Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

В Госдуме РФ рассмотрели актуальные вопросы практики применения законодательных и иных нормативно-правовых актов в вопросах развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами
11.06.2009
11 июня 2009 года Комитет Государственной Думы по энергетике провел круглый стол на тему: "Законодательное обеспечение биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации". В обсуждении приняли участие первый заместитель председателя Комитета по энергетике Леонид Симановский, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Кашеваров, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Сергей Харламов и другие.

Участники "круглого стола", рассмотрев актуальные вопросы практики применения законодательных и иных нормативно-правовых актов в вопросах развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации, механизмов экономического стимулирования участников торгов в топливно-энергетическом комплексе на примере деятельности ЗАО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа" и НП "Межрегиональная Биржа Нефтегазового комплекса" отметили:

1. Российский рынок нефтепродуктов характеризуется исторически сложившейся региональной монополизацией, отсутствием объективных ценовых индикаторов и эталонов. В Российской Федерации созданы крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, работающие как в сфере добычи, так и переработки нефти и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке России. Данная система создает определенные сложности при выявлении объективной цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Доходность от реализации нефтепродуктов в рознице на внутреннем рынке Российской Федерации достигает сегодня 40%, что в несколько раз превосходит сложившийся уровень доходности на рынках стран Европейского Союза.

Использование современных биржевых технологий, доказавших свою эффективность даже в условиях различных чрезвычайных ситуаций на мировых энергетических рынках, позволит успешно разрешить существующие проблемы в области ценообразования и создаст механизм, стимулирующий конкуренцию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов в России.

2. Отсутствие единой концепции по организации биржевого товарного рынка и определения его роли в экономике страны.

В рамках такой концепции целесообразно было бы рассмотреть вопросы становления и развития всех секторов биржевого рынка: торговли нефтепродуктами в режиме спот-рынка; торговли производными финансовыми инструментами на нефтепродукты (срочный рынок); организации аукционов по закупкам товара для государственных и муниципальных нужд с использованием биржевых технологий; перечень мероприятий, необходимых для реализации задачи построения ликвидного товарного биржевого рынка.

3. Необходимость в настоящее время создания фьючерсного рынка нефтепродуктов, так как только такая форма торговли позволит выявить справедливые цены на товар и создать прозрачный и надежный ценовой индикатор.

Для функционирования и развития фьючерсного рынка нефтепродуктов потребуется участие в торгах нефтепроизводителей, нефтеперерабатывающих предприятий, потребителей и финансовых институтов, что, в свою очередь, потребует от них изменения сложившихся внутренних процессов и процедур маркетинга, логистики и организации продаж нефтепродуктов и, соответственно, затрат на проведение такой реорганизации.

По мере достижения ликвидности фьючерсных рынков на основные типы нефтепродуктов (бензины, реактивное и дизельное топливо) биржевые котировки образуют прозрачные ценовые эталоны, которые, в том числе, будут являться ценовыми индикаторами для долгосрочных контрактов, а также для организации закупок нефтепродуктов для государственных и муниципальных нужд.

4. Необходимость обеспечения и создания государством экономических стимулов развития биржевой торговли на условиях, равноправных для всех действующих торговых площадок. На рынке биржевых услуг также, как и на рынке любого товара, должна обеспечиваться конкуренция между биржами, что в итоге приводит к совершенствованию биржевых технологий и снижению стоимости услуг.

5. Необходимость осуществления надзора за деятельностью товарной биржи силами Федеральной службы по финансовым рынкам посредством создания отдельного специального подразделения по регулированию товарных биржевых рынков.

6. Наличие в настоящее время существенных законодательных ограничений для кредитных организаций, которые не позволяют данным структурам участвовать в работе создаваемого биржевого товарного рынка. Кредитные организации не могут осуществлять операции непосредственно с товаром, допущенным к обращению на бирже, и с производными финансовыми инструментами, базовым активом которых являются товарные активы.

Отмена данной нормы может способствовать увеличению числа участников товарного рынка и увеличению ликвидности товарного спотового рынка и рынка производных финансовых инструментов, базовым активом которых являются товары (сорта нефти и нефтепродукты).

7. Анализ мирового опыты организации рынка нефти и нефтепродуктов, прежде всего в США и Великобритании, где расположены основные центры формирования цены на нефть, убедительно доказал эффективность функционирования системы, включающая несколько элементов: спотовый внебиржевой рынок, организованный биржевой рынок, на котором осуществляются операции как с поставочными инструментами, так и производными финансовыми инструментами, информационные консалтинговые агентства (Platts, Argus), осуществляющие мониторинг всех сегментов рынка и формирующие на основе мониторинга котировки в ежедневном режиме. Совместная работа данных элементов рынка позволяет получать объективную ценовую информацию.

В настоящее время в России начал формироваться организованной биржевой рынок нефтепродуктов на базе Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи и Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса. Данные площадки в еженедельном режиме представляют котировки на основные виде нефтепродуктов по всей территории страны.. Следует отметить, что в связи с географическими особенностями России, а также расположением основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) представляется затруднительным сформировать единый ценовой индикатор нефтепродуктов для России. В этом случае целесообразно рассматривать возможности формирования региональных индикаторов на базе конкретных НПЗ, которые используются в качестве базисов поставки на биржах.

Кроме того, учитывая, что биржевая торговля составляет сегодня не более 1% от объема внутреннего рынка нефтепродуктов, в качестве второй составляющей необходимо использовать данные информационно-консалтинговых агентств Кортес, Reuters, Argus и Platts.

Таким образом, учитывая специфику внутреннего рынка нефтепродуктов, государству необходимо ориентироваться на цены нефтепродуктов, складывающиеся на товарных биржах, торгующих нефтепродуктами, а также на ценовую информацию, формируемую информационно-консалтинговыми агентствами. Множественность институтов позволит достичь большей объективности ценовой информации и избежать злоупотреблений и манипулирования.

8. Основные проблемы действующего законодательства, препятствующие развитию биржевого товарного рынка:
- необходимость законодательного закрепления клиринговой деятельности, в том числе, клиринговых операций по учету обязательств, связанных с обязательствами по поставке товара;
- отсутствие полноценного регулирования срочного рынка (рынка производных финансовых инструментов) и системы налогообложения операций, совершаемых на этом рынке (взимание НДС только в момент завершения обращения фьючерсного контракта и начала периода его исполнения);
- необходимость совершенствования регулирования выпуска, учета и порядка обращения двойных складских свидетельств (без уплаты НДС) на стандартные товары, позволяющих их использование в биржевой торговле;
- отсутствие законодательно закрепленных мер по борьбе с манипулированием ценами и совершению сделок и использованием инсайдерской информации;
- установление возможности организации аукционов по закупке товаров для государственных и муниципальных нужд с использованием бирж в качестве операторов электронных торгов.

9. Для решения вопросов, связанных с законодательной базой, регулирующей товарные биржевые рынки, необходима совместная работа Федеральной службы по финансовым рынкам с представителями бирж и потенциальных участников торгов по выработке предложений к разработке изменений действующего законодательства, а также необходимо создание рабочей группы при Комитете ГД по энергетике.
<< Июнь, 2009 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ