Отчет и план на последнюю сессию восьмого созыва были утверждены на заседании 17 декабря 2025 года.
В течение 2025 года было принято 7 Федеральных законов из сферы ответственности Комитета по энергетике.
До конца осенней сессии 2025 года запланировано рассмотрение во втором и третьем чтениях законопроекта № 904086-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования системы государственного регулирования в области разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
Как пояснил председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов, вводимые законом обязательное утверждение и, главное, реализация инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций — один из важнейших механизмов привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, без чего сложно проводить модернизацию коммунальной инфраструктуры в необходимом объеме. Также вводится обязательное целевое использование амортизации, она должна направляться на модернизацию и замену сетей, а также устранение последствий аварий. Это позволит использовать для развития отрасли уже заложенные в тарифах средства. Дополнительно поддержать инвестиции в регионах поможет механизм регуляторных соглашений, который распространяется на сферу теплоснабжения и дополнительно настраивается в водоснабжении.
В октябре уходящего года был принят Федеральный закон № 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который наделяет Правительство России полномочиями устанавливать особенности применения жилищного законодательства, законодательства об электроэнергетике, о теплоснабжении, о газоснабжении, о водоснабжении (водоотведении) в период введения мобилизации, военного положения. Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов отметил: "Принятые решения особенно актуальны для регионов, граничащих с зоной проведения специальной военной операции, и приняты с учетом норм антикризисного законодательства последних лет. Кроме того, Федеральный закон дополняет ФЗ № 35 "Об электроэнергетике" нормами о функционировании систем накопления электрической энергии" и реализации программ повышения надежности, давно ожидаемыми энергетической отраслью.
В конце весенней сессии 2025 года был принят Федеральный закон 308-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" и статьи 113 и 1573 Жилищного кодекса Российской Федерации". Его суть в том, что в условиях монополии газораспределительной организации в части обслуживания газового оборудования, предусматривается введение государственного регулирования деятельности по техническому обслуживанию внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) в многоквартирных домах и ВДГО в жилых домах согласно минимальному перечню услуг по техническому обслуживанию, установленному постановлением Правительства РФ № 410, а также установке и замене этого оборудования.
Как пояснил один из авторов документа, первый заместитель председателя Комитета по энергетике Павел Завальный, введение госрегулирования ценообразования в условиях монополии ГРО на обслуживание ВДГО и ВКГО было необходимо, это показала жизнь. Принятый весной 2025 года закон позволит стабилизировать и упорядочить ценообразование на обслуживание газового оборудования. Еще одна важнейшая новация — принятый законопроект устраняет правовой пробел, связанный с обслуживанием ВДГО и ВКГО там, где для газоснабжения используются СУГ.
В портфеле законопроектов Комитета на весеннюю сессию 2026 года — подготовка ко второму чтению проекта федерального закона № 681175-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" — так называемого "законопроекта об основном абоненте". Он предусматривает комплекс мер, направленных на консолидацию управления такими сетями на базе имущественного комплекса ГРО, определяет для "основных абонентов" условия использования объектов газоснабжения по назначению, с получением ими статуса ГРО. Задача — решение проблем в сфере газораспределения в интересах ускорения программ социальной газификации, повышения надежности и эффективности газоснабжения потребителей.
В весеннюю сессию 2026 года ожидается рассмотрение во втором чтении поддержанного Комитетом проекта федерального закона № 486735-8 "О внесении изменений в часть 4 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов проектирования прямоточных систем водоснабжения).
Всего в качестве Комитета-соисполнителя в течение отчетного периода было подготовлено 11 заключений на проекты федеральных законов. Поддержанный Комитетом законопроект № 1005197-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении) уже стал федеральным законом и продолжил серию законодательных актов, направленных на наведение порядка в сфере теплоснабжения и усиление контроля за подготовкой к отопительному сезону.
В 2025 году Комитет выступил соисполнителем в проведении "правительственного часа" на тему "Об актуальных вопросах социально-экономического и инфраструктурного развития Арктической зоны Российской Федерации". В 2026 году запланировано проведение в Государственной Думе "правительственного часа" на тему "Об энергетической стратегии России в условиях внешних вызовов", Комитет по энергетике будет ответственным за это мероприятие.
В течение отчетного периода проведено 6 выездных мероприятий по вопросам развития ядерной отрасли, энергетики Иркутской области, интеллектуального учета поставок газа, обеспечения технологического суверенитета нефтегазодобывающей отрасли. На весеннюю сессию 2026 года запланировано 5 круглых столов, из них 4 — выездных.
Из 29 заседаний Комитета, проведенных в 2025 году, 7 прошли в расширенном формате. Практика их проведения будет продолжена весной 2026 года, в плане — 5 мероприятий, главным образом, по тематике электроэнергетики.
В последнюю сессию 8 созыва Государственной Думы планируется внесение подготовленного депутатами Комитета законопроекта, устанавливающего административную ответственность за нарушение требований к майнингу, который уже был направлен на отзыв в Правительство России. Также в рамках сессии усилия депутатов Комитета будут сосредоточены на более глубокой проработке решений в части ужесточения контроля за формированием и утверждением тарифов на электроэнергию в регионах, совершенствование института СТСО, законодательства о границах зон с особыми условиями использования и разработку регулирования в целях более рационального размещения объектов генерации, в том числе, в удаленных и изолированных территориях.
Считаю важным продолжение выездных мероприятий и расширенных заседаний — они позволяют оперативно учитывать отраслевую экспертизу и региональную специфику. Механизмы технологического суверенитета в ТЭК, регулирования накопителей энергии и планируемое ужесточение контроля за тарифообразованием в регионах соответствуют вызовам времени и нуждаются в поддержке как со стороны отрасли, так и профессионального сообщества", — отметил Виктор Нестеренко, президент Института "ПравоТЭК", член Общественного совета Минэнерго России.
С полным отчетом и планом работы комитета можно ознакомиться на его сайте: http://komitet-energo.duma.gov.ru

