По мнению экспертов антимонопольного ведомства, рост цен на нефтепродукты, который фиксируется с мая 2004 года, связан, прежде всего, с объективными причинами — ростом цен на углеводороды на мировых рынках. При этом "в конце августа (начале сентября) конъюнктура на внутреннем рынке складывалась на фоне рекордно высоких мировых цен на нефть", - отмечают в ФАС. — "Так, средняя цена на нефть марки Urals в конце августа - начале сентября составляла 36-38 долларов за баррель".
Вместе с тем, в Антимонопольной службе отмечают еще несколько факторов, определяющих динамику цен на нефтяном рынке, рост которых опережает общий индекс потребительских цен. Прежде всего, специалисты ФАС отмечают негативное влияние сложившегося в нашей стране территориального принципа развития рынка нефтепродуктов. По их мнению, он "фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу". По данным ФАС России, 63% субъектов Российской Федерации находятся в зоне высококонцентрированных рынков нефтепродуктов.
Другой значимой причиной роста цен в антимонопольном ведомстве считают сокращение предложения нефтепродуктов на рынке. По мнению ФАС, "это обусловлено сокращением их производства в силу более выгодных условий экспорта сырой нефти, а также ростом вывоза их за рубеж". В письме И. Артемьева премьер-министру приводятся данные Минпромэнерго России, согласно которым лишь 87% произведенных автомобильных бензинов и 46% дизельного топлива поступило на внутренний рынок.
Еще одним фактором, способствующим быстрому росту цен на нефтепродукты, в ФАС считают "сокращение доли малого и среднего бизнеса в этой сфере", в связи с чем снижается общий интерес нефтяного сектора к товарным операциям в России.. Эксперты указывают, что на фоне общего роста нефтедобычи, объемы добычи углеводородов независимыми средними и малыми компаниями сокращаются. "За 7 месяцев текущего года общая добыча нефтяных компаний составила 241,1 млн тонн нефти (+8,9%), ОАО "Газпром" - 6,9 млн тонн нефти (+9,13%), а прочих производителей лишь 13,9 млн тонн нефти (-14,7%)", - указывают специалисты антимонопольной службы. — "Такая неблагоприятная динамика сложилась за последние 3 года, в течение которых сокращаются объемы добычи нефти малыми нефтяными компаниями притом, что и рост их количества прекратился".
Наконец, четвертой причиной подорожания нефтепродуктов называется изменение схемы налогообложения (снижение налога на добавленную стоимость (НДС) на 2% и рост акциза на 12%). Эксперты ФАС напоминают, что в отпускной цене бензинов НДС и акцизы составляют более 40%, а в отпускной цене дизельного топлива — свыше 25 процентов. Анализируя текущее влияние системы косвенных налогов в сфере производства и реализации нефтепродуктов, ФАС России полагает, что применяемый в настоящее время механизм взимания акцизов способствует разделу рынка по территориальному принципу.
"Помимо перечисленных макроэкономических и структурных причин, способствующих искажениям ценовых индикаторов, ФАС России и его территориальные управления сталкиваются с попытками крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, получить необоснованную прибыль за счет необоснованного роста цена посредством монополистической деятельности", - указывается в письме.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
<< | Октябрь, 2004 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента