Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Проверка законности и эффективности планирования, заключения и исполнения контрактов (договоров) для государственных и общественных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" (подпрограмма "Освоение и использование Арктики")". С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.
Подпрограмма "Освоение и использование Арктики" включает пять комплексных проектов, направленных на решение в Арктике следующих задач:
-устойчивое освоение ресурсов;
-экологическая безопасность;
-развитие инфраструктуры транспортной системы;
-адаптация инфраструктуры и населения к изменениям климата;
-укрепление присутствия на архипелаге Шпицберген.
"Анализ задач, целевых индикаторов и показателей эффективности подпрограммы свидетельствует об их неполной взаимоувязанности, они не позволяют объективно оценить эффективность реализации комплексных проектов", — отметил аудитор.
Кроме того, ожидаемые результаты носят описательный характер и не содержат количественных параметров, что осложняет определение результативности использования госзаказчиками средств федерального бюджета. А по мероприятиям двух госзаказчиков Росгидромета и Россвязи целевые индикаторы и показатели эффективности вообще не определены.
Доля подпрограммы в общем объеме бюджетного финансирования ФЦП "Мировой океан" в 2008-2013 гг. составила 29,5% или 1,4 млрд руб. В 2011-2013 гг. предусмотрено обеспечение в объеме 1,2 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 1 млрд руб. Источниками внебюджетного финансирования должны были являться собственные средства организаций-исполнителей и привлеченные: кредиты банков, заемные средства других организаций, средства потенциальных потребителей технологий, гранты международных организаций и приарктических государств.
"В проверяемом периоде Минприроды не обеспечило привлечение внебюджетных средств в объемах, утвержденных постановлением Правительства", — отметил докладчик. — "В этом случае МЭР с участием Минфина должны вносить в Правительство предложения о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий целевой программы. Однако, несмотря на систематическое невыполнение Минприроды задания по привлечению внебюджетных средств, такие предложения не инициировались".
В 2011-2013 гг. суммарные кассовые расходы средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы государственными заказчиками, являвшимися объектами проверки, составили 906,1 млн руб. или 95,6% от общего объема бюджетных назначений.
"Невыполнение бюджетных назначений связано в основном с неисполнением обязательств исполнителями по государственным контрактам, заключенным Минприроды", — отметил Максим Рохмистров.
Так, из-за невыполнения исполнителем своих обязательств расторгнут заключенный Минприроды долгосрочный госконтракт стоимостью 62,5 млн руб. на проведение научно-исследовательской работы по оценке накопленного экологического ущерба в Арктической зоне РФ и обоснованию мероприятий по его ликвидации. А проведение новых торгов не привело к заключению контракта, так как не было подано ни одной заявки на участие.
Не был исполнен госконтракт по очистке Арктической зоны РФ и районов российского присутствия на Шпицбергене от отходов — плановое значение на 2013 г. составляло 3,1 тыс. тонн. Исполнителем работ являлся ООО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат". Акт выполненных работ по очистке территорий не был подписан, потому что Минприроды высказало претензии к их объему и содержанию. Стоимость работ 19,9 млн руб. не оплачена, средства в указанных объемах возвращены в бюджет. Однако за исполнителем числится непогашенный аванс 8 ,5 млн руб., что создает риски необоснованного пользования бюджетными средствами.
Следует отметить, что в 2011 и 2012 гг. очистка загрязненных территорий в Арктической зоне РФ проходила успешно. В 2011 г. она составила 2,1 тыс. тонн отходов. В 2012 г. в ходе работ было поднято и утилизировано шесть затонувших судов, произведена рекультивация загрязненных земель общей площадью 7,3 га, источники загрязнения сокращены на 7 тысяч тонн.
В указанном периоде МЭР являлось государственным заказчиком по выполнению пяти мероприятий подпрограммы в части НИОКР. Результаты проверки свидетельствуют о том, что Минэкономразвития формировало стоимость научно-исследовательских работ без достаточного экономического обоснования, без обоснования объема предполагаемых трудозатрат.
На момент окончания проверки Счетной палаты Минэкономразвития не осуществило практическое применение результатов научно-исследовательских работ, выполненных в 2013 г. по трем государственным контрактам общей стоимостью 28,7 млн рублей. Однако по информации МЭР они будут использованы во II полугодии 2014 г. для подготовки предложений и докладов.
"В целом проверкой установлено отсутствие должной координации Минэкономразвития государственных заказчиков при реализации мероприятий подпрограммы, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении", — подчеркнул аудитор.
По итогам рассмотрения отчета Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационные письма в Правительство, Минэкономразвития и ФАС, а также отчет — в Государственную Думу и Совет Федерации.