Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

При реализации СРП контракты, заключенные с российскими организациями, на деле выполняются иностранными субподрядчиками
02.12.2013

 Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки эффективности деятельности государства и компаний-операторов проектов по реализации действующих соглашений о разделе продукции (далее — СРП) за 2012 г. С сообщением выступил аудитор Александр Жданьков.

В настоящий момент в России действуют три соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции ("Сахалин-1", "Сахалин-2" и "Харьягинское СРП").

За весь период реализации этих соглашений было добыто 103 млн тонн нефти с конденсатом и 71,9 млрд кубических метров газа, а также произведено 36,9 млн тонн сжиженного газа. Объем экспорта углеводорода в стоимостном выражении вырос по сравнению с 2011 г. на 7% и составил $17,5 млрд. При этом объем экспорта нефти снизился на 2 %, а сжиженного природного газа — возрос на 30%. Совокупные затраты с начала работ составили более $55 млрд, из которых $4,5 млрд — затраты 2012 г. Все затраты, подлежащие возмещению ($49 млрд), компенсированы государством в полном объеме. Доход государства за указанный срок составил более $16 млрд. Из них $10 млрд поступило в федеральный бюджет и $6 млрд — в региональные бюджеты.

Вместе с тем, на Коллегии было отмечено, что при реализации СРП существует ряд проблем, требующих скорейшего решения.

Одной из таких проблем является отсутствие должного контроля со стороны государства за имуществом, созданным при выполнении cоглашений. По словам Александра Жданькова, во всех СРП определено, что создаваемое имущество учитывается операторами и является их собственностью. По возмещении государством полной стоимости затрат право собственности переходит Российской Федерации. Однако, несмотря на то, что все возмещаемые расходы по проектам государством компенсированы, созданное имущество в его собственность не передано. Более того, проверкой установлено, что дорогостоящее имущество и даже целые имущественные комплексы, созданные операторами проектов, нигде не учтены и не зарегистрированы, эксплуатируются без правоустанавливающих документов, что создает риски их дальнейшей утраты.

"Такое отношение к имуществу со стороны государственных органов негативно сказывается на позиции операторов. Вместо того, чтобы приобретать имущество с последующей передачей его в собственность государству, они арендуют его по ценам, сопоставимым с ценой покупки", — констатировал Александр Жданьков.

В качестве примера бесхозяйственного отношения к собственности аудитор привел ситуацию с арендой оператором "Сахалина-2" квартир для своих специалистов. На сегодняшний день арендуется 234 квартиры, что обходится почти в $6 млн в год. При этом цена аренды за первые три года уже компенсировала их полную стоимость. "За такие средства можно было бы построить новое жилье или приобрести в собственность жилье на вторичном рынке, а не окупать каждые три года чужую собственность", — подчеркнул он.

Докладчик также акцентировал внимание присутствовавших на том, что одной из задач при реализации СРП должно являться обеспечение максимально возможного участия российских организаций в работах по проекту, использование российских материалов, оборудования и рабочей силы.

"На первый взгляд так и происходит, — отметил Александр Жданьков. — Привлечение российских подрядчиков составляет 75% по "Сахалину-1", 61% — по "Сахалину-2" и 95% — по "Харьягинскому СРП". Однако зачастую контракты, заключенные с российскими организациями, на деле выполняются иностранными субподрядчиками".

Кроме того, по всем СРП существуют проблемы по формированию средств на ликвидацию последствий проектов после их завершения. При этом, если по "Сахалину-1" и "Харьягинскому СРП" предусмотрены ликвидационные фонды, формируемые за счет возмещаемых затрат, то по проекту "Сахалин-2" ликвидационный фонд не предусмотрен вообще. "И если сейчас не решить проблему, в будущем расходы лягут на федеральный бюджет и нивелируют полученный от проекта доход", — отметил Александр Жданьков.

Особой критике на Коллегии подверглась деятельность операторов проектов в части их отношения к возмещаемым расходам. "Операторы проектов не требуют от подрядчиков устранения недостатков в гарантийные сроки, не выставляют претензии за срыв работ. В результате за все расплачивается государство", — резюмировал аудитор.

На Коллегии также отмечались проблемы, касающиеся реализации каждого из проектов в отдельности. Так, реализацию проекта "Харьягинское СРП" затрудняют недостаточный уровень управления строительными проектами и серьезное отставание ввода объектов в эксплуатацию в согласованные сроки.

Также было установлено, что система поддержания пластового давления, утилизации газа по "Харьягинскому СРП" не создана, не проведена модернизация центрального пункта сбора продукции для очистки газа. "В результате 74 % или 120 млн кубометров газа в год сжигается. На экономические потери накладывается вред, который наносится экологии. Ни Минэнерго, ни Минприроды комплексную оценку этой проблемы не проводили", — отметил аудитор.

В проекте "Сахалин-1" до сих пор не решен вопрос о реализации природного газа на месторождении Чайво. В результате недополученный доход государства уже составил $3,6 млрд

По проекту "Сахалин-2" установлено, что в нарушение cоглашения от 2008 г. оператор проекта "Сахалин Энерджи" при расчете роялти из добытых углеводородов незаконно исключает тот объем, который использует на собственные нужды. В результате недоплата оператора государству составила более $125 млн

Кроме того, начиная с 2011 г. роялти по проекту "Сахалин-2" направляется государству в натуральной форме в соответствии с распоряжением Правительства РФ. Этот газ поступает в транспортную систему Газпрома для потребителей Сахалинской области и Приморского края. Из-за разницы цен на газ на внешнем и внутреннем рынках, которая составляет $326 за 1 тыс. кубометров, только в 2012 г. поставки газа по такой схеме обошлись государству недополучением 18 млрд руб. дохода.

Коллегия приняла решение направить представления в Минэнерго России и компании-операторы проектов, а также информационное письмо — Президенту и в Правительство РФ. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и Правительство России.

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ