Турецкая государственная трубопроводная компания Botas в субботу проинформировала "Газпром" о том, что не будет продлевать соглашение о поставках российского природного газа по "западному маршруту" в связи с тем, что в Москве отказались снижать цену на топливо. Срок действия этого документа, подписанного в 1986 году и предусматривающего ежегодные поставки Турции около 6 миллиардов кубометров газа, истекает в декабре.
Турция является вторым по объемам поставок импортером российских углеводородных ресурсов. Наряду с "западным маршрутом" она получает газ по трансчерноморской магистрали "Голубой поток".
Надежда есть.
По мнению независимого эксперта, экс-пресс-секретаря НАК "Нафтогаз Украины" Валентина Землянского, потеря даже незначительных объемов транспортировки газа из украинской "трубы" - это потери потенциальной прибыли, которую могла бы получить Украина. Ежегодно Украина прокачивает по своей ГТС порядка 100 млрд кубометров.
"Давайте посчитаем: 6 миллиардов кубометров - это порядка 6% от общего транзита, который имеет Украина. Если в среднем за год мы получали порядка $2,7 млрд, то порядка $160 млн мы можем потерять. Это достаточно большой объем", - сказал эксперт.
В то же время, по мнению Землянского, Турция вряд ли полностью откажется от "западного маршрута".
"Я не думаю, что ситуация дойдет до клинча такого, когда Турция полностью откажется от "западного направления". В нынешней ситуации я думаю, "Газпром" пойдет на определенные уступки и договорится с Турцией", - считает эксперт.
Зампред правления ОАО "Газпром", глава "Газпром экспорта" Александр Медведев в понедельник заявил, что "Газпром" в случае отказа турецкой госкомпании Botas от продления контракта на поставку 6 миллиардов кубометров газа в год готов поставить эти объемы новым и старым партнерам - частным компаниям для продажи в Турции.
Убытков не избежать.
Независимый эксперт по энергетике Александр Нарбут также считает, что Украине не избежать убытков в связи с нежеланием Турции продлевать соглашение, предусматривающее поставки российского газа через Украину. В то же время, по его словам, убытки, которые грозят Украине, не сопоставимы с потерями, которые понесет "Газпром".
"Что касается подсчета убытков, то в большей степени подсчетом убытков должен заниматься "Газпром", поскольку Турция - это важное направление", - считает Нарбут.
По его мнению, отказ Турции продлевать соглашение является следствием той политики, которую проводит "Газпром" по долгосрочным контрактам.
"Причина все-таки в том, что "Газпром" хотел ограничить Турцию в праве реэкспорта этого газа и, соответственно, не готов был идти навстречу предложениям по тем скидкам, за которые выступали турецкие компании", - считает эксперт.
Турецкая сторона на переговорах с Россией настаивала на 20-процентной скидке на газ, поставляемый по так называемому "западному маршруту".
"Что касается потери для Украины, то в данном случае Украина, конечно же, потеряет 6 миллиардов (кубометров) транзита, но гораздо больше Украину на сегодняшний день волнуют остальные аспекты загрузки украинской ГТС и грамотная тарифная политика - то, чтобы сегодняшние переговоры по газовым проблемам никак не повлияли на уменьшение тех тарифов на прокачку российского газа, которые установлены действующим контрактом, а наоборот - даже были подняты, как минимум, до среднерыночной европейской величины", - сказал эксперт.
На сегодняшний день ставка транзита российского газа по территории Украины составляет $2,82 за тысячу кубометров на каждые сто километров. Украина добивается пересмотра газовых контрактов с РФ, считая цену на газ завышенной, а на транзит - напротив, заниженной.
Переговоры глав двух государств Дмитрия Медведева и Виктора Януковича, в которых участвовал российский премьер Владимир Путин, состоялись 24 сентября. Как сообщила пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова, по итогам переговоров "были достигнуты определенные договоренности". Тогда же глава "Газпрома" Алексей Миллер по итогам встречи с министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко доложил президенту, что достигнут прогресс в обсуждении ставки транзита, что позволяет рассчитывать на заключение соответствующих договоренностей в интересах обеих сторон. Однако затем Миллер заявил, что о конкретных цифрах и параметрах говорить пока рано. В то же время Бойко на прошлой неделе сказал, что вопрос снижения ставки транзита на переговорах с РФ не обсуждался.
-
1-5 апреляПрограмма повышения квалификации
-
16 апреляВебинар
-
16 апреляМастер-класс
<< | Октябрь, 2011 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента