school.lawtek.ru
БЛИЖАЙШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43,
Тел.:  +7 (499) 235-47-88,
Тел.:  +7 (499) 787-70-22,
Тел.:  +7 (499) 787-76-85.
Факс: +7 (499) 235-23-61.

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

А. Голомолзин: Основные проблемы связаны не с конкурентными, а с монопольными сегментами рынка в сферах ТЭК
13.10.2014

Сессия, посвященная антимонопольному регулированию в ТЭК и электроэнергетике, состоялась 10 октября 2014 года, в рамках VI ежегодной конференции "Антимонопольное регулирование в России", организованной некоммерческим партнерством "Содействие развитию конкуренции" и газетой "Ведомости" при поддержке Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

Модератор сессии, руководитель группы антимонопольной практики GoltsblatBLP Виталий Дианов, в своем вступительном слове поприветствовал участников и подчеркнул актуальность темы, особенно в условиях непростой рыночной ситуации, которая сложилась в последнее время.

Основными темами для обсуждения стали:

• Опыт применения правил антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике, вопросы дальнейшего совершенствования нормативной базы.

• Ценообразование на рынках электроэнергии: является ли выбранная модель регулирования и контроля оптимальной и эффективной (на примере дел в сфере манипулирования свободными ценами, формирования и применения тарифов).

• Ценообразование на рынках поставок газа / СУГ. Предложения по организации биржевой торговли газом / СУГ.

Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин представил доклад "Антимонопольное регулирование в ТЭК и электроэнергетике".

В начале своего выступления Анатолий Голомолзин отметил, что обсуждая рынок электроэнергии, нужно понимать, что основные проблемы связаны не с конкурентным оптовым рынком, а с монопольным розничным рынком и в первую очередь с услугами по передаче электрической энергии. Количество нарушений антимонопольного законодательства субъектами конкурентного оптового рынка составляет менее 1% от общего количества нарушений на рынках электроэнергии. При этом, если с 2008 года цены на конкурентном оптовом рынке менялись с темпами близкими к инфляции, то тарифы на услуги по передаче электроэнергии росли с большими темпами. В результате доля услуг по передаче электрической энергии на низком напряжении доходит до 60% против 40 — 50% на сопоставимых зарубежных рынках. Неэффективное установление тарифов регулирование приводит к тому, что число сетевых организаций за это время возросло почти на порядок, при том, что число участников конкурентного рынка (производителей и энергосбытовых организаций), выросло лишь на 30%.

Более благоприятная в целом ситуация в опте связана и с тем, что антимонопольные органы своевременно и адекватно реагировали на нарушения антимонопольного законодательства с учетом особенностей конкурентного рынка. Совместно с организациями коммерческой инфраструктуры рынка (Совет рынка и Администратор торговой системы) была организована система мониторинга цен и ситуации на рынке. Сложилась практика рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства производителями электроэнергии, крупными покупателями электроэнергии, а также энергосбытовыми организациями, которые манипулировали ценами на электроэнергию. С учётом практики применения антимонопольного законодательства, отражающей особенности конкурентного рынка электроэнергии, Правительством РФ были приняты Правила антимонопольного контроля в электроэнергетике.

Далее Анатолий Голомолзин подробно рассказал о мерах, принимаемых ФАС России для развития организованной торговли газом в РФ. "Мы планируем провести первые торги природным газом на бирже 24 октября 2014 года. Ожидается, что на биржевой площадке начиная с 2015 года будет реализовываться порядка 10% от общего объема поставок природного газа на внутренний рынок, это более 30 млрд. кубометров природного газа в год. Считаем, что это будет способствовать развитию конкурентного рынка газа. Уже сейчас по итогам 2013 года независимыми производителями добывалось порядка 28% газа. Весь добытый независимыми производителями природный газ поставляется на внутренний рынок. Газпром поставляет природный газ как на внутренний, так и на внешний рынки. Соответственно, доля независимых организаций на внутреннем рынке составляет уже порядка 40% общих поставок газа. Из этого следует, что "Газпром" из монопольного поставщика становится просто доминирующей компанией, — подчеркнул он. — По результатам введения биржевой торговли газом мы рассчитываем получить индикаторы спотовых цен на месяц, декаду (неделю) и на сутки (двое) вперед. Кроме того на бирже будут регистрироваться и внеберживые сделки — это поспособствует формированию индексов внебиржевых цен и позволит нам видеть объективную ценовую картину рынка".

Работа по развитию биржевых торгов природным газом ведется в соответствии с решением Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности. С целью обеспечения мер для запуска биржевых торгов был разработан план, предполагающий ряд мероприятий по организации взаимодействия органов власти с представителями бизнеса. На площадке ФАС России была создана Рабочая группа, в которую вошли ФАС России, Минэнерго РФ, Банк России, а также СПбМТСБ, ЗАО "РДК", ОАО "Газпром" и ООО "Газпром межрегионгаз поставка". Позднее состав участников расширился за счёт независимых производителей газа, а также потребителей газа. Заседания Рабочей группы проходят еженедельно на регулярной основе.

Также Анатолий Голомолзин проинформировал участников заседания о содержании изменений в совместный приказ ФАС России и Минэнерго России, регламентирующих процедуры торговли на бирже сжиженных углеводородных газов (СУГ). Также подготовлены изменения в Постановление Правительства РФ, которыми будет регламентирована регистрации крупными компаниями внебиржевых сделок на СУГи объемом не менее 30 тон.

Елена Чугунова, заместитель директора по правовым вопросам компании "Комплексные энергетические системы" рассказала о структуре рынков электрической энергии, проанализировала практику применения антимонопольного законодательства. Было также подчёркнуто, что участники рынка и антимонопольный орган ведут постоянную совместную работу по совершенствованию правил игры на рынках электроэнергии.

Президент СПбМТСБ Алексей Рыбников рассказал об организации и проведении торгов в Секции "Газ природный". Он ознакомил участников с механизмами взаимодействия и системой договоров участников рынка с организациями коммерческой инфраструктуры, включая биржу (СПбМТСБ), клиринговую компанию (РДК), организатора транспортировки газа (Газпром межрегионгаз поставка), а также между этими организациями.

Заместитель начальника управления по контролю за электроэнергетикой ФАС России Дмитрий Васильев рассказал о результатах торгов на конкурентном отборе мощности (КОМ). Он отметил, что сложившиеся результаты продемонстрировали работу рыночных механизмов в действующей модели конкурентных отборов мощности. Преобладание предложения над спросом в Первой ценовой зоне оптового рынка отразилось на снижении цены, причем не только в ЗСП без предельного уровня цен, но и в оставшихся ЗСП с "прайс-кэпом". Во Второй ценовой зоне уже на протяжении целого ряда лет цены на мощность меняются с темпами, близкими к темпам инфляции.

<< Октябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ
МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ПРАКТИКА МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ