Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в ежегодных ключевых мероприятиях "ПравоТЭК"!

Наша основная задача — информировать специалистов нефтегазовой, горнодобывающей и энергетической отраслей промышленности о происходящих изменениях в правовом и налоговом регулировании, организовывать и поддерживать диалог между специалистами компаний и регулирующими государственными органами, знакомить профессиональное сообщество с ведущими отраслевыми экспертами, содействовать обмену опытом и знакомству с правоприменительной практикой для решения конкретных задач на местах.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

До встречи!

Виктор Нестеренко,

Председатель Оргкомитета Всероссийского форума недропользователей

Президент НОУ "Институт "ПравоТЭК"

conference.lawtek.ru
КОНФЕРЕНЦИИ ПРАВОТЭК
media.lawtek.ru
ВЫШЛИ В СВЕТ
КОНТАКТЫ

115054 Москва, ул. Зацепа, 23

Тел.:  +7 (495) 215-54-43

e-mail: info@lawtek.ru

Внимание!!!

Временно единый телефон ПравоТЭК +7 (495) 215-54-43

ФАС России: От биржевой торговли энергоресурсами к формированию финансового центра
30.10.2014

27 октября 2014 года в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) состоялось совместное заседание Экспертного совета по развитию конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов и Экспертного совета по развитию конкуренции на финансовых рынках (секция по организованным торгам).

Заседание началось с выступления председателя Экспертного совета, заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина. "Площадка ФАС — это то место, где в сотрудничестве с заинтересованными ведомствами, организациями, экспертами и общественностью вырабатываются важнейшие правила игры, формируются контуры антимонопольной политики, проектируются новые сегменты рынков. В таком формате 3 года назад мы обсуждали вопросы развития биржевых торгов на нефтепродукты. Сегодня это уже устоявшийся ценовой индикатор. В совокупности с внебиржевыми индексами цен и индексами цен сопоставимых зарубежных рынков (Net Back) они отражают ситуацию на рынке. Биржа позволяет ценам гибко реагировать на меняющиеся спрос и предложения, ситуацию на внешних и внутренних рынках. Индикаторы цен наличного товара стали надежной основой для формирования и исполнения внутрироссийских двусторонних прямых контрактов (на западе их называют ОТС-контракты). Индикаторы цен наличного товара также имеют определяющее значение для финансовых рынков, для рынков производных инструментов. Этот сегмент биржевой торговли имеет значительные предпосылки роста, создавая предпосылки для хеджирования рисков".

Анатолий Голомолзин напомнил, что предыдущее заседание экспертных советов при ФАС России было посвящено вопросам биржевой торговли газом (ссылка на пресс-релиз). В прошлую пятницу, 24 октября 2014 года, состоялись торги на природный газ. Было продано 21 млн м3 газа с поставкой на ноябрь на сумму порядка 55 млн руб. Цена с учетом приведения по условиям сопоставимости оказалась несколько ниже, чем регулируемые тарифы. Следующие торги в режиме на месяц вперёд состоятся 25 ноября и 25 декабря 2014 года. В последующем на 2015 год планируется также запуск торгов на декаду (неделю) и на сутки вперёд. Суммарно по году предполагается продавать порядка 35 млрд м3 газа (ссылка на пресс-релиз).

Далее Анатолий Голомолзин прокомментировал подготовленные ФАС России изменения и дополнения в правовые акты.

1. В целях достижения репрезентативных ценовых индикаторов, которые учитывают ценовые параметры сделок с нефтью и нефтепродуктами, заключенных, в том числе, на внебиржевом рынке, как экспортных, так и на поставку на внутренний рынок, ФАС разработала проект постановления, который предполагает дополнение перечня товаров газом природным и экспортными сделки с нефтью.

Кроме того конкретизируются лица, ответственные за предоставление информации о внебиржевом договоре — это производитель товара или лицо, действующее в интересах и за счет производителя.

Изменения, предусмотренные Проектом постановления, также коснулись перечня сведений, предоставляемых бирже лицом, заключившим внебиржевой договор. Это позволят приводить к сопоставимым условиям биржевой и внебиржевой индексы, а также получать информацию из реестра внебиржевых договоров для целей не только антимонопольного, но и налогового контроля.

2. Разработанный проект приказа ФАС России и Минэнерго России предусматривает утверждение минимальных величин продаваемой на бирже нефти, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующим на соответствующих товарных рынках хозяйствующим субъектом.

Предлагается утвердить минимальную величину нефти, продаваемой на бирже в размере 5 % от месячного объема добычи каждым занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом и не менее 4% от месячного совокупного объема добычи нефти всеми занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами.

3. ФАС России по итогам обсуждений проекта приказа, а также с учётом необходимости нормативно способствовать исключению из режима анонимных торгов адресных сделок внес поправки, дающие возможность заключения адресных сделок в рамках отдельной сессии, сделки на которой заключаются по средневзвешенным ценам, сформированным в условиях рыночного ценообразования на предшествующей торговой сессии.

Также Анатолий Голомолзин проинформировал участников заседания о том, что ФАС России разработано и в настоящее время находится в стадии подписания соглашение по совершенствованию механизмов реализации нефти и нефтепродуктов для заключения его между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и участниками рынка (Биржевой совет).

"Наличие устойчивых индикаторов биржевых и внебиржевых цен на нефтепродукты, формирование устойчивых биржевых и внебиржевых цен на уголь, вкупе с развитым организованным спотовым рынком электроэнергии на сутки вперёд, — всё это способствует развитию межтопливной конкуренции. Наличие развитых организованных рынков наличного товара и производных инструментов на эти базовые активы наряду с организованными торгами на рынке акций и на валютном рынке создают предпосылки для эффективно работающих инструментов перелива капитала. В этой связи важной является работа, которую мы ведём совместно с Банком России. Очевидной является взаимосвязь сформированного центра организованной торговли сырьевыми товарами и формирующегося финансового центра. Такая коммерческая инфраструктура станет важным элементом мировых финансово-хозяйственных отношений. Этому будет также способствовать развитие биржевых контрактов на нефть марки ВСТО и Юралс, прорабатываемых биржевых контрактов на нефтепродукты (дизельное топливо), а также развитие системы репортирования на бирже внебиржевых сделок по всем сырьевым экспортным товарам", — отметил Анатолий Голомолзин.

По данным Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи (СПбМТСБ) с 2011 года по 2014 год количество участников торгов секции нефтепродуктов возросло в 1,5 раза (с 905 до 1391), количество заключенных сделок возросло почти в 6 раз (с 11714 до 68102), а средний объём сделки уменьшился почти в 5 раз (с 968 до 207 тонн). Это, по мнению Анатолия Голомолзина, свидетельствует о значительном повышении доступности и конкурентности проводимых торгов. "Биржевые торги стали значимым способом реализации нефтепродуктов. Если по итогам 2013 года на бирже было продано 12,1 млн тонн нефтепродуктов (дизельного топлива — 38%, бензина — 35,8%, авиакеросина — 15,2%, мазута — 10,2%) на сумму 347 млрд рублей, то за 10 месяцев 2014 года было продано 14 млн тонн на сумму 420 млн рублей. До конца года эти суммы могут составить порядка, соответственно, 16 млн тонн и 500 млрд рублей", — делает прогноз заместитель руководителя ФАС России.

В развитие заявленной темы на заседании выступил Президент СПбМТСБ Алексей Рыбников. Он подчеркнул важность дальнейшего развития биржевой торговли нефтью, совершенствования для этих целей нормативно-правовой базы в рамках предлагаемых ФАС России изменений. Он привел данные по итогам торгов и по итогам репортирования внебиржевых сделок на бирже. Он отметил, что наряду с биржевыми котировками, индикаторы внебиржевого рынка кардинальным образом повысили степень информационной прозрачности рынка топливно-энергетических ресурсов. "В 2014 году за 10 месяцев было зарегистрировано более 100 тыс. договоров на нефтепродукты суммарно более 90 млн тонн. Зарегистрировано более 550 договоров на поставку нефти суммарно более 85 млн тонн. Зарегистрировано более 10 тыс. договоров на поставку угля суммарно более 150 млн тонн. Значимой является проводимая биржей с участниками рынка работа по формированию экспортных биржевых контрактов на нефть марки ВСТО, а также на дизельное топливо", — заявил Алексей Рыбников.

Инициативы ФАС России также поддержали выступившие представители Банка России и Минэнерго России.

С докладом на тему: "Проблемы российского рынка автобензина и подходы к их решению" выступил генеральный директор НА "Аналитика товарных рынков" М. Турукалов. Г-н Турукалов поддержал поправки, касающиеся упорядочения вопросов заключения адресных сделок. Основная часть его выступления была посвящена проблеме диспаритета биржевых и мелкооптовых цен. Анатолий Голомолзин, комментируя это выступление, отметил, что частично эти вопросы решаются в рамках принятых и принимаемых нефтяными компаниями торговыми политиками, а окончательно урегулировать эти вопросы можно в рамках предлагаемых ФАС России законопроектов "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов" и "О рыночном ценообразовании". Что касается предложения о возможности повышения доли нефтепродуктов на бирже, А. Голомолзин отметил, что установленное пороговое значение (10%) обеспечивает рыночное ценообразование, которое в свою очередь способствует привлечению на биржу дополнительных объёмов нефтепродуктов. Если в 2013 году доля поставок на внутренний рынок по итогам биржевых торгов варьировалась от 9,9% по мазуту до 19,2% по авиакеросину, то в 2014 году варьировалась от 12,2% по мазуту до 22,4% по авиакеросину. Но при этом не налагалось избыточных требований на компании, которым в силу разных причин было затруднительно поставлять на биржу более 10%.

Если покупателей нефтепродуктов волновал вопрос дальнейшего расширения биржевой торговли, то представителя одной из нефтяных компаний — ОАО "Сургутнефтегаз" — волновала тема высокого уровня порогового значения продаж на бирже нефти, а также статус этого порогового значения — обязательный или добровольный. Анатолий Голомолзин разъяснил, что в отношении нефтепродуктов доля в 10% установлена в рамках предписания ФАС. В отношении нефти такого требования ни в рамках предписания ФАС, ни в рамках закона установлено не было. Но этот параметр не является ограничительным или пресекательным, он является стимулирующим. Биржевая торговля нефтью в России уже имеет место быть. Потенциал её наращивания имеется за счёт участия независимых нефтедобывающих компаний, добывающих порядка 14,5 млн тонн нефти в год, Ещё больший потенциал имеется за счёт также вовлечения в торги ресурсов тех нефтяных компаний, которые не сбалансированы по добыче и переработке нефти. Формирование уровня рыночных цен, отвечающих требованиям законодательства, является и дополнительной возможностью снятия претензий со стороны антимонопольных или налоговых органов.

Далее об актуальных проблемах и перспективных механизмах антимонопольного регулирования и развития конкуренции на рынке нефти и нефтепродуктов рассказал заместитель председателя Совета НП "Независимые отечественные нефтетрейдеры" П. Баженов. Он высказался о важном значении института биржевых торгов для независимых компаний и полностью поддержал все инициативы ФАС по внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты по вопросам биржевой торговли. Основная же часть доклада касалась проблем взаимоотношений независимых участников рынка и нефтяных компаний. Часть из тех предложений, которые были сформулированы докладчиком, например, касающиеся создания системы мониторинга ситуации, уже в значительной мере реализованы на практике и представлены на сайте ФАС (что и было продемонстрировано на заседании). То же самое касается формулирования типологии нарушений, соответствующая информация на регулярной основе предоставляется ФАС, хотя актуальность этой темы постоянно снижается — с 2008 года по настоящее время ежегодное количество дел, рассматриваемых антимонопольной службой снизилось почти в 8 (!) раз — в первую очередь, за счёт развития мер по рыночному ценообразованию.

По итогам заседания предложения ФАС России по внесению и изменению нормативно-правовой базы были поддержаны участниками заседания.

<< Октябрь, 2014 >>
Пн Вт С Ч П С В
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ

Если Вы хотите подписаться
на рассылку новостей
перейдите по ссылке

АНАЛИЗ И КОММЕНТАРИИ

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ