В настоящее время производственные показатели нефтяной отрасли находятся на высоком уровне. Стимулирующие меры, предпринятые Правительством РФ, способствовали выходу на максимальный уровень добычи за постсоветский период - 511,4 млн т по результатам 2011 г. Согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли, достигнутый уровень добычи сохранится на стабильном уровне до 2020 г. В 2011 году суммарные капитальные вложения компаний нефтегазового сектора превысили $89 млрд, что составляет порядка 20% от объёма инвестиций в основные средства в российской экономике.
Переработка нефти в последние годы также росла, достигнув максимального уровня в 256,5 млн т в 2011 г. На текущий момент нефтеперерабатывающая промышленность в полной мере обеспечивает потребности внутреннего рынка. В период 2012-2020 годов ожидается приток инвестиций в отрасль, строительство целого ряда новых и модернизация устаревших установок.
Минэнерго России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти был разработан комплекс мер в рамках налогового администрирования, направленный на стимулирование добычи нефти и увеличение объемов нефтепереработки внутри страны. В частности, к ним относятся система таможенного и тарифного регулирования "60-66", налоговые каникулы по НДПИ для месторождений, расположенных в новых регионах нефтедобычи; понижающие коэффициенты для выработанных месторождений и для новых малых месторождений, введение 90-процентной пошлины на бензины с 1 июня 2011 г. — создание премиальных условий для поставок на внутренний рынок по сравнению с экспортом как конечного продукта, так и сырья (прямогонного бензина).
С целью стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов нефти 3 мая 2012 г. было принято постановление Правительства № 700-р, предполагающее градацию проектов по сложности, исходя из геологических условий, с установлением пониженных ставок НДПИ в зависимости от категории сложности, а также пониженной ставки экспортной пошлины для сверхвязкой нефти. Предполагается, что соответствующие поправки в Налоговый Кодекс будут разработаны до 1 октября 2012 года. Конечной целью налоговых новаций является вовлечение в активную разработку дополнительно 2,5 млрд т запасов.
В то же время для достижения всех поставленных целей по развитию отрасли необходимо дальнейшее совершенствование фискальной политики в нефтегазовом секторе. "Ключевая проблема действующей налоговой системы заключается в том, что налогами и сборами облагается не финансовый результат, а абсолютные показатели выручки компаний. Несмотря на то, что такой подход в своё время позволил упростить администрирование и собираемость налогов, он не учитывает экономику отрасли и фактически препятствует притоку в неё инвестиций. Так, существующее налоговое регулирование делает нерентабельным добычу значительного объема запасов как на новых, так и на уже разрабатываемых месторождениях", - сказал Новак.
С учетом этого Минэнерго России предложило подготовить единую методику предоставления льгот по вывозным таможенным пошлинам на нефть, добываемую на морских месторождениях углеводородов, в рамках которых промышленная добыча будет начата до 1 января 2016 г., и на суше, уточнив критерии отнесения месторождений к новым, для дальнейшего рассмотрения на Правительственной комиссии по вопросам ТЭК. Это позволит существенно повысить эффективность разработки новых месторождений нефти и обеспечить стабильный уровень добычи. "Механизм стимулирования новых проектов через снижение ставки экспортной пошлины на сырую нефть, который используется с 2009 года, доказал свою эффективность (на примере месторождений Восточной Сибири — Ванкорского, Верхнечонского, Талаканского и др.), но до сих пор окончательно не закреплен на нормативно-правовом уровне", - подчеркнул глава Минэнерго России.
С целью обеспечения роста внутреннего спроса на нефтепродукты Минэнерго России планирует проводить политику, направленную на неуклонное соблюдение требований Технического регламента (в том числе - ежеквартальный мониторинг модернизации НПЗ, синхронизацию плановых ремонтов, составление и ежегодное обновление кратко - (на 1 год, помесячно) и среднесрочных (на 3 года в разбивке по годам) балансов спроса и предложения в разрезе основных видов нефтепродуктов (автобензин, дизтопливо, керосин). Напомним, что для выполнения требований Технического регламента на внутреннем рынке нефтяным компаниям до 2020 года предстоит ввести в эксплуатацию и реконструировать 116 установок вторичной переработки нефти (для сравнения: в 2008-2011 гг. — всего 20), а также инвестировать 1,1 трлн руб. в ценах 2012 г. (для сравнения: суммарные инвестиции за 2008-2011 гг. - 170 млрд руб.).
Эти и другие меры должны привести к росту производства топлив пятого экологического класса:
- автобензинов - с 600 тыс. т в 2011 г. до 38,6 млн т в 2015 и до 50,9 млн т в 2020 г.;
- дизельного топлива - с 11,9 млн т в 2011 г. до 77,1 млн т в 2015 и до 101,2 млн т в 2020 г.
"Нефтегазовый комплекс занимает исключительное место в экономике нашей страны. В связи с этим фискальное регулирование отрасли, которое, с одной стороны, должно обеспечивать устойчивое увеличение доходов бюджета, а с другой - создавать стимулы для привлечения инвестиций и технологий мирового уровня - является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации", - подчеркнул Новак.
-
19 апреляПрактический семинар
-
23-24 маяПрактический семинар
-
18 июняПрактический семинар
<< | Июнь, 2012 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента