет — защита интересов российских производителей.

Минэкономразвития при участии правительства Сахалинской области уже подготовило проект федерального закона о проведении эксперимента по установлению на период до 2025 года специального регулирования выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области, и в июне 2021 года планирует внести его в Государственную Думу.

Реализация эксперимента позволит апробировать различные меры углеродного регулирования и оценить их эффективность для последующего масштабирования на уровне страны.

Директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Петр Бобылев рассказал о стратегии низкоуглеродного социально-экономического развития страны до 2050 года, разрабатываемой сейчас министерством.

Стратегией предусмотрены два основных сценария низкоуглеродного развития: базовый, который принят за основу, и интенсивный. Базовый сценарий предусматривает масштабное повышение энергетической эффективности российской экономики, полное обеспечение баланса воспроизводства лесов, расширение площади их охраны и существенное сокращение сплошных рубок. Развитие по базовому сценарию позволит снизить углеродоемкость российского ВВП на 9% к 2030 году и на 48% к 2050 году относительно текущего уровня.

Интенсивный сценарий предусматривает увеличение генерации на основе возобновляемых источников энергии, а также масштабную электрификацию и цифровизацию транспорта и технологических процессов в отраслях, отказ от сплошных рубок лесов и практически полный охват лесов средствами защиты от пожаров. Переход к нему позволит России достичь углеродной нейтральности во второй половине 21 века.

По мнению представителя Минэкономразвития принципиально важно двигаться по пути низкоуглеродного развития поступательно и аккуратно с тем, чтобы, с учетом его дороговизны, не ударить по социально-экономическому развитию страны, по гражданам. Россия предпринимает шаги, необходимые для достижения целей Парижского соглашения, потому что ведет себя экологически ответственно, а не потому, что как-то старается отреагировать на намерения ЕС принять односторонние директивные меры, такие как трансграничное углеродное регулирование.

Директор департамента сводной государственной политики и цифровой трансформации Минэнерго России Владимир Фургальский рассказал о направлениях развития российской энергетики с учетом климатической повестки. Ключевым документом, которым руководствуется министерство, является Энергетическая стратегия России до 2035 г. Работа ведется по нескольким направлениям.

Прежде всего, это работа по сокращению выбросов тепловой генерации за счет модернизации станций, что позволяет снижать выбросы СО2 в среднем на 2,3% в год. Также среди направлений — развитие электрогенерации на ВИЭ, когенерации тепловой и электроэнергии с переходом к модели "альтернативной котельной", сокращение выбросов метана при добыче и транспортировке природного газа, увеличение показателя полезного использования ПНГ до 95% к 2030 г., расширение использования газомоторного топлива на транспорте. Отдельно представитель Минэнерго выделил развитие водородной энергетики, соответствующая "дорожная карта" была недавно утверждена Правительством РФ. По мнению Владимира Фургальского, сегодня Россия совмещает поддержание низкоуглеродного энергетического баланса и обеспечение устойчивого энергоснабжения страны.

Представитель Минэнерго отметил, что введение трансграничных углеродных сборов является серьезным вызовом, кроме того, существуют опасения, что этот инструмент будет использоваться для осуществления протекционистской политики по отношению к внешним экономическим партнерам ЕС. Поэтому сегодня важно создать на национальном уровне инструменты для обеспечения климатической нейтральности производимой продукции. Минэнерго готовит законопроект, создающий систему сертификации происхождения электроэнергии, использованной для производства продукции. Такая сертификация, в случае ее международного признания, даст серьезные конкурентные преимущества российским производителям.

Заместитель Директора экономического развития МИД России Василий Поспелов рассказал о международных подходах к вопросам развития низкоуглеродной экономики. Уже более ста государств мира заявили о своих намерениях достичь углеродной нейтральности к середине века. Причем многие из этих государств в основном ориентируются на те же подходы, что и Евросоюз, являющийся пионером и лидером этого движения. Так, Китай рассчитывает достичь углеродной нейтральности к 2060 г., для этого наращивает объемы мощности ВИЭ (до 1200 ГВТ к 2025 г.) и развивает национальную систему торговли квотами на выбросы СО2. Индия намерена ввести 450ГВТ мощностей ВИЭ к 2030 г. США с приходом администрации Дж. Байдена резко изменили свое отношение к вопросам низкоуглеродного развития, вернулись в Парижское соглашение, заявили о намерении достичь углеродной нейтральности к 2050 г. и планируют достаточно решительные действия и большой объем инвестиций для реализации этой задачи. Представитель МИД обратил внимание участников  круглого стола на Всемирный климатический саммит, который состоится 22-23 апреля 2021 г. и наверняка станет источником новых серьезных деклараций.

Директор Группы операционных рисков и устойчивого развития, КПМГ в России и СНГ Владимир Лукин выделил два фактора, стимулирующих российских производителей к переходу на низкоуглеродные технологии. Это перспектива введения трансграничных углеродных сборов и изменение национального регулирования для достижения климатических целей.

Система трансграничного регулирования в ЕС начала развиваться с 2011, и ее продвижение во многом продиктовано желанием создать более выгодные конкурентные условия  на европейском рынке для производителей из ЕС, где экологические требования очень жесткие, по сравнению с производителями из стран, где такие требования мягче. Таким образом, речь в некотором смысле идет о субсидировании "своих" производителей за счет введения сборов для "чужих". Здесь неизбежно возникают вопросы, не является ли введение трансграничных углеродных сборов протекционистской мерой, противоречащей международным договоренностям, и не носит ли оно  дискриминационный характер. Дискуссии по этому вопросу нарастают.

Россия в силу структуры своего экспорта является одной из самых уязвимых стран с точки зрения введения трансграничного углеродного регулирования. На страны ЕС приходится 46% российского экспорта, 55% которого — углеродоемкая продукция. По расчетам КПМГ, дополнительная нагрузка на российских производителей может составить 3,9 млрд евро в год.

При этом потенциал декарбонизации в России составляет до 900 млн т СО2 в год, что в принципе компенсирует объемы углеродоемкого экспорта. Существенно осложняет реализацию мероприятий по декарбонизации их значительная дороговизна и наличие  временного лага между реализацией таких проектов и получением заметного эффекта от них.

Для реализации потенциала декарбонизации необходимо  нормативное обеспечение реализации добровольных климатических проектов и признание на международном уровне результатов  таких проектов.

Ректор, д.т.н., профессор НИУ "МЭИ" Николай Рогалев обозначил несколько необходимых для декарбонизации российской энергетики решений: это модернизация тепловой генерации с переходом на парогазовые установки,увеличение масштабов когенерации тепловой и электроэнергии, увеличение доли безуглеродной генерации, включая ВИЭ, атомную и гидроэнергетику, а также электрификация и цифровизация производственных процессов, не только в энергетике, но и в промышленности. Не менее важно совершенствование принципов работы рынка электроэнергии и мощности, с тем, чтобы отрасль получала правильные ценовые сигналы, стимулирующие все эти процессы.

Заместитель начальника Департамента-начальник Управления ПАО "Газпром" Александр Ишков сделал несколько острых заявлений. Во-первых, он подчеркнул, что сегодня зачастую все международная политика в климатической сфере свелась к усилиям по трансформации энергетики, и совершенно не очевидно, что продвигаемые решения  продиктованы заботой о природе, а не соображениями экономической конкуренции и даже политическими причинами. При этом, по оценкам экспертов, доля мировой энергетики в общем объемы выбросов СО2 — всего 4% от всего антропогенного объема выбросов, который, в свою очередь составляет всего 5%, а 95% — это природные факторы.

Согласно ряду исследований экспертных институтов из разных стран, природный газ, его добыча и транспортировка влияют на объем выбросов СО2 значительно меньше, чем выращивание риса или производство продуктов. К примеру, при производстве килограмма молока производится 2,4 кг СО2, а при производстве 1 кубометра газа — 1 кг. При этом Александр Ишков заметил, что статистика как в пользу "зеленых" решений, так и не в пользу их может являться предметом манипулирования.

Кроме того, он подчеркнул, что история уже неоднократно показывала опасность чрезмерного увлечения какими-то проектами, которые, казалось бы, должны улучшить окружающую среду. Борьба с озоновыми дырами — самый яркий пример. Сегодня самой "модной" темой становится водород, и важно объективно и реалистично оценить все преимущества и риски его применения в различных сферах экономики, методов его производства, задач по созданию соответствующей инфраструктуры.

На  круглом столе выступили директор департамента устойчивого развития ГК "Росатом" Полина Лион, директор департамента инноваций ПАО "РусГидро" Владимир Софьин, рассказавшие о вкладе безуглеродных атомной и гидроэнергетики в достижение климатических целей и важности признания их роли и безуглеродного статуса на международном уровне, представители крупнейших энергетических компаний, отраслевых ассоциаций, Ассоциации европейского бизнеса.

Острая полемика о судьбе и перспективах возобновляемой энергетики и угольной отрасли России развернулась между  первым заместителем председателя комитета по энергетике Валерием Селезневым заместителем председателя комитета по энергетике Дмитрием Исламовым.

По итогам круглого стола комитет по энергетике намерен рекомендовать Правительству РФ:

- обеспечить всестороннюю разработку сбалансированного проекта "Стратегия низкоуглеродного развития России до 2050 года" с учетом приоритетов социально-экономического развития страны, потенциала энергосбережения в экономике и поглощающей способности лесов;
- ускорить создание прозрачной, признанной мировым сообществом методологии оценки выбросов парниковых газов в России и расчета углеродоемкости российского экспорта;
- ускорить процесс согласования и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением низкоуглеродных сертификатов";
- рассмотреть создание комплексных системных мер государственной поддержки развития водородной энергетики, направленных на создание технологий, производственных мощностей, инфраструктуры транспортировки и потребления водорода с перспективой выхода на международные рынки;
- подготовить предложения по развитию технологий улавливания, переработки, использования и (или) захоронения углекислого газа.
- создать условия для производителей энергетического оборудования к расширению производства на территории России ПГУ с высокой степенью локализации;
- рассмотреть возможность учета атомной энергетики в числе сертифицируемых низкоуглердными сертификатами источников;
- рассмотреть возможность сотрудничества с научными и образовательными центрами ведущих стран мира, прежде всего, государств СНГ, ШОС, БРИКС, компаниями-лидерами на рынках низкоуглеродных технологий, поддержки международных инициатив и программ по развитию и декарбонизации экономики в других странах мира.

Также в рекомендации будут внесены предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии. После утверждения рекомендации комитета документ будет направлен в профильные органы исполнительной власти.

Источник: Пресс-служба Комитета Госдумы по энергетике
<< Апрель, 2021 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ