Речь идет, в частности, о Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии. Еврокомиссия будет изучать страны, где на "Газпром" приходится от двух третей до полного объема поставок газа. По европейскому законодательству, штраф за нарушение норм по конкуренции может достигать 10% от годового оборота компании, то есть в случае "Газпрома" - свыше 10 млрд евро.
Еврокомиссия изучит три основных обвинения против "Газпрома". Во-первых, злоупотребление доминирующими позициями на рынках поставок газа в Центральной и Восточной Европе путем раздела рынков и препятствовании "свободному потоку газа в Европу". Во-вторых, "Газпром" обвиняют в создании преград для диверсификации поставок энергоресурсов в ЕС. Кроме того, российскую энергетическую компанию подозревают в "навязывании своим потребителям завышенных цен на газ, необоснованно привязанных" к ценам на нефть".
Еврокомиссия сообщила, что направила руководству "Газпрома" уведомление о начале антимонопольного расследования в отношении концерна. Европейские нормы не регламентируют, сколько времени займет такое разбирательство.
Одновременно представители ЕК утверждают, что ЕС не намерен начинать торговую войну с Россией из-за условий поставок газа. "Речь идет об обычной проверке соответствия действий иностранной компании на европейском рынке европейским нормам по конкуренции, - подчеркнул представитель пресс-службы ЕК. - Европейская комиссия тщательно и непредвзято изучит ситуацию. Начало формальной процедуры не означает, что Еврокомиссия считает "Газпром" виновным в нарушениях, это предстоит выяснить".
Впрочем, этот последний тезис слабоват - можно с уверенностью сказать, что по столь чувствительной теме Еврокомиссия не решилась бы начинать разбирательство не будучи уверенной в своей правоте.
Более того, сегодняшнему заявлению предшествовала серьезная работа по поиску улик и состава нарушений. Почти год назад - 27 сентября 2011 года представители Еврокомиссии провели необъявленные обыски в офисах "Газпрома" в странах Центральной и Восточной Европы и представительствах ряда европейских энергокомпаний из 10 стран преимущественно Центральной и Восточной Европы.
В тот же день Еврокомиссия заявила, что "не исключает, что некоторые из этих компаний могут быть участниками сговора по разделению рынка, созданию препятствий для диверсификации источников и путей доставки газа, а также для доступа (новых компаний) к газовым сетям, а также в искусственном завышении цен на газ".
В Германии инспекциям подверглись партнеры "Газпрома" - E.On и RWE, а также дочерняя структура российского гиганта - Gazprom Germania. В Австрии были проверены компания OMV и ее филиал Econgas, в Чехии - компания Vemex, контрольный пакет которой также принадлежит "Газпрому", в Литве - Lietuvos Dujos. Представители этих компаний подтвердили проведение инспекций и заверили в своем полном сотрудничестве с национальными и европейскими антимонопольными структурами.
На тот момент представитель Еврокомиссии заявил, что речь пока не идет о начале официального антимонопольного расследования, а лишь о "предварительной проверке, которая должна подтвердить или опровергнуть существующие подозрения". 4 августа Еврокомиссия сделала данный шаг.
Важнейший элемент этой ситуации заключается в том, что Еврокомиссия подозревает "Газпром" в нарушении европейских норм конкуренции на газовом рынке, которые Россия считает, по меньшей мере, не вполне обоснованными. Соответствующий спор продолжается уже долгие годы и принял затяжной "позиционный" характер.
Юридическая стадия конфликта началась ровно пять лет назад - в сентябре 2007 года, когда Еврокомиссия представила новый блок европейского законодательства - ультралиберальный третий энергетический пакет, который был утвержден в 2009 году. Этот документ был призван либерализовать европейский рынок газа, в частности, путем обязательного разделения собственников транспортной энергетической инфраструктуры и энергетических концернов, которым принадлежат мощности по производству энергии и добыче ресурсов.
Таким образом, здесь столкнулись два экономических подхода. Еврокомиссия считает, что принудительное создание полностью независимых от основных энергоконцернов компаний по транспортировке газа, нефти и электричества создаст условия для выхода на рынок новых производителей энергии, а значит, приведет к снижению цен.
Россия считает, что такой подход приведет только к удорожанию энергии за счет увеличения числа посредников. РФ придерживается более консервативного принципа "естественной монополии". Согласно этому подходу, ряд отраслей экономики, которые характеризуются чрезвычайно высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости, в частности, энергетика, действуют наиболее эффективно при наличии минимального количества крупных игроков на рынке, которые имеют достаточные ресурсы для развития этого сектора.
"Оторвать газопроводы от поставщиков, это как продавать автомобиль без колес, с тем, чтобы потребители сами искали того, кто готов их привинтить", - заявил ранее президент Российского газового общества Валерий Язев.
Попытки ЕС и России найти решение этой дилеммы результаты не дали. Ситуация обостряется тем, что ряд восточноевропейских государств сообщества выбрали наиболее жесткий режим применения третьего энергопакета. Эти страны не очень вдаются в обоснования европейских законодательных норм, а просто используют их для установления собственного контроля над энергетической инфраструктурой на своей территории.
Хотя Еврокомиссия подчеркивает, что расследования связано только с "конкретной российской компанией" и не затрагивает отношения России и ЕС в целом, можно с уверенностью предположить, что это решение заметно "подогреет" энергетические отношения России и ЕС, особенно в преддверии зимы, когда потребность в энергоресурсах заметно растет. Особую остроту ситуации придает тот факт, что сегодня многие страны ЕС одна за другой принимают политические решения об отказе от атомной энергетики, без четкого понимания о способах компенсации энергетического дефицита.
-
1-5 апреляПрограмма повышения квалификации
-
16 апреляВебинар
-
16 апреляМастер-класс
<< | Сентябрь, 2012 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента