До начала процесса преобразований отрасли перекрестное субсидирование социально значимых категорий потребителей осуществлялось за счет повышения тарифов остальным потребителям, обслуживаемым той же региональной энергокомпанией. В ходе реформирования большинство вертикально-интегрированных региональных АО-энерго разделились на самостоятельные генерирующие, сетевые, сбытовые компании. Вместе с тем, реформирование электроэнергетики предполагает свободный выход потребителей на оптовый рынок электроэнергии или их переход на обслуживание в появляющиеся независимые энергосбытовые компании, что в сегодняшней ситуации практически полностью освобождает этих потребителей от бремени перекрестного субсидирования.
В этой ситуации возрастают риски банкротства энергосбытовых компаний, особенно гарантирующих поставщиков, осуществляющих энергоснабжение социально значимых категорий потребителей. По этим причинам существующая схема перекрестного субсидирования требует пересмотра.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" одобрил работу менеджмента компании по разработке комплекса мер по легализации и ликвидации перекрестного субсидирования.
В 2005-2006 гг. предполагается сохранить прежний механизм перекрестного субсидирования при одновременной подготовке нормативной базы для введения нового механизма субсидирования в электроэнергетике. Риски распада системы субсидирования должны в ближайший год минимизироваться за счет ограничивающих условий допуска на оптовый рынок крупных потребителей.
С 2007 г., в случае одобрения данного механизма правительством, предлагается осуществить переход на новую систему субсидирования, которая предусматривает:
- Введение социальной нормы потребления электроэнергии, в пределах которой социально значимые категории потребителей будут получать электроэнергию по пониженным тарифам, сверх нее — по экономически обоснованным.
- Создание в федеральном бюджете (с прописью доходной и расходной части) социального резерва для выплаты субсидий в целях компенсации убытков, связанных с необходимостью поставки электроэнергии социально значимым категориям потребителей по пониженным тарифам. Получателями таких субсидий станут продавцы электроэнергии, приобретающие электроэнергию на оптовом рынке, или на розничном рынке напрямую у производителей, и продающие ее социально значимым категориям потребителей напрямую и/или через перепродавцов на розничном рынке. Социальный резерв предлагается формировать по аналогии с резервом универсального обслуживания, созданного в соответствии с Федеральным законом "О связи". Социальный резерв создается за счет обязательных отчислений неналогового характера, взимаемых с определенных законом плательщиков, а также из иных незапрещенных законодательством источников. К плательщикам обязательных отчислений должны относиться субсидирующие потребители и энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, приобретающие электроэнергию на оптовом рынке, или на розничном рынке напрямую у производителей, и продающие ее субсидирующим потребителям. Остальные покупатели не станут прямыми плательщиками обязательных отчислений в социальный резерв, а будут уплачивать обязательные отчисления в составе тарифа (цены) покупки электроэнергии.
- Введение обязательных отчислений в социальный резерв не приведет у субсидирующих потребителей к росту расходов на оплату электроэнергии, при этом изменится лишь юридическая форма осуществления перекрестного субсидирования.
- По мере доведения тарифов для населения до экономически обоснованного уровня, но не позже окончания переходного периода реформирования электроэнергетики, предполагается перейти к системе адресной поддержки населения из бюджета, предусматривающей предоставление субсидий не предприятиям электроэнергетики, а непосредственно населению. Аналогичная система уже применяется в отношении льгот по жилищно-коммунальным услугам. Однако, учитывая, что системой перекрестного субсидирования в настоящий момент охвачено подавляющее большинство населения России, для перехода к системе адресных субсидий необходимо создание соответствующей инфраструктуры, что требует времени и затрат бюджетных средств. В связи с этим переход на систему адресных субсидий в электроэнергетике целесообразно осуществить через несколько лет после постепенного повышения тарифов для населения.
Данные предложения по изменению механизма перекрестного субсидирования были разработаны менеджментом РАО "ЕЭС России" и сегодня проходят проработку и согласования в профильных министерствах и ведомствах. Совет директоров поручил менеджменту продолжить работу в этом направлении.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
13-15 ноябряВсероссийская конференция
<< | Ноябрь, 2005 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента