Действующая система перекрестного субсидирования основана на том, что субсидируемых и субсидирующих потребителей одного региона обслуживает одна энергокомпания (АО-энерго), которая переводит средства, полученные от крупных потребителей, на компенсацию затрат на поставки электроэнергии населению. При этом АО-энерго оказывает комплексную услугу энергоснабжения (без деления на сетевую, сбытовую и генерирующую составляющую).
В ходе реформирования РАО "ЕЭС России" региональные АО-энерго разделяются на генерирующие, сетевые, сбытовые и другие компании с собственными прозрачными тарифами. Кроме того, по мере развития либерализованного рынка электроэнергии у субсидирующих потребителей появляется возможность свободного выхода на оптовый рынок, а по мере либерализации розничного рынка появляются независимые энергосбытовые компании. В результате отсутствия единой для всех потребителей региона энергоснабжающей организации исчезает возможность использовать существующий способ перекрестного субсидирования.
Вместе с тем, единовременное устранение перекрестного субсидирования может привести к росту тарифов для населения, учитывая, что в 2005 г. цены на электроэнергию для населения в среднем в 2 раза ниже экономически обоснованного уровня. В связи с этим, доведение энерготарифов для населения до экономически обоснованного уровня необходимо осуществлять постепенно, предусмотрев при этом меры по защите социально уязвимых групп населения.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" принял к сведению выводы о необходимости сохранения в 2005 г. существующего механизма перекрестного субсидирования. Поддержание в текущем году прежнего механизма должно осуществляться, в частности, за счет наложения ограничивающих условий допуска на оптовый рынок крупных потребителей. Подобным условием должна быть компенсация возможных убытков энергосбытовым организациям, вызванных необходимостью продажи электроэнергии населению по заниженным ценам.
При этом, Совет директоров РАО "ЕЭС России" согласился с необходимостью (в качестве подготовительных мер к запуску новой модели оптового рынка в 2006 г., предусматривающей, в частности, свободный допуск крупных покупателей на оптовый рынок) реализацию на государственном уровне следующих решений:
- введение социальной нормы потребления электроэнергии, в пределах которой население должно получать электроэнергию по льготным тарифам, сверх нее - по экономически обоснованным;
- введение нового механизма перекрестного субсидирования, предусматривающего его "легитимизацию" (ныне перекрестное субсидирование практически не регулируется на уровне нормативно-правовых актов) с определением новых источников перекрестного субсидирования, учитывающих изменения структуры отрасли и модели рынка.
Повышение тарифов на электроэнергию в результате устранения перекрестного субсидирования должно компенсироваться для социально уязвимых слоев населения адресной бюджетной поддержкой.
Совет директоров РАО "ЕЭС России" принял к сведению возможные варианты изменения механизма перекрестного субсидирования и признал наиболее целесообразным решением введение специального неналогового сбора с участников оптового рынка электроэнергии в качестве легитимного источника компенсации энергоснабжающим организациям заниженного тарифа для населения.
-
23-24 маяПрактический семинар
-
19-21 июняВсероссийский практикум
-
13-15 ноябряВсероссийская конференция
<< | Март, 2005 | >> | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | С | Ч | П | С | В |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
- Полвека морской нефтегазовой разведки на российских шельфах: достижения, проблемы и пути их решения
- Оценка перспектив Архангельской области на открытие новых месторождений алмазов
- Кризис НДПИ: акциз или рентный налог, отменить или реформировать?
- Экономика рационального недропользования
- Прогноз добычи газа в Республике Саха (Якутия) с учетом структуры сырьевой базы, транспортной обеспеченности, потребностей внутреннего и внешнего рынков
- Особенности правового регулирования предоставления и использования водных объектов для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых
- Изменения в правовом регулировании отношений по региональному геологическому изучению недр
- Формирование новой нефтетрейдинговой парадигмы России
- Сотрудничество России со странами-экспортерами энергоносителей в ЕАЭС
- Николай Валуев: повышение привлекательности "зелёных" подходов для экономики станет ключом к реализации Послания президента