"В конце 2008 года произошло снижение розничных цен на топливо в среднем на 20%, тем не менее, динамика снижения не соответствовала темпам падения мировых цен на нефть во многом по причине поддержания нефтяными компаниями монопольно высоких цен на нефтепродукты", - заявил Артемьев. - "В начале 2009 года компаниями был допущен необоснованный рост оптовых цен, что в ря де регионов уже привело к некоторому повышению цен в рознице. В прошлом году ФАС России возбудила более 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов. С начала этого года 22 дела в отношении участников топливного рынка".
Материалы для возбуждения дел были получены на основании данных собственного мониторинга ФАС России по ситуации на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов, данных независимых исследовательских организаций, а также многочисленных жалоб от физических и юридических лиц, поступивших по различным каналам в антимонопольную службу.
В большинстве обращений организаций, государственных учреждений и граждан, направленных в адрес ФАС России, говорится, что ситуация на топливном рынке ведет к тяжелым последствиям в различных сферах.
Цитата из обращения Администрации Молоковского района Тверской области: "(┘цены на топочный мазут выросли с 12 января 2009 года по 7 февраля 2009 года в два раза: с 3,5 тыс. рублей з а тонну до 7 тыс. рублей за тонну)".
Одной из главных тем в по ступающих жалобах являются проблемы в сельском хозяйстве. Резкое и необоснованно увеличение цен на горюче-смазочные материалы может привести к срыву посевной кампании 2009 года. По данным Минсельхоза РФ, основанным на исследованиях Росстата, цена реализации зерна изменялась непропорционально стоимости топлива.
Цитаты из обращений:
Союз сахаропроизводителей России: "(┘по данным оперативного мониторинга Союзсахара в центральном Черноземье стоимость дизельного топлива в январе с.г. составляла 10500 руб/т, а в феврале - уже 16000 руб/т┘) (┘Подобные факты в условиях финансового кризиса и удорожания кредитных ресурсов могут привести к срыву посевной кампании 2009 года┘)";
Администрация Тамбовской области: "(┘резкий скачок цен на дизельное топливо произошел в период массовой подготовки сельскохозяйственных предприятий к посевной кампании, что ставит под угрозу обеспечение их стабильного функицонирования в условиях кризисных явлений┘)".
Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отметил, что "нефтяные компании, которые были признаны нарушившими антимонопольное законодательство и оштрафованы осенью 2008 года, не выполняют предписанного антимонопольным органом комплекса мер, направленного на создание здоровых конкурентных условий на рынке топлив". По мнению Голомолзина, "данные меры являются крайне актуальными в текущей экономической ситуации и направлены на недопущение экономически и технологически необоснованного сокращения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок с целью обеспечения устойчивого предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке в соответствии со складывающимся уровнем спроса".
Цитата из обращения угольных компаний Кемеровской области: "Резкое повышение цен на энергоносители ставит на грань выживания угледобывающие предприятия Кемеровской области, ведущих открытую разработку, так как составляющая ГСМ в себестоимости добытой продукции имеет значительную долю, от 12 до 18%. Несмотря на значител! ьное пов ышение цен, отсуствует необходимый объем ГСМ на складах в Кемеровской области. Кроме того, не подтверждаются отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов (традиционные поставщики: Омский НПЗ, Ачинский НПЗ, Уфимский НПЗ, Ангарский НПЗ)".
"Помимо этого, компаниям было предписано не допускать компенсации снижения доходности от поставок нефти и нефтепродуктов на внешний рынок повышением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке", - напомнил замруководителя ФАС России. С начала 2009 года из-за снижения рыночных цен на топливо на зарубежных рынках, которые формируются на товарных биржах, экспортная альтернатива для нефтяных компаний стала менее выгодна.
Публичная позиция нефтяных компаний состоит в том, что их действия полностью отвечают условиям конкуренции и интересам общества. Однако фактическая позиция изложена в судебных исках указанных юридических лиц, в которых оспариваются предписания ФАС России, направленные на развитие конкуренции. В частности, оспаривается необходимость обеспечения на постоянной основе реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке. Это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо. Помимо этого, нефтяные компании не согласны с требованием ФАС ведения организациями, входящих в структуру данных ВИНКов, раздельного учета затрат и доходов. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования. Компании также оспаривают предписание об обеспечении возможности заключения прямых контрактов на период 2009 года и последующие годы на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с д анными нефтяными компаниями. Это проявляется и в действиях компаний.
Продолжение цитаты из обращения угольных компаний Кемеровской области: "Заводы отказываются от прямых поставок на угледобывающие предприятия и принуждают работать через посредников, одновременно повышая для них цены".
ФАС России считает поведение указанных юридических лиц неконкурентным и полагает, что игнорирование федеральных законов, ведущее к прямому нарушению интересов граждан Российской Федерации, может стать основанием для применения всего спектра санкций, предусмотренных законодательством о защите конкуренции.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
<< | Февраль, 2009 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента