На "круглом столе" обсуждались такие вопросы как действующая модель рынка участниками и регуляторами; для кого энергорынок создает наиболее благоприятные условия развития; каковы пути улучшения условий работы участников на рынке; какими факторами обусловлен рост цен на электроэнергию; соотнесение прогноза и реальности в оценке ценовой нагрузки на конечных потребителей.
В рамках конференции, на "круглом столе", посвященном основным проблемам функционирования ОРЭМ в 2010 г. и направлениям развития электроэнергетических рынков в 2011 г., обсуждались такие темы как проблемы энергокомпаний, связанные с работой рынка: пути решения; основные изменения в правилах работы рынков электроэнергии и мощности в соответствии с новациями в нормативной базе; практика антимонопольного регулирования на рынке электроэнергии; прохождение процедур допуска участников на рынок — политика и технология.
На "круглом столе" "Рынок в электроэнергетике: ожидания и реальность" с докладом выступил директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Василий Никонов.
По прогнозам Минэнерго России, темпы роста цен на электроэнергию отличаются для различных регионов и категорий потребителей. На территории Европейской части России и на Урале (первая ценовая зона) прирост оптовых цен на электроэнергию в 2011 г. ожидается на уровне 12,5%, в Сибири (вторая ценовая зона) — 12%, в неценовых зонах — 4,1%. Для населения по всей территории РФ электроэнергия поставляется исключительно по регулируемым ценам, предельные тарифы установлены ФСТ. Прогнозируемый МЭР рост тарифов для населения на 2011 год составляет 10%.
По прогнозу Минэнерго России, розничная цена на электроэнергию в 2011 г. вырастет за счет роста стоимости приобретаемой у поставщиков оптового рынка электроэнергии и мощности на 12%, подорожания услуг распределительных сетей на 19%, магистральных передающих сетей — на 29%. "Значительный рост стоимости услуг на передачу и распределение электроэнергии обусловлен необходимостью финансирования модернизации сетевого комплекса", - заявил Василий Никонов.
При этом рост среднеотпускного тарифа в целом по РФ оценивается в пределах, установленных прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 год (115%). Как ожидается, прирост цен конечных потребителей на 2011 год не превысит запланированных 15%, по отдельным регионам и категориям потребителей рост может быть выше. Поскольку для населения прирост цен ограничен 10%, для остальных розничных потребителей рост цен будет выше 15%. При этом в некоторых регионах прирост розничных цен может превысить 30-40%.
Минэнерго России предпринимает ряд мер по соблюдению баланса между ценовой нагрузкой на конечного потребителя (инвестиционная нагрузка) и необходимостью выполнения инвестиционных программ. Общая стоимость мощности, вводимой по договорам на предоставление мощности (ДПМ), составляет 5,1 трлн. руб. При этом ДПМ позволяют разнести закладываемые в стоимость мощности затраты на строительство на длительный срок (10 лет для ТЭС, 20 лет для АЭС и ГЭС).
В целях выполнения поручения Председателя правительства РФ Владимира Путина по оценке факторов роста цен и принятия мер по сдерживанию роста цен на электроэнергию для конечных потребителей, данного на заседании Президиума Правительства РФ 17 февраля 2011 г., Минэнерго России предлагает реализовать ряд мер на федеральном и региональном уровне.
В части анализа факторов роста цен, сформированных на федеральном уровне:
- не применять индексацию по оплате за мощность на уровень инфляции в 2011 году (экономия 12 млрд рублей);
- изменить порядок расчёта тарифов на мощность для генерации, работающей в вынужденном режиме (генерация, не прошедшая коммерческого отбора мощности; экономия до 7 млрд рублей);
- произвести снижение целевых инвестиционных средств для АЭС и ГЭС (экономия до 15 млрд рублей);
- увеличить сглаживание тарифа для ОАО "ФСК ЕЭС" без изменений инвестпрограммы (экономия 5 млрд рублей);
- увеличить срок RAB-регулирования для дочерних компаний ОАО "Холдинг МРСК" с 3 до 5 лет, предусмотрев сглаживание для ограничения роста тарифов, ввести ограничение роста необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций и гарантирующих поставщиков на уровне 115% (экономия 25 млрд рублей).
В части анализа факторов роста цен, сформированных на региональном уровне:
- закрепить функции по единому целостному мониторингу цен на электроэнергию за НП "Совет рынка";
- ввести в состав органов регулирования тарифов субъектов Российской Федерации представителей ФСТ России, ФАС России и НП "Совет рынка".
Минэнерго России считает, что необходимо и дальше совершенствовать нормативно-правовую базу в целях снижения цен на электроэнергию для конечных потребителей.
Среди приоритетных направлений совершенствования нормативно-правовой базы:
- разработка и согласование с ФАС России, ФСТ России, МЭР России проекта "Основных положений правил розничного рынка";
- подготовка совместно с ФСТ России и МЭР России предложений по совершенствованию "Основ ценообразования на рынке электроэнергии", в том числе в части RAB-регулирования;
- обеспечение принятия постановления Правительства РФ, регламентирующего порядок согласования договоров аренды территориальными сетевыми организациями объектов электросетевого хозяйства, относимых к ЕНЭС (договоры "последней мили");
- разработка совместно с ФСТ России и МЭР России механизма запрета ОАО "ФСК ЕЭС" оказания услуг на транспорт для конечных потребителей с 2012 г.;
- подготовка изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие систему ДПМ.
-
1-5 апреляПрограмма повышения квалификации
-
23-24 маяПрактический семинар
<< | Март, 2011 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента