"В отличие от ситуации 2009 г. в 2010 г. независимые директора лично присутствовали лишь на меньшей части заседаний Совета директоров, что, по нашему мнению, снизило возможности их влияния на принятие решений в НК КМГ. Это привело к переоценке нами эффективности системы сдержек и противовесов в компании. Несмотря на то, что менеджмент, Совет директоров и акционер компании осознают значимость совершенствования механизмов корпоративного управления, на практике в течение года был достигнут лишь очень незначительный прогресс, а по отдельным параметрам наблюдались ухудшения, - отметил аналитик Службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Олег Швырков. - К числу направлений, в которых прогресс отсутствовал или был незначительным, относятся управление рисками, стратегическое планирование, оптимизация системы управления, внутренний аудит и механизмы контроля, финансовая отчетность, отношения с инвесторами, а также практика вознаграждения менеджмента".
Рейтинг GАММА НК КМГ является результатом оценки по четырем компонентам анализа по шкале с градациями оценки от 1 (низкий) до 10 (высокий).
- Структура собственности и внешнее влияние - 4+
- Права акционеров - 5
- Прозрачность, аудит и управление рисками - 5
- Эффективность Совета директоров, стратегический процесс, система мотивации - 4+
Standard & Poor's отметило следующие сильные стороны практики корпоративного управления НК КМГ:
- Представители акционера и независимые директора имеют высокую квалификацию и значительный опыт работы в отрасли. Они обеспечивают тщательный надзор за деятельностью менеджмента; при этом решения принимаются на основе консенсуса. Независимым директорам принадлежит большинство мест во всех комитетах при Совете директоров.
- Аудит годовой отчетности НК КМГ по МСФО проводит авторитетная международная аудиторская компания Ernst & Young. В компании внедрены процессы внутреннего аудита и управления рисками, однако необходимо отметить их неполную функциональность.
- НК КМГ является наиболее ценным активом холдинга "Самрук-Казына". Правительство Республики Казахстан проводит последовательную работу по повышению уровня корпоративного управления в контролируемых компаниях, в том числе путем назначения независимых директоров мирового уровня, стимулирования прозрачности и процедур управления рисками.
- Правительство предоставляет НК КМГ привилегированное право доступа ко всем казахстанским нефтегазовым активам и лицензиям на освоение новых месторождений.
Вместе с тем проведенный Standard & Poor's анализ выявил некоторые недостатки, присущие системе корпоративного управления компании:
- Правительство Казахстана может оказывать влияние на НК КМГ с тем, чтобы ресурсы компании направлялись на финансирование проектов, имеющих государственное значение, но не являющихся профильными и соответствующими инвестиционным критериям НК КМГ. Как следствие такого влияния в прошлом, НК КМГ имеет на балансе значительное количество непрофильных активов, что может препятствовать эффективности контроля и ограничивать эффективность Совета директоров.
- НК КМГ нередко служит инструментом государственной политики, например обеспечивая поставки нефтепродуктов на внутренний рынок по доступным ценам, а деятельность компании в казахстанском секторе нефтепереработки имеет значительную социальную направленность. НК КМГ не обладает полной самостоятельностью в определении политики вознаграждения менеджмента и стратегического процесса.
- Независимым директорам принадлежит меньшинство голосов в Совете директоров, и они не имеют формального права вето. В 2010 г. они принимали участие в большинстве заседаний Совета директоров и его комитетов в заочной форме (по телефону); по нашему мнению, это негативно сказывалось на их влиянии на принимаемые решения.
- Департамент внутреннего аудита укомплектован не полностью и имеет ограниченные полномочия.
- Существует ряд недостатков в раскрытии информации; сроки публикации финансовой отчетности более длительные, чем у аналогичных международных компаний.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
<< | Декабрь, 2010 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента