Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

Туркмения своей газовой политикой рискует внести проблемы в отношениях с Китаем и Россией - эксперты
27.10.2009
Узбекские эксперты по вопросам Центральной Азии, политики России и Китая в регионе Владимир Парамонов, Алексей Строков и Олег Столповский в коллективном исследовании под названием "Экономическое присутствие Китая в Туркмении" считают, что тенденция усиления экономического присутствия Китая в Туркмении является устойчивой, особенно, если принять во внимание тот факт, что КНР и китайские компании сумели занять достаточно прочные позиции в стране всего лишь за последние три года, передает корреспондент Regnum.

По мнению экспертов, в краткосрочной и среднесрочной перспективе экономический интерес Китая, скорее всего, будет по-прежнему затрагивать в основном нефтегазовую отрасль Туркмении: фокусироваться на освоении газовых месторождений, добыче и экспорте газа в КНР. Присутствие же Китая в других отраслях туркменской экономики, по-видимому, будет служить лишь целям обеспечения реализации проектно-инвестиционной деятельности китайских компаний в нефтегазовой отрасли Туркмении.

"Как представляется, проектно-инвестиционная активность Китая в нефтегазовой отрасли Туркмении будет возрастать даже, несмотря на развитие мирового финансово-экономического кризиса и низких цен на энергоносители. Бесперебойное снабжение китайской экономики углеводородами, диверсификация маршрутов их поставок является для Китая принципиально важным вопросом и, в данном случае Пекин будет продолжать руководствоваться не столько коммерческими, сколько стратегическими соображениями. В то же время, необходимо отметить, что дальнейшее усиление позиций Китая в нефтегазовой отрасли Туркмении способно привести к конфликту российских и китайских энергетических интересов в этой центральноазиатской стране. Это объясняется тем, что Россия примерно в равной степени заинтересована в доступе к туркменскому газу. Туркмения традиционно (а точнее - более 40 лет) поставляет газ в Россию по газопроводу "Средняя Азия-Центр". Кроме того, с 1997 г. осуществляются поставки газа еще и в Иран. После же ввода в строй газопровода "Туркмения-Китай" Ашхабад будет поставлять газ уже в трех направлениях: в Россию, Иран и Китай. Однако вокруг будущих экспортных поставок туркменского газа уже складывается непростая ситуация", - считают узбекские аналитики.

По их словам, Туркмения, по мнению многих экспертов, взяла на себя, по сути, нереальные обязательства по экспорту, планируя уже с 2010 г. экспортировать около 115-125 млрд кубических метров газа ежегодно, включая до 70-80 млрд кубических метров в Россию, до 40 млрд кубических метров в Китай и около 10-15 млрд кубических метров в Иран.

"При этом, не исключается, что особенно в период нахождения у власти С.Ниязова Ашхабад целенаправленно формировал предельно жесткую конкурентную среду вокруг своего газового экспорта, рассчитывая получить возможность маневра между Россией и Китаем - основными претендентами на туркменское "голубое топливо", и продавать свой газ по максимально возможной цене. Вместо этого Туркмения рискует внести определенные проблемы как в отношениях с Китаем, так и с Россией. Уже в ближайшей перспективе Ашхабад может оказаться перед проблемой сложного выбора: перед каким из партнеров выполнять обязательства? С учетом того, что до начала мирового финансового кризиса внутренние потребности России в газе стремительно росли, а импорт "голубого топлива" Москва может осуществлять в основном только из Туркмении (объемы поставок узбекского и казахстанского газа в Россию пока невелики и в краткосрочной перспективе вряд ли сколько-нибудь приблизятся к туркменским объемам поставок - около 50 млрд. кубических метров в год). Если Россия не получит уже оговоренных объемов туркменского газа, то ей, скорее всего, придется уменьшать объемы своего газового экспорта в Европу (или на Украину и в Белоруссию). В свою очередь, Китай может жестко отреагировать на то, если Туркмения будет в полном объеме выполнять обязательства перед Россией, наполняя газопровод "Средняя Азия-Центр" в то время, как газопровод "Туркмения-Китай" не будет наполняться в объемах, оговоренных Пекином и Ашхабадом. Тем более, что финансирование строительства данного газопровода осуществляется за счет средств КНР", - отмечают узбекские исследователи.

По их мнению, судя по недавнему "газовому конфликту" (взрыв на туркменском участке газопровода "Средняя Азия - Центр" в ночь с 8 на 9 апреля 2009 года) между Москвой и Ашхабадом, Туркмения, как представляется, готовится к тому, чтобы в перспективе решить данную дилемму в пользу маршрута "Туркмения-Китай". Тот факт, что Ашхабад использовал эту, по сути, чисто техническую аварию для раздувания политического скандала, по-видимому, свидетельствует о желании Туркмении в случае возникновения в будущем напряженной ситуации вокруг поставок газа иметь весомый предлог для невыполнения в полном объеме обязательств перед российским "Газпромом", обвинив его в "ненадежности". Тем более, что для выполнения Туркменией в полном объеме обязательств перед "Газпромом" необходимы предварительные масштабные работы по модернизации и расширению пропускной способности газопровода "Средняя Азия - Центр", которые сможет осуществить только сам "Газпром". Учитывая же то, что у "Газпрома" сегодня в условиях мирового кризиса сложное финансовое положение, сроки выполнения вышеуказанных работ представляются неясными.

"Очевидно, что Туркмения проводит политику активного балансирования: стремится кардинально снизить свою зависимость от "Газпрома", но, в то же время, пока не желает идти на серьезное обострение отношений с российским газовым монополистом. В итоге, многое определится способностью нового руководства Туркмении выстраивать грамотную политику в отношениях и с Россией, и с Китаем, и с другими странами, заинтересованными в поставках туркменского газа, а также реализации различных газопроводных проектов с участием Ашхабада. При этом, на сегодняшний день, определенно ясно, что Туркмения будет считаться, в первую очередь со своими национальными интересами, а уже затем - с интересами Китая, России и других стран", - заключают узбекские эксперты.
<< Октябрь, 2009 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ