Президиум ВАС РФ подтвердил право регионального природоохранного ведомства взыскать штраф с дочки "Роснефти" за ущерб окружающей среде
В октябре 2011 года инспектор нефтеюганского отдела ведомства под названием "Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" обнаружил, что на месте аварий 2-3-летней давности на нефтепроводе ООО "РН-Юганскнефтегаз" (ранее основное добывающее предприятие "ЮКОСа", а теперь "Роснефти") осталось загрязнение от разлившейся нефти и погибли деревья. Нефтяные компании в таких случаях должны произвести "ликвидационные мероприятия", то есть устанить последствия утечки в течение четырех часов после нее, но этого сделано не было, "Юганскнефтегаз" был привлечен службой к административной ответственности и оштрафован на 20 000 руб.
Сам факт правонарушения нефтяники не оспаривали, но им не понравилось, что "Юганскнефтегаз" взялось штрафовать региональное ведомство, и "дочка" "Роснефти" обжаловала это постановление в суде (дело А75-10314/2011). Основной аргумент "Юганскнефтегаза" состоял в том, что Природнадзор Югры не был уполномочен привлекать компанию к ответственности, так как надзор за ее деятельностью в области охраны окружающей среды относится к компетенции федеральных властей (она входит в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю, который утвержден постановлением Правительства РФ № 285 от 31 марта 2009 года).
Однако Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа ≈ Югры с этим не согласился. Судья Татьяна Кущева решила, что в отдельных случаях деятельность даже включенной в "федеральный" список компании подлежит и региональному экологическому надзору. Этот вывод она обосновала ссылкой на постановление Правительства РФ № 394 от 22 июня 2007 года, которым было утверждено положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора. В нем говорится, что их могут осуществлять не только федеральные органы, но и органы исполнительной власти субъектов.
А вот восьмая апелляция, куда затем обратился "Юганскнефтегаз", приняла прямо противоположное решение, и тогда уже Природнадзору Югры пришлось подавать жалобу ≈ в Высший арбитражный суд. А тройка судей ВАС в составе Валентина Александрова, Анатолия Березия и Михаила Юхнея решила, что ее стоит рассмотреть на президиуме.
Логика у судей была такая: во-первых, согласно Лесному кодексу, Российская Федерация может передавать органам госвласти субъектов свои полномочия в области лесных отношений. Во-вторых, есть соответствующее постановление правительства (то самое, за номером 394, на которое ссылался суд первой инстанции). В-третьих, Природнадзор Югры получил свои полномочия в соответствии с постановлением губернатора округа № 177 от 6 сентября 2010 года, в котором говорится, что эта служба является исполнительным органом, осуществляющим функции по государственному надзору и контролю в сфере охраны окружающей среды. Следовательно, заключила коллегия судей, Природнадзор Югры является уполномоченным органом госвласти по осуществлению федерального лесного надзора и имеет полное право наказывать нефтяников за ущерб лесам в регионе.
-
13-15 ноябряВсероссийская конференция
-
18-22 ноябряДругое
-
21 ноябряПрактический семинар
<< | Февраль, 2013 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 |
- Сырьевая база свинца и цинка России. Региональные особенности освоения и перспективы развития по 2040 г.
- Техногенные ресурсы остродефицитного минерального сырья и возможности их реализации в пределах Уральского региона
- Состояние и основные направления развития Системы формирования отраслевого фонда материальных носителей первичной геологической информации о недрах
- Методические требования к инструментарию оценки достоверности разведанных запасов угля
- Об экспертизе проектов геологического изучения недр и особенностях составления проектов на подземные воды
- Особенности корпоративного управления в юниорных компаниях
- Основные и попутные полезные компоненты комплексного минерального сырья: технологические и экономические проблемы их добычи и реализации
- Правовые проблемы, связанные с привлечением третьих лиц к выполнению горных работ на участке недр на основании договора подряда
- Перспективы мирового рынка лития
- Минерально-сырьевая база сурьмы России: состояние и перспективы развития