Профильные ведомства РФ прорабатывают несколько вариантов реализации нефтепродуктов по своповой схеме (по схеме замещения), в том числе с участием российских НПЗ за рубежом.
При этом нефтепродукты, поставляемые по своп-сделкам, ФАС предлагает освободить от импортных и экспортных пошлин, а взыскивать внутренние налоги, уточнил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин в интервью "Российской газете".
По его словам, "во-первых, Россия могла бы поставлять дизельное топливо туда, где его не хватает, к примеру, в Европу. И замещать его поставками бензина, например, из Кореи или других стран, где есть переизбыток". Второй вариант для свопов — поставки импортного топлива с российских зарубежных НПЗ в регионы, что несколько изменит потоки поставок топлива. "Это даст возможность выравнять цены в европейской части, в Сибири и на Дальнем Востоке, обеспечить равномерное покрытие нефтепродуктами и сэкономить на транспортных издержках", — уверен замглавы ФАС.
Оба варианта сейчас обсуждаются с нефтяными компаниями. По обеим схемам предлагается освободить нефтепродукты от импортных и экспортных пошлин, но при этом взыскивать внутренние налоги. "Для бюджета это равноценно, и никаких потерь не возникает", — подчеркнул Голомолзин. По словам чиновника, в Минфине идею не отвергли, но назвали нуждающейся вв дополнительной проработке.
"Если эти нормы закона будут приняты, потребность во внутреннем топливном резерве заметно сократится", — уверен представитель антимонопольного ведомства. В настоящее время объем топливного резерва в стране колеблется в пределах 1-1,7 млн тонн.
Голомолзин также признал, что в стране еще остаются проблемы с качеством топлива: по итогам проверок (проведенных Росстандартом) в 2013 году треть нарушений была связана с качеством, когда топливо по компонентам не соответствовало требованиям регламента или в чеках отсутствовала информация по классу топлива. В 2013 году по фактам таких нарушений было взыскано около 10 млн штрафов.