В аналитической записке подчеркивается, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) был и остается фундаментом развития экономики страны, во многом определяя социально-экономическую и политическую стабильность России. Доля отраслей ТЭК в объеме ВВП превышает 25 процентов. ТЭК обеспечивает до 35 процентов всех налоговых поступлений и до 55 процентов валютных поступлений в бюджетную систему страны. В 2004 году продолжалось наращивание уровней добычи и производства топливно-энергетических ресурсов. Так, добыча нефти выросла почти на 11 процентов и достигла рекордного за последние 10 лет показателя в 458,8 млн. тонн.
В то же время на Коллегии Счетной палаты отмечалось, что продолжавшийся в 2004 году существенный рост цен на углеводородное сырье оказал негативное воздействие на российских потребителей. В стране сложилась парадоксальная ситуация, когда цена бензина на отечественном розничном рынке в августе 2004 года сравнялась с ценой бензина в США, а по состоянию на 1 декабря минувшего года превысила ее. В связи с ростом цен на нефтепродукты обеспечение армии и флота страны нефтепродуктами существенно осложнилось. Несмотря на дополнительно выделенные средства, Минобороны России в 2004 году было закуплено не более 90 процентов от запланированных годовых объемов топлива.
Среди причин роста цен на нефтепродукты в аналитической записке называются существенные изменения в ценовой и тарифной политике, приведшие к росту цен на продукцию и услуги всех основных отраслей промышленности и естественных монополий, а также увеличение акцизов на нефтепродукты и ставки налога на добычу полезных ископаемых и отсутствие системы управления запасами нефтепродуктов со стороны государства. Отмечалось также, что существующая нормативно-правовая база не позволяет органам исполнительной власти оперативно воздействовать на ценовую ситуацию внутреннего рынка нефтепродуктов в периоды повышенного спроса.
В целях создания необходимых условий для эффективного развития в стране внутреннего рынка нефтепродуктов, а также ограничения роста цен на основные виды топлива Правительству России предлагается рассмотреть возможность введения оперативного управления запасами нефтепродуктов, усовершенствовать правовое регулирование биржевой торговли основными видами топлива, а также механизм установления таможенной пошлины на экспорт нефтепродуктов. Кроме того, предлагается обеспечить целевые поставки нефтепродуктов государственным потребителям, в частности, Минобороны России и другим силовым ведомствам.
Коллегия Счетной палаты приняла решение направить аналитическую записку в порядке информации в палаты Федерального Собрания, Правительство и Генпрокуратуру России.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
<< | Февраль, 2005 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента