"Между "Интер РАО ЕЭС" и "Белэнерго" существуют долгосрочные соглашения. Сложность вопроса заключается в том, что Белоруссия сама является энергодефицитным регионом и закупает электроэнергию для покрытия своего дефицита у нас. Традиционно считается, что вопросы оплаты стоимости транзита и собственно поставок должны разделяться, но в данном случае они увязывались, поскольку стоимость покупки Белоруссией электроэнергии у России была ниже, чем стоимость её покупки, к примеру, у Литвы. Дешевле чем у нас Минск мог получить электроэнергию только на Украине, но там тоже существовали свои проблемы, связанные с транзитом и оплатой", - сообщил Кондратьев.
"Что касается повышения цен на транзит в Калининградскую область, как заявлялось изначально, в 2,5 раза, и, как заявляется теперь, в 5,5 раз, то какое-то нормальное экономическое обоснование здесь увидеть сложно. Основная плата - это плата за содержание сетей, по которым осуществляется переток, и год от года она принципиально не меняется. Разговор может идти о какой-то индексации с учётом инфляции и прочих факторов, но это максимум 10-20%", - отметил эксперт. "Налицо попытка каким-то образом увеличить экспортные доходы. Также можно говорить о возможности оказания дополнительного давления на ситуацию с поставками нефти. Фактор нефти является ключевым для экономики Белоруссии. Вопрос увеличения стоимости транзита электроэнергии в Калининград и его объёмов для транспортировки в Литву, которая нуждается в электричестве после закрытия Игналинской АЭС, по размеру средств несопоставим с ценами на нефть. Я не могу назвать точную цифру, но речь идёт о нескольких миллионах долларов. Это нельзя сравнивать с теми деньгами, которые обсуждаются на переговорах по нефти. То есть, мы имеем дело с попыткой как-то надавить на Москву с этой стороны", - считает Кондратьев. "Сейчас в прибалтийском регионе в части предложения электроэнергии сложилась действительно тяжёлая ситуация. В Литве после закрытия Игналинской АЭС образовался дефицит, в Калининградской области такой дефицит был всегда, традиционно является дефицитной Латвия. Профицит есть только у Эстонии. Однако, если будет поставлен вопрос об увеличении платы за транзит в несколько раз, возникнет вопрос об экономической целесообразности этого транзита", - полагает эксперт.
"Обеспечение энергоснабжения Калининградской области является политической проблемой, равно как и обеспечение надёжного транспортного сообщения с ней. Поэтому с одной стороны, скорее всего, может быть продолжена оплата даже по высокому тарифу, но при этом будет форсировано достроен второй энергоблок Калининградской ТЭЦ, при вводе в эксплуатацию которого дефицит должен быть закрыт. Или же, в случае какого-то очень серьёзного ухудшения отношений с Белоруссией, возможна организация перетока электричества из энергосистемы Латвии через энергосистему Литвы и далее в Калининградскую область", - сообщил аналитик.
"Но, скорее всего, это невозможный вариант развития событий, поскольку речь идёт об очень небольших объёмах денежных средств даже в рамках белорусской экономики. Для Белоруссии эти деньги не критичны, они не смогут покрыть ухудшение условий поставок нефти, и они также не смогут причинить серьёзного ущерба российской экономике. Да, это создаёт дополнительную нервозность в переговорах, но на самом деле Белоруссия вряд ли пойдёт на этот шаг. Все изменения в действующем российско-белорусском контракте должны быть согласованы с российской стороной. Вряд ли белорусская сторона решит физически прекратить транзит, поскольку это является крайне враждебным шагом по отношению к России. Она также не может до согласования новых условий поставок выставлять счёт по предложенным ей ценам. Оплата должна будет проводиться по старой цене, после чего, в случае заключения нового соглашения или пересмотра условий поставок, нужно будет произвести перерасчёт", - подвёл итог Сергей Кондратьев.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
-
13-15 ноябряВсероссийская конференция
<< | Январь, 2010 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента