Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

В 2007-2012 гг. в федеральный бюджет не поступили средства в виде налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в объеме около 20 млрд. руб.
04.12.2013

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки состояния и развития минерально-сырьевой базы, эффективности использования недр и формирования доходов федерального бюджета от ее использования, соблюдения природоохранного законодательства в период 2007-2012 гг. Контрольное мероприятие проводилось в соответствии с Планом работы Счетной палаты на 2013 год. С сообщением выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На Коллегии отмечалось, что в проверяемом периоде минерально-сырьевая база России развивалась в соответствии с Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья. За указанный период прирост запасов был получен по 38 из 146 видов полезных ископаемых (26%), воспроизводство по 27 видам (18,5%). В то же время по 62 видам полезных ископаемых запасы уменьшились (более чем на 42,5%).

Расходы федерального бюджета на геологоразведочные работы в проверяемом периоде росли по годам с 19,9 млрд руб. в 2007 г. до 27,1 млрд руб. в 2012 г. и составили более 122 млрд руб. Однако, как подчеркнул докладчик, за счет этих средств был обеспечен прирост в основном только прогнозных ресурсов основных видов полезных ископаемых. В то же время прирост непосредственно запасов полезных ископаемых был обеспечен преимущественно за счет средств недропользователей, которые потратили на эти цели более 1,069 трлн. руб. При этом значительный удельный вес прироста запасов обеспечен за счет доразведки разрабатываемых месторождений и их переоценки, производимой в основном крупными добывающими компаниями, которые имеют значительные запасы полезных ископаемых.

Вместе с тем, результаты контрольного мероприятия свидетельствуют о наличии пробелов в нормативно-правовом регулировании отношений в области недропользования.

Так, анализ динамики соотношения объемов прогнозных и фактических платежей за недропользование, ежегодно поступавших в федеральный бюджет в период с 2007 по 2012 гг., показал, что за исключением 2010 и 2011 гг. фактические объемы платежей за пользование недрами превышали прогнозные величины. При этом максимальное превышение (65,6 млрд руб.) было достигнуто в 2008 г. Это объясняется тем, что Минприроды России в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ не разработало и официально не согласовало с Минфином России методику расчета прогнозируемых доходов федерального бюджета для территориальных органов.

Минприроды России также не внесло в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, конкретизирующих понятия "отходы добывающей промышленности", "отходы перерабатывающей промышленности", "специализированный полигон" и "промышленная площадка", что позволило недропользователям субъективно применять различные нормативы платы за тонну отходов (0,4 руб. или 15 руб. за тонну отходов) и понижающий коэффициент 0,3 при размещении отходов на промышленных площадках. "В результате только по проверенным организациям-недропользователям в консолидированный бюджет Российской Федерации недопоступила плата за негативное воздействие на окружающую среду на сумму 1,2 млрд руб.", — констатировал аудитор.

Кроме того, Минприроды России не были внесены в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, устанавливающих понятие "согласованный уровень добычи", которое является основным показателем лицензионного соглашения.

"Отсутствие указанного понятия, порядка его расчета и требований по его определению обусловило снижение доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации", — подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Так, в результате несоблюдения только проверенными организациями условий лицензионных соглашений в части достижения согласованного объема добычи в 2007 — 2012 гг. в федеральный бюджет не поступили средства в виде налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых в объеме около 20 млрд руб. (расчетно).

Аудитор также сообщил, что суммарный объем разовых платежей за пользование недрами, поступивших в федеральный бюджет по итогам аукционов (конкурсов) в 2007 — 2012 гг., составил 304,8 млрд руб. и имел тенденцию к снижению в ежегодном разрезе.

По словам аудитора, основной причиной большинства несостоявшихся аукционов и конкурсов является ухудшение качества выставляемых на аукционы (конкурсы) участков недр, вследствие исчерпания поискового задела, а также расположение ряда участков недр в слабо освоенных районах с неразвитой транспортно-энергетической инфраструктурой.

В качестве других причин на Коллегии назывались недостаточный уровень организации проведения аукционов, а также невыполнение территориальными органами Роснедр своих полномочий. "В результате не состоялось 53% от запланированных аукционов, что обусловило значительное снижение объемов поступления доходов федерального бюджета по данному коду бюджетной классификации", — отметил докладик.

На Коллегии также отмечалось, что воспроизводство минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета осуществляется без учета потребности экономики в минеральном сырье (кроме топливно-энергетического комплекса, в котором потребность определена Энергетической стратегией России по 22 видам полезных ископаемых). Так, к примеру, при наличии в России запасов редких и редкоземельных металлов потребность в них обеспечивалась за счет импорта.

"В целом можно констатировать, что только устранение имеющихся пробелов в нормативном регулировании отношений в области недропользования способно значительно повысить доходы федерального бюджета и улучшить систему отношений в данной сфере", — резюмировал свое выступление Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Коллегия приняла решение направить представления в Минприроды России, ОАО "Гайский ГОК", ОАО "Южкузбасуголь", ЗАО "Полюс". Отчет о результатах контрольного мероприятия направляется в Правительство РФ, палаты Федерального Собрания и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

<< Декабрь, 2013 >>
Пн Вт С Ч П С В
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ